Организация досуга для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на примере акции «Дети России — детям Донбасса» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 29.11.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Николаев, Д. Н. Организация досуга для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на примере акции «Дети России — детям Донбасса» / Д. Н. Николаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119818/ (дата обращения: 18.12.2024).



В условиях детского оздоровительного лагеря досуг является важнейшим элементом физического, эмоционального и социального развития. Дети, проживающие на территориях Донбасса, сталкиваются с последствиями военных конфликтов и нестабильной социальной ситуации, поэтому создание безопасной и поддерживающей среды для их отдыха становится особенно актуальной проблемой. И. В. Абакумова и Е. Н. Радинская, в своей статье отмечают, что «сильные травмирующие события всегда влекут за собой изменения в системе ценностей, убеждений, представлений о мире и о себе» [1, с. 181]. Картина мира людей, проживающих в зоне военного конфликта, имеет свойство трансформироваться. На характер её изменений оказывают влияние как внутренние ценности, формируемые годами, так и яркие внешние события, которые могут быть короткими по времени, поэтому отдых в детском лагере может задать положительный вектор трансформации мироощущения детей Донбасса.

В 2014 году Председатель КПРФ Геннадий Зюганов совместно с Иосифом Кобзоном запустили благотворительную акцию «Дети России — детям Донбасса», которая продолжается более 10 лет. На протяжении всего учебного года, школьники от 8 до 14 лет заезжают на территорию Оздоровительного комплекса «Снегири», который находится в селе Рождествено Истринского района. Он включает в себя лесопарковую зону, площадью более 200 га, с возможностью прогулок и игр на свежем воздухе, что особенно актуально для детей, находящихся на дистанционном обучении. Дети Донбасса размещаются в двухместном номере со всеми удобствами. Для них организовано пятиразовое питание и полноценная двенадцатидневная лагерная досуговая программа.

Досуг построен таким образом, чтобы каждый ребёнок хотя бы на 12 дней забыл о своих проблемах. Программа каждой смены имеет несколько основных составляющих:

— выездные экскурсии;

— мероприятия с подготовкой (выступления, которые дети заранее готовят вместе с вожатыми);

— мероприятия без подготовки (дискотеки, игровые шоу-программы, квесты);

— отрядное время (игры внутри коллектива, рефлексия, прогулки);

— спортивно-развлекательный досуг (бассейн, мастер-классы, спортзал).

Значимое отличие акции «Дети России — Детям Донбасса» от классического летнего лагеря заключается в наличии большого количества выездных экскурсий. Такой способ организации досуга в рамках одной смены способствует всестороннему развитию детей, эстетическому и нравственно-патриотическому воспитанию. Дети посещают обзорную Экскурсию по Красной Площади, Театр кукол имени С. В. Образцова и театр «Уголок дедушки Дурова».

Вне выездных экскурсий дети занимаются коллективно творческой деятельностью. Каждая смена реализуется в определённой тематике, прописанной методистом так, чтобы не провоцировать триггерные точки детей, связанные с воспоминаниями о военных конфликтах. Смена может быть посвящена мультфильмам, медиа, спорту, профессиям и т. д. В рамках темы смены, отряды детей вместе с вожатыми, за небольшой промежуток времени готовят театральные постановки на мероприятия с подготовкой. Это способствует сплочению детей внутри коллектива во время продумывания и репетиций выступления, их творческому развитию и формированию умения преодолевать трудности.

Процесс адаптации детей к новой окружающей среде на сменах в «Снегирях» проходит достаточно быстро, в среднем 3–4 дня, вне зависимости от возраста. Вожатые ускоряют процесс вовлечения с помощью разговоров, треннингов, игр и «вечерних огоньков». В организационный период игры имеют особую значимость. Вожатыми используются следующие виды игр: на первичное и вторичное знакомство, активные игры на сплочение, игры-минутки. Перед отбоем у отрядов проходит открытая коммуникация — «отрядный огонёк». Классический «отрядный огонёк» включает в себя обратную связь от детей, их личную оценку дня и эмоционального состояния. Данный механизм позволяет вожатому ближе узнать каждого отдельного ребёнка, выявить конфликты, создать доверительные отношения с детьми и задать позитивную эмоциональную атмосферу на следующий день. После организационного периода часто проводятся тематические «огоньки». Это может быть игровой «огонёк» на снятие тактильных барьеров или эмоционального напряжения, а может быть беседа на отвлечённую тему, не связанную с оценкой прошедшего дня.

За исключением двух часов во время «тихого часа», отдых детей реализуется через смену деятельности. Репетиции чередуются со спортивно-развлекательной программой и отрядными делами, которые определяет вожатый отряда, а вечерние мероприятия с подготовкой дискотеками, сюжетно-ролевыми квестами и игровыми шоу-программами, которые готовит штаб лагеря во главе с методистом.

Подводя итог, можно говорить о том, что досуг, реализуемый в рамках акции «Дети России — Детям Донбасса», помогает школьникам, несмотря на тяжелые жизненные ситуации, получить яркие положительные эмоции, которые оставляют отпечаток на их восприятии мира. Об этом свидетельствуют комментарии вожатых и организаторов. «Дети, которые не хотели выступать и молчали во время первых огоньков, сегодня все участвовали и спрашивали, когда следующие выступления». Многие школьники за время пребывания на сменах в «Снегирях» открывают для себя новые хобби и получают стимул для дальнейшего развития, а конфликты, которые могут возникнуть между детьми в начале смены, в конце основного периода трансформируются в дружеские отношения и отсутствие агрессии к кому-либо из окружающих.

Литература:

  1. Абакумова И. В. Специфика индивидуально-психологических реакций личности, проживающей в зоне вооруженного конфликта / Абакумова И. В., Радинская Е. Н. // Научные ведомости. Серия гуманитарные науки. — 2017. − № 7 (256). − Выпуск 33. − С. 177–181. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-individualno-psihologicheskih-reaktsiy-lichnosti-prozhivayuschey-v-zone-vooruzhennogo-konflikta/viewer (дата обращения 01.11.2024)
  2. Официальный сайт базы отдыха УДП РФ «Снегири» — https://www.do-snegiri.ru/ (дата обращения 01.11.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Ребенок России, вожатый, смена.


Похожие статьи

Задать вопрос