В статье анализируются актуальные проблемы развития законодательства Российской Федерации и правоприменительная практика в сфере авторского права на современном этапе. На примере спорных ситуаций и правовых пробелов, с которыми сталкиваются на практике правообладатели и пользователи, раскрываются имеющиеся недостатки в правовом регулировании отношений по поводу создания, использования и охраны авторских прав на музыкальные произведения.
Ключевые слова: авторское право, музыкальные произведения, лицензия, информационно-телекоммуникационные сети.
Авторское право — это совокупность правовых норм, которые помогают определить и признать автора произведения науки, искусства, защищают произведения от незаконного эксплуатирования, наделяют автора имущественными и неимущественными правами. В связи с постоянным прогрессом в области технологий становится все сложнее контролировать использование объектов авторского права. С помощью интернета людям стало доступно постижение огромного количества знаний, используемых в сферах общественной жизни, в которых большую роль стало занимать творчество. Литература, музыка, изобразительное искусство все чаще и проще интегрируется в современное общество. Люди воплощают свою творческую энергию в картины, песни, инструментальные композиции, стихи, романы, и каждый индивид ставит различные задачи и цели, которые достигаются с помощью использования своего детища. Раньше люди, занимающиеся искусством, выполняли роль двигателей культурного прогресса, потому что сложности процесса были посильны не каждому, изъявившему желание попробовать себя в этом деле. Сейчас же все меняется, и существует огромное количество людей, занимающихся созданием объектов авторского права.
Музыка является одним из самых доступных и востребованных видов искусства, так как каждый день появляются тысячи новых исполнителей и композиторов, поэтому музыкальные произведения являются одним из самых распространённых объектов авторского права.
Отличие музыкального произведения от произведений литературы, изобразительного искусства заключается в том, что автор выражает свое мировоззрение и свои мысли путем последовательного построения звуков, которые обладают качествами высоты, длительности, тембра, в то время как, например, произведения литературы являются выражением мыслей автора с помощью слов.
В условиях развивающихся технологий появляются новые процессы создания и распространения музыки, т. е. музыка и технологический прогресс становятся все более соприкасающимися явлениями. Носителями музыки могут быть флеш-карты, жёсткие диски и др. С помощью интернета копии музыкальных произведений распространяются в любую точку мира, выкладываются на различные стриминговые площадки и в различные социальные сети. Но вместе с этим упрощается нелегальное распространение и использование музыкальных произведений, которые требуют контроля и правового регулирования. Периодично музыканты судятся из-за плагиата мелодий, партий, аранжировки композиций, из-за неправомерного использования их материала и т. д. Все это заставляет задуматься над тем, насколько актуально встает вопрос защиты и регулирования прав автора на музыкальные произведения, и с какой продуктивностью законодательство с этим справляется.
В российском законодательстве правовой защите авторского права на музыкальные произведения уделено внимание в 4 части Гражданского кодекса РФ [3], а также в некоторых статьях КоАП [2] и УК РФ [1], пользуясь положениями которых можно также сделать следующие выводы:
1) В ГК РФ не уделено внимание защите авторских на музыкальные произведения в сети интернет, что очень усложняет борьбу с пиратством и плагиатом в данной сфере, связанной с трудным контролем за передвижением информации;
2) Законодательство РФ придерживается традиционного подхода к регулированию отношений, связанных с защитой музыкальными произведений, устанавливая им такой же уровень охраны и защиты, как и остальным объектам авторских и смежных прав;
3) Согласно ст. 1255, 1228, 1270, 1233, 1265, 1257 ГК РФ законодательство наделяет автора произведения полным объемом прав на свое творение, тем самым дав ему возможность распоряжаться произведением и правами на него по своему усмотрению и быть защищенным в независимости от социального статуса;
4) Законодательством РФ предусмотрена ответственность за нарушение авторских прав на музыкальное произведение на гражданском, административном и уголовном уровнях в зависимости от характера совершенного правонарушения, а также от размера причиненного ущерба автору. Такой подход помогает более эффективно регулировать правоотношения в данной сфере.
Любое использование музыкального произведения без согласия автора является незаконным, что влечет за собой ответственность в соответствии с указанными выше законами.
В связи с развитием информационного пространства и технологий правовое регулирование авторского права на музыкальные произведения постоянно сталкивается с новыми формами нарушения, из чего возникает потребность в постоянном анализе судебной практики в РФ и зарубежных странах, в контроле за правомерным использованием произведений, а также в развитии российского законодательства.
Самыми опасными явлениями, которые связаны с авторскими правами на музыкальные произведения, являются «пиратство» и плагиат. Авторы произведений получают огромный материальный, а также моральный ущерб из-за названных правонарушений, что в последствии наносит также ущерб и государству. Именно на них следует обращать большое внимание при усовершенствовании законодательства, особенно в век цифровых технологий.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 № 14 [4]: «плагиат — это деяние выраженное, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени». Из определения следует вынести самое главное условие, которое и указывает на наличие плагиата — это присвоение авторства. Плагиат всегда связан с нарушением положений п. 2, ст. 1255 ГК РФ. К сожалению, гражданское законодательство не закрепляет в себе понятие плагиата, а также не вносит определенных норм, которые направлены на привлечение к ответственности за такое правонарушение. Из этого следует, что основным источником регулирования данного вопроса является ст. 146 УК РФ.
УК РФ предусматривает, что ущерб выражается в материальной форме, а также в «моральных издержках» автора. Суд определяет размер причиненного вреда в соответствии с объективными и субъективными факторами. Позиция уголовного законодателя не всегда является объективной, так как действия, связанные с плагиатом могут носить не только материальные последствия, и это, возможно, связано с неправильным пониманием сущности правонарушения, ведь присвоение авторства может приносить и только нематериальный ущерб, выраженный в физических и моральных страданиях автора.
В российской и мировой практике с каждым днем прибавляется все больше новых случаев плагиата, установленных судом, которые отходят от классического понимания плагиата, выраженного в идентичном порядке нот.
В рамках разбора проблемы борьбы с плагиатом музыкальных произведений, также особое внимание следует уделить такому явлению, как сэмплирование. Сэмплирование — это использование фрагмента произведения оригинального автора в своем произведении в роли основной темы песни или отдельного инструмента. Сэмпл может быть выражен в вокальной партии, барабанной партии, в партиях духовых, струнных и других инструментов, либо же в фрагменте, заключающем все вышеперечисленное.
Согласно п. 7, ст. 1259 ГК РФ часть произведения, т. е. сэмпл в том числе, является объектом защиты авторского права. Можно сделать вывод, что музыканты имеют права сэмплировать только в соответствии со ст. 1229, п.1, абз. 2 ГК РФ, т. е. только с согласия автора, либо же в отдельных случаях в соответствии с п. 1, ст. 1234 ГК РФ может быть подписан договор об отчуждении исключительного права на музыкальное произведение. Также на таком произведении обязательно нужно указать оригинального автора и название его произведения. Прибыль, полученная от использования музыкального произведения, рассчитывается из соглашения двух сторон.
Следующей актуальной проблемой защиты авторского права является защита авторских прав на музыкальные произведения в сети интернет. Именно музыка является одним из самых востребованных творческих продуктов, тем самым представляя собой очень прибыльную деятельность, связанную с ее сочинением и донесением до массового потребителя. Поэтому большое количество людей нацелено на незаконное ее использование в различных целях, как раз с помощью интернета, ведь этот источник информации очень тяжело контролировать.
Количество нарушений, связанных с использованием музыки, очень сильно возрастает. Основными причинами являются:
1) Отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в рамках сети интернет.
2) Трудность идентификации личности, которая незаконно распространяет и копирует музыкальные произведения в интернете. Это связано с тем, что любой человек имеет право анонимно регистрироваться в сети интернет, т. е. в большинстве случаев от лица не требуется внесение паспортных данных для создания аккаунта в социальных сетях и платформах, которые предназначены для опубликования музыки. Также, лица, незаконно распространяющие музыкальные произведения, могут пользоваться специальными ID и IP адресами.
3) Наличие платформ, через которые непосредственно и происходит распространение и копирование музыкальных произведений. Большинство сайтов или платформ обязует людей заключать пользовательское соглашение, которое является одним из основных регуляторов отношений, связанных с использованием сервиса. За нарушение условий соглашения, в данном случае за незаконное распространение и копирование, администраторы сервиса, отслеживающие деятельность пользователей, имеют право на блокировку аккаунта, а также на удаление незаконно размещенной записи. Также, следует заметить, что музыкальные сервисы в последнее время все чаще переходят к способу оформления платной подписки с пользователями, которые приносят прибыль правообладателю, прослушав произведение.
Следует также отметить, что интернет — это глобальная сеть, а соответственно очень сложно отследить и регулировать распространение и копирование музыкальных произведений, так как в рамках сети интернет не существует государственных границ, поэтому эти отношения также требуют международного правового регулирования.
Для защиты авторского права в сети интернет авторам произведения всегда рекомендуется присваивать знак авторского права / копирайта ©, а также дату опубликования и наименование произведения и автора. По сути дела, знак копирайта закрепляет наименование произведения, имя автора, год опубликования и т. д. Обычно он ставится рядом с именем автора и тем самым предупреждает остальных людей, что произведение и автор защищены авторским законодательством РФ.
Защита авторских прав на музыкальные произведения в сети интернет является самой проблемной сферой в регулировании отношений, связанных с авторским правом. В РФ отсутствует узконаправленное законодательство для урегулирования таких отношений, что приводит к постоянному росту нарушений авторского права. Из-за трудностей, связанных с отслеживанием и доказательствами нарушенного права, оригинальные авторы произведений теряют большую прибыль, что также влияет и на государство. Появление в российском законодательстве закона, который смог бы более детально разобрать такие отношения и помочь автором эффективно защищать свои права, значительно улучшило бы состояние как материальное, так и культурное в различных сферах жизни. То же самое следует сказать и о международных соглашениях, заключение которых также эффективно повлияло бы на состояние авторского права как в каждой отдельной стране, так и в целом мире.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». — Последнее обновление: 29.05.2024.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». — Последнее обновление: 30.01.2024.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвёртая: федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ: в ред. от 22.07.2024 № 190-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». — Последнее обновление: 30.01.2024.
- О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 № 14 // СПС «Консультант Плюс». — Последнее обновление: 30.01.2024.