В наши дни взаимоотношение человека с природой обернулось появлением одной из серьезных глобальных проблем. К сожалению, будущее всего мира находится на грани экологической катастрофы, и перед государством стоит неотложная задача — формирование экологической культуры у подрастающего поколения. В стране изданы важные документы: «Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании».
Развивать гуманное отношение к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту необходимо с раннего возраста. Дети не только должны знать об экологических проблемах во всем мире, но и иметь представление о способах их преодоления. Маленький ребенок познает мир с открытым сердцем, и природа оставляет глубокий след в его душе, своей яркостью влияет на чувства, содействует становлению личности. Главная задача педагога — привить ребенку обучающемуся любовь к природе, потому что в этот период у него закладываются основы экологической культуры личности.
Проблемы экологического воспитания изучены в трудах выдающихся исследователей: Т. Ю. Бурлаковой, О. М. Дорошко, Н.А Рыжовой.
Экологическая культура представляет собой знания и умения в области экологии: экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение.
С точки зрения Г. А. Горбуновой, понятие экологической культуры включает в себя знание и понимание основных законов природы, в необходимости осознанного принятия этих законов, умению применять их в коллективной и индивидуальной формах в ходе изучения с детьми природы родного края.
Как сформировать у обучающихся интерес к родной природе? Какие условия необходимо создать?
В детском объединении «Родничок» на занятиях педагогом организуются экологические игры, которые являются одним из главных методов экологического образования. Знания, которые получают обучающиеся в результате игровой деятельности, без труда запоминаются и усваиваются, формируют интерес к родной природе. По тематическому содержанию игры подразделяются на темы: «Живое — неживое», «Съедобное — несъедобное», «Правила поведения в природе». По классификации подбираются игры настольно-печатные, творческие, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, дидактические, подвижные, словесные игры, игры с предметами, а также игры с заданиями и упражнениями. Экологические игры помогают неторопливо и бережно ввести обучающихся в мир природы. В игровой форме при общении с природой у них воспитывается доброжелательность, самостоятельность, эмоциональная отзывчивость, совершенствуются умения беречь и защищать природу, видеть разнообразные живые объекты с их свойствами и качествами, понимать значимость охраны природы, сознательно соблюдать нормы поведения в природе.
Особенная роль по ознакомлению с природой отводится экскурсии. Она дает возможность в естественной обстановке знакомить обучающихся с природными объектами и явлениями. Совершая экскурсии, дети не только проникают в тайны живой природы, любуются ее красотой, но и усваивают главное правило: природа любит тишину. Обучающиеся приходят к пониманию, что все растения, животные, как и люди, растут, дышат, питаются. Это значит, что в их жизнь нельзя вторгаться.
На такие экскурсии приглашаются родители, чтобы вместе изготовить кормушки для птиц, а зимой развешивать их на деревья, подсыпать в них корм, дружно подкармливать уточек во время экскурсии по берегу реки «Северский Донец» в зимний период. Экскурсия дополняется чтением стихотворений, загадок, подвижными играми. Постепенно усваиваются понятия: «сезонное изменение в природе», «растительный и животный мир нашего края», «времена года». У детей развивается интерес, любознательность, наблюдательность, логическое мышление. Все это способствует познавательному развитию обучающихся.
На занятиях естественнонаучной направленности педагог использует экологические познавательные сказки. Они учат устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые, опылители растений, то растения не дадут семян и др.)
Л. Б. Фесюкова предлагает объяснить детям через сказку-эволюцию процесс развития предмета или явления. Например, возьмем семя яблочка, и вместе с обучающимися проследим динамику его развития. Из семян вырастает дерево, дерево цветет, появляются плоды и т. д. Также очень важно изучить путь от конечного результата к началу. Такие сказки развивают умение обучающихся мыслить системно, способствуют пониманию, что все в природе взаимосвязано и находится в развитии. Чтение сказок чередуется с наблюдениями в природе, беседами, рассматриванием картин и т. д. Экологические сказки делятся на «сказки-рассказки», «сказки-почемучки», «сказки-катастрофы». В «сказках-рассказках» главные герои — вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и другие). Встречаясь с ними, дети узнают много нового о живой природе.
Системная работа по формированию обучающихся экологической культуры в объединении «Родничок» имеет свои определенные результаты: расширились экологические представления, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе. У обучающихся появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира. Дети с огромным удовольствием участвуют в экологически ориентированной деятельности, эмоционально реагируют на встречу прекрасному. Обучающиеся стремятся передать свои чувства в доступных видах творчества — рассказах, рисунках, более бережно относятся к природе, задают больше вопросов, в самостоятельной деятельности обучающихся появились игры с экологическим содержанием.
Литература:
- Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М: Просвещение,1980
- Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»; Санкт-Петербург, «Детство-пресс» 2011
- Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М: ГНОМ,2012