Современные условия существования нашей цивилизации характеризуются масштабным внедрением в жизнь человека цифровизации. Идет активное применение компьютерных технологий в целом ряде сфер жизнедеятельности как всего общества, так и отдельной его личности. С уверенностью можно утверждать, что наряду с обычными гражданами охотно начали пользоваться в своей деятельности цифровые технологии и преступники. С каждым годом растет число противоправных действий, совершенных с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также различных компьютерных программ и телефонных приложений. Подобная ситуация требует привлечения внимания и соответствующих специалистов, и общественности к вопросам зашиты частной жизни и повышения безопасности персональных данных пользователей новых технологий.
Ключевые слова: цифровизация, информационные технологии, преступность, персональные данные.
The modern conditions of our civilization are characterized by the large-scale introduction of digitalization into human life. There is an active use of computer technologies in a number of spheres of life of both the whole society and its individual personality. It is safe to say that, along with ordinary citizens, criminals also willingly began to use digital technologies in their activities. Every year, the number of illegal actions committed using the Internet information and telecommunications network, as well as various computer programs and telephone applications, is growing. Such a situation requires attracting the attention of both relevant specialists and the public to issues of protecting privacy and improving the security of personal data of users of new technologies.
Keywords: digitalization, information technology, crime, personal data.
Научно-технический прогресс значительно преобразил жизнь современного общества. Модернизация средств связи, передачи информации, хранения данных существенно повлияла на эволюцию взаимодействия в самых разных сферах общественной жизни:
– сократилось время на социальное общение;
– расстояние между пользователями перестало влиять на установление контактов;
– изменилось и ускорилось взаимодействие между различными учреждениями и ведомствами, субъектами экономики.
– появилась возможность быстрого доступа к огромному объему информации, в том числе за счет формирования электронных баз данных государственных органов власти и местного самоуправления.
– появились новые профессии и в ряде случаев цифровые технологии стали вытеснять с биржи труда ряд специальностей и т. д..
При этом, стоит отметить, Россия не осталась в стороне от развития цифровых технологий. Действующее руководство страны несколько лет назад взяло курс на модернизацию социально-экономического развития страны.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] определил приоритетные направления такого развития, в том числе с целью создания условий для ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.
Для воплощения в жизни президентского наказа, в 2019 г. российским правительством была сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая затем была утверждена протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам/
В рамках этой программы создаются и внедряются в жизнь различные национальные проекты, в рамках которых происходит разработка и практическое применение «blockchain, big data, искусственного интеллекта, робототехники, нано-технологии, ЭБ-печати и иных технологий, тесно связанных с нейронными сетями» [Андрюшенковы].
Серьезную нацеленность государства на цифровизацию жизни российского общества подтверждает принятие нового президентского Указа от 07 мая 2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [2], п. 8 которого постановляет: «Установить следующие целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы»:
– достижение к 2030 году «цифровой зрелости» государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;
– формирование рынка данных, их активное вовлечение в хозяйственный оборот, хранение, обмен и защита;
– увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе с использованием сетей (инфраструктуры) спутниковой и мобильной связи и с учетом роста пропускной способности магистральной инфраструктуры, до 97 процентов к 2030 году и до 99 процентов к 2036 году;
– обеспечение в 2025–2030 годах темпа роста инвестиций в отечественные решения в сфере информационных технологий вдвое выше темпа роста валового внутреннего продукта;
– переход к 2030 году не менее 80 процентов российских организаций ключевых отраслей экономики на использование базового и прикладного российского программного обеспечения в системах, обеспечивающих основные производственные и управленческие процессы;
– увеличение к 2030 году до 95 процентов доли использования российского программного обеспечения в государственных органах, государственных корпорациях, государственных компаниях и хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов, а также в их аффилированных юридических лицах;
– увеличение к 2030 году до 99 процентов доли предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе внедрение системы поддержки принятия решений в рамках предоставления не менее чем 100 массовых социально значимых государственных услуг в электронной форме в проактивном режиме или при непосредственном обращении заявителя, за счет внедрения в деятельность органов государственной власти единой цифровой платформы;
– формирование системы подбора, развития и ротации кадров для органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе принципов равных возможностей, приоритета профессиональных знаний и квалификаций, включая механизмы регулярной оценки и обратной связи в рамках единой цифровой платформы;
– обеспечение к 2030 году повышения уровня удовлетворенности граждан качеством работы государственных и муниципальных служащих и работников организаций социальной сферы не менее чем на 50 процентов;
– создание системы эффективного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и снижения ущерба от их совершения;
– обеспечение сетевого суверенитета и информационной безопасности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»» [2].
Но нельзя с полной уверенностью утверждать, что активные процессы цифровизации принесли только положительные моменты в нашу жизнь в силу ряда объективных причин.
Практически повсеместное пользование электронной почтой, электронными таблицами, оцифрованными фотографии, журналами транзакций банкоматов, бухгалтерскими программами; а также обмен мгновенными сообщениями через использования мессенджеров для переписки и видеообщения, создает условия для нарушений информационной безопасности.
Преступники так же, как и добропорядочные граждане, стали активно осваивать новые технологии для достижения своих противоправных целей. И, как следствие, появились новые формы и способы совершения преступлений.
Как отмечают исследователи: «Представители криминального сообщества быстро взяли на вооружение новые информационно-коммуникационные технологии и переместили значительную часть своей противоправной деятельности в онлайн-пространство, вследствие чего преступность приобрела качественно новые характеристики — экстерриториальность, виртуальность, гипертаргетированность, мультипликативность (способность к самовоспроизводству), сверхизменчивость» [4].
Представляется целесообразным привести обзор современных видов киберпреступлений, подготовленный сотрудниками Казанского юридического института МВД России А. Е. Шалагиным и А. Д. Идиятулловым в своей аналитической работе. Согласно их данным «К наиболее распространенным преступлениям данной направленности относятся:
– кибертерроризм (киберэкстремизм), представляющий угрозу для неперсонифицированного круга лиц;
– сетевые атаки политического или идеологического характера, гибридные войны;
– взлом учетной записи корпоративной электронной почты (business e-mail compromise (BEC));
– хищение персональных (цифровых) данных;
– манипулирование информацией, создание фейковых новостей;
– использование вредоносного программного обеспечения с целью дальнейшего вымогательства денежных средств у собственника;
– торговля фальсифицированными товарами и фармацевтическими препаратами, поддельными документами, контрафактной продукцией;
– спуфинг (от англ. spoofing) — кибератака, при которой злоумышленник маскируется с целью хищения личной, финансовой, иной конфиденциальной информации, распространения вредоносного программного обеспечения. Такие действия могут происходить через веб-сайты, электронную почту, телефонные звонки, текстовые сообщения, IP-адреса и серверы;
– фишинг (от англ. phishing) ‒ вид интернет-мошенничества, целью которого является получение незаконного доступа к идентификационным данным пользователей (паролям, номерам кредитных карт, банковским счетам и другой конфиденциальной информации). Осуществляется путем проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков или внутри социальных сетей. На долю фишинга приходится до 60 % кибератак на российский и зарубежный банковский сектор;
– телефонное мошенничество (International Revenue Share Fraud (IRSF)), связанное с использованием технических средств для осуществления несанкционированных звонков на платные номера. В таких случаях задействуются взломанные телефонные номера, похищенные СИМ-карты и скомпрометированные корпоративные автоматические телефонные станции, чтобы отправлять звонки-вызовы на принадлежащие преступникам или арендованные ими линии с тарификацией входящих соединений. Еще один способ IRSFатаки ‒ звонок, который мошенник тут же сбрасывает, вынуждая жертву перезванивать на платный номер;
– установление поддельных платежных PoS-терминалов с целью завладения конфиденциальной информацией о банковских картах граждан;
– торговля инсайдерской (от англ. insider information), то есть секретной, значимой информацией, содержащей финансовую, коммерческую, служебную, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
– кибербуллинг, киберсталкинг, склонение к суициду и членовредительству;
– распространение CSAM-контента (материалы со сценами сексуального насилия над детьми);
– сексторция (принуждение несовершеннолетних путем вымогательства, шантажа, психологических манипуляций, обещаний, подкупа или угроз к созданию и пересылке злоумышленникам откровенных фото-, видеоизображений (действий) сексуального характера несовершеннолетних с использованием игровых онлайн-платформ, социальных сетей, приложений для знакомств или видеочатов);
– пропаганда ненависти, ксенофобии, геноцида, нарушение авторского права или товарных знаков и т. п.
Технический прогресс превратил мобильный телефон в многофункциональное устройство, сочетающее в себе функции интернет-терминала, телекоммуникационного устройства и электронного кошелька, что существенно повышает криминальные риски для его пользователей. Отмечается низкий уровень защищенности современных сетей связи, что позволяет злоумышленникам прослушивать телефонные переговоры абонентов, знакомиться с содержимым СМС-сообщений и осуществлять различные мошеннические действия. Одной из глобальных проблем в современном мире остается наркомания, которая затрагивает большинство стран мира, создавая угрозу физическому и психическому здоровью граждан. За последние десять лет наркомания привела к значительному увеличению количества госпитализаций вследствие психических и поведенческих расстройств. В целях распространения наркотических средств нередко используются криптовалюты и зашифрованные каналы связи (Telegram, Wickr, Signal и др.). Торговля наркотиками нередко связана с иными формами преступности, такими как отмывание денежных средств, полученных преступным путем, коррупция, терроризм» [6].
Мошенничество посредством электронных средств социальной инженерии ориентировано, главным образом, на хищение денежных средств у граждан и организаций, а также получения конфиденциальной информации. Распространение онлайн-оплат открыло новые возможности для преступных целей. По данным Сбербанка России, до 88 % мошенничеств в отношении банковских клиентов совершаются с использованием методов социальной инженерии [цит. по: 6]
Перевод данной информации в цифры показывает действительную массовость киберпреступлений. Так, по сведениям пресс-службы депутата Государственной Думы РФ Антона Немкина со ссылкой на Генпрокуратуру РФ: «доля киберпреступлений среди всех видов регистрируемых в России преступлений за год увеличилась с 31,8 % до 38 %. При этом относительно уровня 2023 года их массив возрос на 17,4 % (до 240,9 тыс.) [5]. В сравнении с 2008 г. количество киберпреступлений выросло в 17 раз (с 14 тыс. до 240,9 тыс.) [5]. К тому же популярность киберпреступлений обусловлена их финансовой успешностью «за последние 5 лет финансовый ущерб от киберпреступлений составил порядка 500 млрд рублей, при этом только в 2023 году сумма достигла 156 млрд рублей» [5]. Поистине, киберпреступления стали серьезной угрозой для экономики государства.
Подводя итоги исследованию вопроса видовой трансформации преступности в современных условиях цифровизации, следует отметить следующее. Массовое замещение традиционных способов коммуникации между членами общества и хозяйствующими субъектами новыми компьютерными технологиями привело не только к модернизации взаимодействия, но и к резкому увеличению киберпреступлений в общей массе противоправных деяний. К тому же появился целый ряд новых способов совершения преступлений, направленных, главным образом, на похищение денежных средств и персональных данных.
Литература:
- Указ Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Рос. газ. 2018. № 97. 9 мая.
- Указ Президента от 07 мая 2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // Кодекс. — URL: https://docs.cntd.ru/document/1305894187?marker=8P00LT (дата обращения 14.11.2024).
- Андрюшенков В. А., Андрюшенкова О. М. Использование информационных технологий как способ совершения преступлений // Закон и право. 2024. № 5. С. 208–213.
- Русскевич Е. А. Уголовное право и «цифровая преступность»: проблемы и решения / Е. А. Русскевич. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 227 с.
- Число киберпреступлений в России. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Number_of_cybercrimes_in_Russia (дата обращения 14.11.2024).
- Шалагин А. Е., Идиятуллов А. Д. Трансформация преступности в XXI веке: особенности предупреждения и противодействия // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 12, № 2 (44). С.227–235.