В статье автором дается понятие правового статуса помощника судьи в судах общей юрисдикции в различных его вариациях, определяется ряд нормативно-правовых актов, которые содержат в себе нормы, посвященные данному вопросу, рассматриваются ключевые проблемы, которые влияют на эффективность работы помощников судей в судах общей юрисдикции, предлагаются определенные изменения действующего законодательства. Актуальность темы данной работы обусловлена достаточно серьезными проблемами в части определения правового статуса помощника судьи общей юрисдикции, в качестве цели данного исследования автор выделяет необходимость реформирования правового статуса, а также изучает возможность применения нового подхода к определению прав и обязанностей помощника судьи. В качестве заключения автор делает вывод о несовершенстве законодательства, определяющего правовой статус помощника судьи.
Ключевые слова: правовой статус, помощники судей, законодательство, проблемы, особенности, перспективы, правовое регулирование, новеллы .
In the article, the author gives the concept of the legal status of an assistant judge in courts of general jurisdiction in its various variations, defines a number of normative legal acts that contain norms on this issue, examines key problems that affect the effectiveness of the work of assistant judges in courts of general jurisdiction, proposes certain changes to the current legislation. The relevance of the topic of this work is due to quite serious problems in determining the legal status of an assistant judge of general jurisdiction, as the purpose of this study, the author highlights the need to reform the legal status, and also examines the possibility of applying a new approach to determining the rights and duties of an assistant judge. As a conclusion, the author concludes that the legislation defining the legal status of an assistant judge is imperfect.
Keywords: legal status, judicial assistants, legislation, problems, features, prospects, legal regulation, novels .
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что на сегодняшний правовой статус помощника судьи определен несколькими нормативно-правовыми актами, такими как закон о государственной гражданской службе [1], инструкцией по судебному делопроизводству в районных, областных судах [2], а также локальными нормативно-правовыми актами судов. Сама по себе должность помощника судьи является достаточно новой, поскольку она была введена только в 2003 году и позиционировалась как определенная ступень карьерной лестницы к должности судьи. Основной целью введения данной должности, которую преследовал законодатель, была обеспечительная помощь в реализации судами функций по отправлению правосудия.
Правовой статус предполагает наличие определенной совокупности прав и обязанностей субъекта права, которые устанавливаются действующим законодательством. Ю. Н. Старилов отмечает, что: «правовой статус — это совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, которые непосредственно закрепляются за теми или другими субъектами права» [3]. По мнению Э. Г. Липатова: «Со своей стороны, в узком понимании, правовой статус помощника судьи представляет собой систему его прав и обязанностей. Административно-правовой статус помощника судьи совокупность его правосубъектности, профессиональных задач, обязательств и прав относительно помощи судьи и подготовки судебных дел к рассмотрению, выполнению других законных поручений судье и руководителя аппарата суда в сочетании с профессиональными ограничениями и специальной дисциплинарной ответственностью» [4].
Помощники судей — достаточно большое звено судебной системы, созданное для обеспечения организационной эффективности судьи и сокращения его временных расходов. В научных исследованиях вопросы статуса помощников судей рассматривались лишь в контексте деятельности аппарата суда. Целью статьи является рассмотрение проблемных аспектов правого статуса помощника судьи как государственного служащего. Должность помощника судьи является, несомненно, чрезвычайно важной, поскольку дает возможность более качественно и эффективно обеспечить работу судей, а следовательно, способствовать повышению качества судопроизводства. В мировой практике организации судебной ветви власти помощники судей имеют разный статус. Так, в США, некоторых странах Европейского Союза помощник судьи является персональным ассистентом судьи.
Судья наделен правом выбирать себе помощника и предлагать ему изменять место работы вместе с судьей. В Республике Польша помощник судьи не является персональным ассистентом судьи. Он работает в аппарате суда и помогает одновременно нескольким судьям; готовит проекты судебных решений и других документов, собирает информацию, которая необходима судье для рассмотрения дела, контролирует работу секретарей и т. п. Основной целью введения должности помощника судьи была разгрузка судьи от выполнения рутинной технической работы во время подготовки и рассмотрения судебных дел. Квалификационные требования к кандидатам на должность помощников судей судов общей юрисдикции установлены. В соответствии с положениями этой статьи, помощником судьи может быть гражданин, который имеет высшее юридическое образование и свободно владеет государственным языком. Относительно принятия помощника судьи на работу и его увольнения, то оно, хотя и оформляется представлением судье, проводится руководителем аппарата.
Кроме того, помощник судьи во время принятия на работу должен проходить специальную проверку, которую проходят все государственные служащие.
Ж. О. Омрали отмечает, что: «богатую историю имеет в этом плане США. Ж. О. Омрали в своей статье отмечает, что в США институт помощников судей законодательно закрепился в 1886 г. До этого, в 1881 г судья Верховного Суда Х. Грей решил брать к себе в качестве сотрудников на должность личных секретарей особо отличившихся студентов юридического факультета Гарвардского университета» [5].
Параллельно с помощниками работают и судебные клерки, которые по своим полномочиям и обязанностями являются буквально аналогом помощника судьи в России. Они готовят так называемые «записки по делу», в которых излагают свое мнение и важные для разрешения дела обстоятельства, прочитав которые судья может при всей его загрузке сразу приступить к судебному заседанию с полным пониманием сути рассматриваемого дела. Помимо этого, судебные клерки выполняют большой массив организационно-обеспечительной работы в виде сбора необходимой информации, помощи в проведении досудебных совещаний и слушаний.
По мнению А. Г. Давтяна: «стоит отметить интересный факт — единого должностного регламента для судебного клерка нет, так как он обязан работать в соответствии с личными запросами, стилем ведения дел и методами судьи, под началом которого он находится. Совершенно другая ситуация в Федеративной Республике Германия. Помощник судьи в немецкой судебной системе наделен широкими полномочиями и даже может рассматривать некоторые категории дел» [6]. Его статус устанавливается Законом «О делопроизводителе управленческого аппарата суда» от 5 ноября 1969 г., который определяет компетенцию помощников судей (рехтспфлегеров) по рассмотрению дел: наследственных, кадастровых споров, дела об опеке и попечительстве, о взыскании задолженностей в порядке судебного приказа и другие.
В соответствии параграфом 8 Закона рехтспфлегер подчиняется только закону, если иное не предусмотрено законодательством. Подводя итог, стоит сказать, что институт помощников судей в России остается довольно слабо урегулированным со стороны гражданского и арбитражного процесса, что компенсируется сильным регулированием со стороны административного права. Во многом это из-за того, что помощник судьи имеет статус государственного служащего со всеми вытекающим из него правовым регулированием. На сегодняшнее время данный институт уже стал неотъемлемой частью системы, обеспечивающей нормальное функционирование правосудия в России. При всей актуальной загруженности судей, помощники могут эффективно содействовать суду и без предоставления дополнительных полномочий. Считаю, что реформирование института помощников судей в русле предоставления им права рассматривать некоторые категории дел не предвидится в обозримом для нас будущем по таким причинам: противоречивость идеи действующему законодательству; сравнительно слабое материальное обеспечение, создающее коррупциогенные условия; слабая проработанность процессуального статуса.
В России, тем не менее, мы наблюдаем существенное ограничение полномочий помощников судей, особенно выраженное при сопоставлении данной должности с аналогичными в западных правовых системах. По сути, несмотря на широкий спектр полномочий, обязательства лиц, служащих на позиции помощников судей, сводятся к разрешению организационных вопросов. Помощник судьи принимает участие в судебном разбирательстве только в качестве технического помощника судьи, не оказывая влияние на исход дела. Помощник судьи, таким образом, не может представлять собственное видение в отношении разбирательства; он разрабатывает проекты ответов на обращения, поступающие в адрес судьи (речь идет, прежде всего, о ходатайствах об отсрочках уплаты госпошлины или исполнения судебного акта, прошениях о восстановлении процессуальных сроков и проч.).
Помощник судьи не наделен процессуальными правами на осуществление действий, влекущих за собой возникновение, изменение, прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса. Формирование института помощника судьи, таким образом, не избавило судей от избытка дел, подлежащих рассмотрению ежедневно, хотя и поспособствовало их освобождению от ряда организационных и технических процедур.
Если же говорить о некоторых проблемах, которые связаны с определением правового статуса помощника судьи, то можно отметить, что основной проблемой в настоящее время является прежде всего то, что зачастую полномочия помощника судьи общей юрисдикции в связи с достаточно серьезной нагрузкой, а также кадровым голодом, несколько выходят за те рамки, которые установлены действующим законодательством. Достаточно распространенным в настоящее время является фактическое замещение помощником судьи секретаря судебного заседания в том случае, когда таковой отсутствует. Таким образом, на практике можно говорить, что фактически, обязанности помощника судьи охватываются не только его прямыми обязанностями, но также и обязанностями нижестоящих сотрудников аппарата суда. В основе своей деятельность помощника судьи во многом схожа с деятельностью секретаря судебного заседания, существенным отличие в данном случае является наличие обязанности у помощника судьи на подготовку проектов судебных актов.
В тоже время определенной проблемой на сегодняшний день является формальное расширение круга обязанностей за счет введения новых форматов работы с компьютерной техникой, новым информационным оборудованием, а также процессуальными изменениями. С одной стороны применение информационных технологий призвано упростить работу сотрудников аппарата суда, с другой же стороны — накладывает дополнительные обязанности на помощников судей, в качестве примера можно выделить сервис работы с электронными обращениями граждан, взаимодействие с которым входит в круг обязанностей помощника судьи.
Достаточно серьезной проблемой на мой субъективный взгляд является неверное распределение обязанностей между секретарем судебного заседания и помощником судьи, поскольку в обязанности помощника судьи в судах общей юрисдикции входит достаточно большое количество обязанностей, которые являются исключительно техническими, к таким в частности можно отнести обязанность по извещению сторон, направлении запросов, подготовка дел к сдаче в отдел делопроизводства, а также иных функций, которые фактически не требуют высокой квалификации и, которые потенциально могли бы исполняться другими сотрудниками аппарата суда.
Работа помощника судьи, поскольку указанная должность фактически является заключительной перед возможностью сдачи экзамена на должность судьи, должна в большей степени быть посвящена написанию судебных постановлений — решений, приговоров, определений, поскольку исполнение именно этой обязанности позволяет получить наибольший практический опыт в правоприменительной практике для дальнейшей трудовой деятельности. Наложение же дополнительных технических обязанностей на помощников судей создают только лишь дополнительную нагрузку, которая достаточно негативно сказывается на их практической деятельности.
Отдельно хочется обратить внимание на сравнительную характеристику особенностей работы помощников судей в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Так, в системе арбитражных судов помощники судей в большей степени участвуют в деятельности по написанию проектов судебных актов в силу более правильного распределения обязанностей. В системе арбитражных судов в случае отсутствия секретаря судебного заседания, его обязанности не перекладываются в полной мере на помощника судьи, что зачастую практикуется в работе судов общей юрисдикции. В арбитражных судах достаточно активно к работе секретарей судебных заседаний привлекаются сотрудники аппарата суда, которые именуются специалистами, что позволяет, тем самым, разгрузить от технической работы помощника судьи, а также создает определенные перспективы для продвижения по карьерной лестнице указанных лиц.
Таким образом, подводя итоги данного исследования хочется отметить, что на сегодняшний день положения законодательства, определяющие основы правового статуса помощника судьи несколько устарели, поскольку исходя из опыта практической деятельности можно отметить, что требуется определенное реформирование в части определения перечня обязанностей помощника судьи с уклоном в части повышенного внимания к составлению проектов правоприменительных актов, поскольку именно посредством этой работы возможно формирование будущего образа судьи. Необходимость таких изменений также обусловлена и нехваткой квалифицированных кадров в судах общей юрисдикции, поскольку достаточно серьезным препятствием при трудоустройстве является действительно большой объем технической работы, обеспечивающей судопроизводство.
Литература:
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» //Собрание законодательства. –2004. — N 31. — Ст. 3215
- Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.08.2019 N 193 «Об утверждении типовых должностных регламентов помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда» // Бюллетень актов по судебной системе. N 3. Март. 2020.
- Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — Москва: Норма: Инфра–М, 2018. — 575 с.
- Административное право: учебник / Э. Г. Липатов и др. — Москва: Дашков и К°, 2018. — 452 с.
- Омрали Ж. О. Институт помощников судей в США // Известия вузов. — 2010. — № 3. — С. 266–267.
- Гражданский процесс зарубежных стран: учеб. пособие / под ред. А. Г. Давтян. — М.: Проспект, 2009. — С. 49–50.