Автором акцентируется внимание на государственном контроле в отношении малого и среднего предпринимательства. Анализируются сведения о количестве профилактических контрольно-надзорных мероприятий в виде профилактических визитов, выявляются основные вызовы и направления совершенствования контрольно-надзорной деятельности. Особое внимание уделяется балансу между необходимостью государственного контроля (надзора) и обеспечения соблюдения законодательства и снижения административного давления на субъектов МСП.
Ключевые слова: МСП, государственный контроль (надзор), профилактический визит, оптимизации процесса проверки.
Предпринимательская деятельность играет жизненно важную роль в экономическом развитии любой страны. Предпринимательство создает возможность для трудоустройства, приносит доход и способствуют росту валового внутреннего продукта (ВВП). Однако осуществление предпринимательской деятельности не лишено рисков, которые могут иметь негативные последствия для общества и экономики. В этой связи возникает необходимость государственного контроля и надзора. Государственная контрольная деятельность — это осуществляемая органами государственного аппарата двуединонаправленная функция государственного управления, призванная обеспечить режим всеобщей законности [3, с. 1132].
Создание надежной системы государственного регулирования предпринимательства является приоритетной задачей любого правительства. Такая система должна включать эффективную контрольно-надзорную деятельность, необходимую для обеспечения надлежащего функционирования предпринимательства.
Отлаженная система государственного регулирования и контрольно-надзорной деятельности предпринимательства должна обеспечивать соблюдение предпринимателями этических и законных методов ведения бизнеса, а также способствовать добросовестной конкуренции.
Ране созданная в нашей стране система контрольно-надзорных процедур предпринимательской деятельности потребовала упорядочения и упрощения. С этой целью был разработан от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Закон № 248-ФЗ) [1]. Данный закон направлен на упрощение и оптимизацию процедур контроля и надзора, снижение нагрузки на бизнес. Указанным актом вводятся новые принципы осуществления государственной контрольной (надзорной) деятельности. Кроме того, закон направлен на усиление подотчетности и прозрачности деятельности контрольно-надзорных органов. Важно отметить, что разные виды контроля, предусмотренные Законом № 248-ФЗ, могут иметь разные цели и применяться на разных уровнях. Тем не менее, они разделяют общую цель регулирования и рационализации деловой активности.
Упрощенная система контрольно-надзорных процедур должна облегчить предпринимателям соблюдение императивных нормативных требований для осуществления их деятельности. Что должно привести к повышению комплаенса, и, в свою очередь, улучшить функционирование бизнес-структур. Кроме того, оптимизированная система должна снизить затраты предпринимателей на соблюдение обязательных требований, позволяя им направлять ресурсы на более продуктивную деятельность.
Однако важной проблемой, требующей внимания, является необходимость оптимизации процесса проверки субъектов малого и среднего бизнеса (далее — МСП). К МСП относят ИП или организации, которые соответствуют определенным в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.05.2024) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2] условиям (по количеству лиц, занятых в деятельности, по объему прибыли, по участию государственных структур и др.). Такой подход помогает учитывать особенности каждой категории бизнеса и позволяет адаптировать правовое регулирование, налоговую нагрузку и предоставление льгот к их реальным потребностям и возможностям. В настоящее время, по данным ИФНС России всего субъектов МСП зарегистрировано — 6 437 421. Разделение субъектов предпринимательства и уделение большего внимание субъектам МСП позволяет стимулировать рост малого и среднего бизнеса через доступ к специальным программам, грантам и субсидиям, что способствует развитию конкуренции и инноваций в экономике. Субъекты МСП являются важным источником занятости, особенно в регионах. Чрезмерное количество проверок может создать дополнительное административное давление на предпринимателей, что негативно сказывается на их деятельности. Одним из решений может стать внедрение профилактических визитов, которые позволят минимизировать нарушения на ранних стадиях, а не только реагировать на них уже после выявления.
Согласно Сводному докладу о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации в 2023 году [4] в отношении субъектов МСП проведено 1 804,8 тыс. контрольно-надзорных мероприятий в виде профилактических визитов, что в 1,8 раза больше, чем в 2022 году (982,3 тыс.): 445,5 тыс. профилактических визитов (в 2,1 раза больше, чем в 2022 году), объявлено 1 359,2 тыс. предостережений (в 1,8 раза больше, чем за 2022 год).
В прошедшем году (в 2023) наблюдалось повышенное внимание к профилактическим мероприятиям в отношении субъектов МСП со стороны Роструда. За год количество профилактических визитов увеличилось в два раза по сравнению с 2022 годом. МЧС России провел 11,8 тыс. профилактических визитов, а ФНС России — 3,1 тыс. Доля профилактических визитов Роструда среди всех федеральных контрольных органов составила 23,6 % (81,1 тыс. профилактических визитов), при этом около 85 % из этих визитов были направлены на микропредприятия. Более 99 % проверок Роструда связаны с контролем за соблюдением трудового законодательства. Это значительно превышает количество визитов, проведенных другими контрольными органами, такими как МЧС России, ФНС России и Россельхознадзор. Пожарный надзор занимает второе место с 60,4 тыс. проверок, что также подчеркивает важность соблюдения норм пожарной безопасности для защиты бизнеса и граждан.
Также следует отметить значительное увеличение профилактических визитов в рамках контроля за применением контрольно-кассовой техники, которое возросло в десять раз, с 5,6 тыс. в 2022 году до 60,4 тыс. в 2023 году. Третье место в списке проведенных контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов МСП занимает профилактический визит по проверке за применением контрольно-кассовой техники. Всего проведено 57,8 тыс. проверок, что составляет около 15 % всех проведенных профилактических мероприятий. Увеличение числа проверок направлено на активизацию фискального контроля и вызвано необходимостью соблюдения налогового законодательства.
Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации в 2023 году [4] содержит данные и о проверке микропредприятий. Анализ опубликованных данных показывает, что микропредприятия подвергаются более интенсивному контролю по всем указанным видам. Например, в микропредприятиях санитарно-эпидемиологический контроль составил 80,9 тыс. проверок, а пожарный надзор достиг 59,3 тыс. проверок. При этом, контроль за применением контрольно-кассовой техники составил 34,1 тысячу проверочных мероприятий.
Кроме этих видов деятельности микропредприятий, органы контроля (надзора) осуществляли проверочные мероприятия и в сфере соблюдения трудового законодательства.
В целом, сведения из Сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации в 2023 году [4] свидетельствует о том, что микропредприятия являются объектами наиболее частых проверок, что может быть обусловлено их высоким уровнем риска несоответствия обязательным требованиям.
Следовательно, наблюдается рост числа контрольно-надзорных мероприятий за соблюдением законодательства и обязательных требований субъектами МСП по сравнению с предыдущими годами, в частности профилактических визитов.
Данная ситуация также поднимает ряд проблем, требующих внимания. С одной стороны, увеличение такого вида контроля (надзора) как профилактический визит, символизирует об оптимизации контрольно-надзорной деятельности, с другой стороны слишком большое количество проверок может создавать дополнительное административное давление на субъектов МСП. Увеличение числа проверок может негативно сказаться на их деловой активности и способности выполнять обязательные требования.
Кроме того, возникает вопрос о качестве и эффективности проводимых профилактических мероприятий. Для достижения целей по улучшению соблюдения законодательства значимо не только количество визитов, но и их содержание. Применение более действенных видов контроля (надзора) в виде профилактического визита может существенно повысить соблюдение субъектами МСП действующего законодательства и обязательных требования при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и, как следствие, позволяет уменьшить количество нарушений.
Исходя из сказанного, следует, что усиление государственного контроля (надзора) является необходимым шагом в обеспечении соблюдения законодательства. Однако это создает дополнительную административную нагрузку на субъектов МСП и может негативно сказаться на их деятельности. Следовательно, государственный контроль (надзор), в особенности за субъектами МСП, должен сопровождаться продуманным подходом к его оптимизации.
Таким образом, текущее состояние контроля (надзора) свидетельствует о необходимости более внимательного его проведения. Оптимизация подходов к контролю (надзору), включая переход на профилактические визиты, может помочь снизить давление на субъектов МСП, обеспечивая при этом соблюдение обязательных требований. Оптимизация количества и качества контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов МСП позволит создать благоприятные условия для ведения бизнеса, а также повысить уровень соблюдения законодательства.
Литература:
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Российская газета. № 171. 05.08.2020.
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.05.2024) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. № 164. 31.07.2007.
- Алексеев Д. Б. Система государственной контрольной деятельности / Д. Б. Алексеев. — Текст: непосредственный // Административное и муниципальное право. — 2015. — № № 11. С. 1131–1137.
- Сводный доклад Минэкономразвития России при участии Фонда «Центр стратегических разработок» и АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации». — Текст: электронный // Министерство экономического развития Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/sovershenstvovanie_kontrolno_nadzornoy_i_razreshitelnoy_deyatelnosti/svodnyy_doklad_o_gosudarstvennom_kontrole_nadzore_municipalnom_kontrole_v_rossiyskoy_federacii_v_2023_godu.html (дата обращения: 26.10.2024).