В статье приводится пример организации проектной деятельности студентов с использованием информационных технологий.
Ключевые слова: проект, компетенция, умение, интерес студентов, программный продукт, способ деятельности
Задача среднего профессионального учебного заведения — сформировать общие и профессиональные компетенции, которые необходимы будущему специалисту для успешной реализации в профессиональной деятельности. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, знаний, умений, навыков и способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Однако профессиональная компетентность не является спектральным набором определенных компетенций.
Отдельные точки профессиональной траектории специалиста характеризуются различными уровнями профессиональной компетентности. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующими компетенциями, включающими его личностное отношение к ним и предмету деятельности. Компетентность характеризует готовность обучающихся применять знания, умения, навыки, способы деятельности и ценностные отношения для решения практических задач в реальной жизни [1, с. 55]. Формирование профессиональной компетентности студента в условиях информатизации всех социально-экономических сфер современного общества невозможно без совершенствования системы профессионального образования с помощью информационно-коммуникационных технологий, которые сегодня приобретают особую гуманистическую значимость, открывая для каждой личности уникальные возможности самореализации и комфортного мироощущения.
Среди современных педагогических технологий, с нашей точки зрения, проектная деятельность обучающихся является наиболее адекватной поставленным целям образования — формированию компетенций. В основу метода проектов положена идея развития познавательных навыков студентов, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Именно поэтому на практических занятиях я, как преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин, в системе применяю проектную деятельность студентов средствами информационных технологий.
Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы студентов. Но каждое занятие не может быть свободным, т. е. учитывать только интересы студентов, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Поэтому я совмещаю традиционную и личностно — ориентированную системы обучения путем включения элементов проектной деятельности. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений студентов по базовому курсу той или иной дисциплины. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний.
Структура учебного проекта включает три основных этапа: подготовительный, основной и завершающий.
На подготовительном этапе происходит знакомство с технологией проектного обучения, обсуждаются темы проектов, возможности их осуществления, формулируются цели, задачи и пути их решения.
Основной этап предполагает реализацию исследовательской деятельности по проекту, которая включает работу с дополнительной литературой, выполнение работ по заданиям. В процессе моей работы в данном направлении сложилась система заданий, при выполнении которых студенты должны получить уверенные практические навыки работы с программами Adobe Photoshop, Corel Draw, MS PowerPoint, MS Publisher, Macromedia Flash, 3D Studio Max, Pinnacle Studio, язык гипертекстовой разметки HTML. В ходе выполнения проекта студенты оказываются вовлеченными в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний. Выполняя проект, студенты используют не только учебную, но и учебно-методическую, научную, справочную литературу, получают, при необходимости, консультационную помощь. Использование принципа взаимопомощи позволяет формировать надпредметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные, умения и навыки работы в команде и др.
На завершающем этапе происходит защита проектов. Проект всегда направлен на результат, в этом выражается его прагматическая направленность. Результат можно получить при решении актуальной профессиональной или лично значимой проблемы, его можно увидеть, осмыслить, применять в реальной практической деятельности [3, с. 267]. И если главным итогом учебно-исследовательской деятельности является постижение истины, то работа над проектом предполагает получение практического результата — образовательного продукта. Продуктом может быть:
— ролик,
— буклет, показан на рис. 1
— ребус, показан на рис. 2
— плакат,
— инструкция,
— презентация,
— эмблема,
— пазл, показан на рис. 3
— web-сайт:
и др.
Рис. 1. Буклет
Рис. 2. Ребус
Рис. 3. Пазл
Применение проектной деятельности на занятиях по общепрофессиональным и специальным дисциплинам учит студентов самостоятельно осваивать теорию, применять знания для решения новых задач; способствует овладению исследовательскими методами; позволяет развивать проектировочные и коммуникативные умения и навыки, творческую самостоятельность, способствует формированию и развитию профессиональных компетенций у будущих специалистов, лучшему и более глубокому усвоению информации.
На рисунке 4 приведем пример итогового проекта.
Рис. 4. Пример готового итогового проекта
Литература:
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. — 2003. — № 5. — с. 55–59.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. — М.: Академия, 2000. — 296 с.
- Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. — М.: Академия, 2008. — 365 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.