Формирование у дошкольников представлений о способах укрепления здоровья посредством организации предметно-пространственной среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 29.11.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Самойлова, О. В. Формирование у дошкольников представлений о способах укрепления здоровья посредством организации предметно-пространственной среды / О. В. Самойлова, Ю. В. Кузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 271-274. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119794/ (дата обращения: 18.12.2024).



Работа посвящена одной из самых актуальных тем современной педагогики. Актуальность обусловлена поиском эффективных средств здоровьесбережения дошкольников. Как спланировать и провести работу с детьми, чтобы они усвоили способы укрепления здоровья? Не каждый педагог сможет быстро и не раздумывая ответить на этот вопрос. В данной статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников представлений о способах укрепления здоровья посредством организации предметно-пространственной среды. С детьми старшей группы проведено исследование, в результате которого выявлен большой процент детей с низким и средним уровнем преставлений о способах укрепления здоровья. Это обусловило необходимость проведения исследования. Авторы представляют фрагмент реализации проекта по формированию у дошкольников представлений о способах укрепления здоровья посредством организации предметно-пространственной среды.

Ключевые слова: дошкольники, способы, здоровье, укрепление, предметно-пространственная среда.

In this article, the authors present their experience in developing preschool children's understanding of health promotion methods through the organization of a subject-spatial environment. A study was conducted with older children, which revealed a large percentage of children with low and medium levels of understanding of health promotion methods. This necessitated the study. The authors present a fragment of the project's implementation to develop preschool children's understanding of health promotion methods through the organization of a subject-spatial environment.

Keywords: preschoolers, methods, health, strengthening, subject-spatial environment.

В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. Это связано с рядом факторов:

— ухудшение экологической обстановки;

— увеличение количества детей с хроническими заболеваниями;

— снижение двигательной активности детей;

— недостаточное внимание родителей к здоровью детей.

В связи с этим формирование у дошкольников представлений о способах укрепления здоровья является важной и актуальной задачей. Исследование в этой области позволит выявить наиболее эффективные методы и средства обучения детей основам здорового образа жизни.

Исследование по теме формирования у дошкольников представлений о способах укрепления здоровья имеет большое значение для:

— разработки научно обоснованных методических рекомендаций по формированию у дошкольников знаний и навыков здорового образа жизни;

— повышения уровня знаний родителей о способах укрепления здоровья детей;

— создания условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

В психолого-педагогической литературе описаны разнообразные средства по формированию представлений о способах укрепления здоровья у дошкольников с задержкой психического развития. Основное место уделено закаливающим процедурам, соблюдению режима дня, питанию. Но для достижения целей по здоровьесбережению детей необходим комплекс мер с применением определённых средств по формированию представлений о способах укрепления здоровья

В качестве основных способов формирования представлений о способах укрепления здоровья И. М. Новикова и Н. Ю. Борякова предлагают организацию здоровьесберегающей среды в группе, наглядной пропаганды основ ЗОЖ, дидактического оснащения образовательной деятельности, сотрудничество с педагогами и родителями воспитанников.

Развивающая предметно-пространственная среда является одним из важнейших элементов образовательного пространства. Требования к ней содержатся в федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

В статье А. А. Ошкиной «Динамика в готовности воспитателей дошкольных образовательных организаций к формированию основ здорового образа жизни у детей» проведен анализ содержания предметно-пространственной среды дошкольной организации. Автор отмечает, что в последнее время большинство воспитателей организуют в группах центры здоровья, в которых они размещают игры, пособия и атрибуты для формирования представлений о способах укрепления здоровья.

На основе анализа исследований Н. А. Ветлугиной, А. В. Запорожца, А. И. Леонтьева, Е. А. Флериной, можно «заключить, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить следующее:

— среда должна выполнять воспитательные, развивающие, стимулирующие, организующие, коммуникативные функции;

— требуется гибкое и разнообразное использование пространства. Среда должна быть спроектирована таким образом, чтобы соответствовать потребностям и интересам детей;

— форма и дизайн предметов должны обеспечить безопасность детей;

— декоративные элементы должны быть легко сменяемыми;

— необходимо обеспечить место для экспериментальной деятельности детей в каждой группе.

В ЧОУ СОШ «Общеобразовательный центр «Школа» в старшей группе общеразвивающей направленности было проведено исследование с применением методик «Личная гигиена» (Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной), «Двигательная деятельность» (модифицированная методика А. А. Ошкиной), «Режим дня» (И. М. Новикова), «Изучение сформированности навыков приемы пищи» (Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной). Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты констатирующего этапа исследования

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество детей

8

10

2

%

40

50

10

Анализируя результаты исследования, можно отметить, что большинство детей не следит за чистотой рук в режимных моментах, умываются и моют руки только по требованиям педагога, не умываются после сна, не пользуются салфеткой и носовым платком при необходимости, не проводят водные процедуры вечером перед сном, не имеют представлений и знаний о способах соблюдения личной гигиены; дети не знают о назначении предметов личной гигиены. Дети не имеют представлений о способах укрепления здоровья человека и профилактики заболеваний, травм (не общаться с больным человеком, не брать колющие и режущие предметы в руки) не знают опасность огня, электричества. Дети практически не применяют способы личной гигиены, способы двигательной деятельности, способы соблюдения режима дня, не знают и не применят способы профилактики заболеваний, травм для укрепления здоровья в жизни.

На основании полученных результатов в старшей группе общеобразовательной направленности реализуется проект, направленный на создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования представлений о способах укрепления здоровья у дошкольников. Фрагмент содержания проекта представлен в таблице 2.

Таблица 2

Фрагмент содержания проекта по формированию представлений о способах укрепления здоровья у дошкольников

Представления о способах соблюдения правильного питания

Плакат «Мы за здоровое питание»

Совместная творческая деятельность.

Беседа «О полезных продуктах»

Показ способов действий

Рассказ педагога

Карточки «Правила этикета»

Показ презентации

Личный пример

Дидактическая игра «Витамины», «Вредно-полезно»

Совместная деятельность детей и педагога

Вопросы, пояснения, рассуждения

Схема эксперимента «Вкус воды».

Мультфильм «Хорошие привычки» Беседа «Зачем нужна вода»

Размещение знака капельки

Вопросы, пояснения, рассуждения

Рассмотрим подробнее содержание работы по формированию представлений о способах укрепления здоровья у дошкольников.

В группе имеется центр здоровья и центр физического развития. Игры и пособия, связанные с организацией двигательной активности, располагали в центре физического развития, все остальные игры располагали в центре здоровья.

Для формирования представлений о способах соблюдения правильного питания разместили в среде группы плакат «Мы за здоровое питание», карточки «Правила этикета», дидактические игры «Витамины», «Вредно-полезно», схему эксперимента «Вкус воды», знак капельки. Рассмотрим подробнее содержание работы.

Для создания плаката «Мы за здоровое питание» подготовили для детей старые журналы и газеты о питании. Предложили детям взять ножницы, найти в журналах иллюстрации полезных продуктов, вырезать их и наклеить на ватман. Дети охотно искали полезные продукты, рассуждали о пользе и вреде некоторых продуктов. Мы попросили детей назвать полезные продукты питания. Например, некоторые дети говорили сказала, что мед полезный, а кто-то сказал, что он вредный. Мы разрешили спор и сказали о том, что мед полезен, если употреблять его в меру, так как он сладкий и у многих на него аллергия. Также спросили у детей «Как нужно питаться, чтобы быть здоровым?». Дети отвечали следующее: «Нужно кушать мясо и овощи», «Каждый день нужно есть орехи, они богаты витаминами», «Мне мама часто делает свежевыжаты сок из фруктов и овощей, она говорит, что это очень полезно». В заключении получился большой плакат с полезными продуктами, который разместили на входной двери в группу.

Предложили детям рассмотреть карточки «Правила этикета» на презентации и обсудили их содержание. Распечатанные карточки разместили в центре здоровья.

Разработали и разместили в центре здоровья дидактические игры «Витамины» и «Вредно-полезно». В дидактической игре «Витамины» детям предлагается рассортировать продукты к соответствующему витамину.

В дидактической игре «Вредно-полезно» детям нужно было рассортировать иллюстрации с изображением продуктов питания на вредные и полезные.

Провели с детьми эксперимент «Вкус воды» и разместили схему эксперимента в центре здоровья. В ходе эксперимента обсудили с детьми, что сладкую и соленую воду пить вредно, да и неприятно. Также выявили, что у воды много полезных свойств, и чтобы быть здоровым нужно регулярно пить воду в течении дня. Как напоминание о том, что нужно пить воду в течении дня, разместили изображение капельки около чайника с кипяченой водой. Просмотрели мультфильм «Хорошие привычки» в процессе просмотра, которого дети узнали о пользе воды для здоровья организма человека.

Таким образом, в процессе данной работы у детей формировались представления о соблюдении этикета во время приема пищи; знания о пользе витаминов; представления об употреблении полезных продуктов; соблюдении питьевого режима; знания о вредных продуктах.

Исследование имеет практическую значимость и его результаты могут быть использованы:

— в работе дошкольных образовательных учреждений для разработки и реализации программ по формированию у дошкольников представлений о способах укрепления здоровья.

— в работе с родителями для ознакомления с методами и средствами укрепления здоровья детей.

— в работе медицинских учреждений для разработки профилактических программ по формированию здорового образа жизни у детей.

Таким образом, исследование по теме формирования у дошкольников представлений о способах укрепления здоровья является актуальным и значимым для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Бетанова С. С., Сухова А. А. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовании // StudNet. 2020. № 3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/predmetno-razvivayuschaya-sreda-v-doshkolnom-obrazovanii (дата обращения: 10.06.2024).
  2. Карабанова Т. В. Неделя здоровья в детском саду // Вопросы дошкольной педагогики. 2021. № 3 (40). С. 55–58. Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6069/.
  3. Ошкина А. А. Динамика в готовности воспитателей дошкольных образовательных организаций к формированию основ здорового образа жизни у детей // КНЖ. 2019. № 4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-v-gotovnosti-vospitateley-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiy-k-formirovaniyu-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-detey.
Основные термины (генерируются автоматически): способ укрепления здоровья, ребенок, формирование представлений, дошкольник представлений, центр здоровья, здоровый образ жизни, предметно-пространственная среда, дидактическая игра, дошкольный возраст, здоровое питание.


Похожие статьи

Задать вопрос