Далеко не секрет, что сегодня остро встает проблема формирования у дошкольников интереса к книге. К сожалению, в последние годы падает уровень общей читательской культуры детей дошкольного возраста, страдает грамотность. С появлением компьютерных технологий информационный поток обрушился на человека с невероятной силой. Дошкольник осваивает компьютер раньше, чем учится читать, поэтому проблема сохранения и развития интереса к книге, к чтению как процессу приобретает особую актуальность в дошкольном возрасте. Ведь именно в этот период у детей закладываются основы будущей личности, его интеллектуального и культурного уровня. Как научить ребенка любить книгу? Готовых рецептов нет, поскольку научить сложному искусству чтения и понимания книги весьма трудно.
С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя, и его необходимо раскрыть, вырастить. Истоки читательского таланта лежат именно в детстве, когда дети очень активны, любознательны и чтение детской литературы представляет для них большой интерес.
Для педагогов книга является мудрым учителем, добрым другом и советчиком, а для детей — это необыкновенный мир чтения, книжного волшебства и загадок. Чтобы увлечь дошкольника книгой, сам педагог должен любить чтение, уметь выразительно читать, чтобы передавать характеры героев, их поступки, понять замысел автора, идею художественного произведения. Ведь у детей этого возраста повышенный интерес к содержанию текста, и самые любимые их произведения — сказки с их фантастическими выдумками, захватывающими сюжетами и противостояниями между добрыми и злыми силами. Чувствуя себя участником событий, ребенок горячо и страстно откликается на прочитанное произведение. В связи с этим интенсивно развивается воображение, способность воспринимать текст без иллюстраций. Ребенок дает более сложную характеристику герою, начинает понимать, что и положительный герой иногда совершает противоречивые поступки.
В этом возрасте у детей появляются индивидуальные интересы к литературным произведениям. Одни предпочитают сказки, другим нравятся книги о животных, третьи любят приключения. Поэтому педагогу очень важно правильно выбирать произведения для чтения, стараться оказать благотворное влияние на нравственное становление личности дошкольника.
В детском саду работа с книгой проводится так, чтобы научить детей элементарным действиям и с книгой как объектом материальной культуры, и с текстом. Особое внимание уделяется мотивации дошкольников к чтению. После выразительного чтения произведения и беседы с его целостным анализом, обучающимся дается возможность выполнить разнообразные творческие задания. Педагогом предлагаются грамматические, лексические, фонетические задания на подбор эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе с изменением силы голоса и интонационной выразительности речи. И в итоге самостоятельное сочинение произведений разного жанра на разные темы различными способами. Такие задания вызывают у детей огромный интерес, повышают творческую активность, обогащают словарный запас.
Педагогами практикуется прием рисования художественных произведений. Обучающимся предлагается нарисовать персонажа, которого они запомнили или понравившийся сюжет, и дошкольники с удовольствием рисуют. Подобная деятельность развивает не только литературный вкус любовь к чтению, но и фантазию, воображение, творческие способности.
Большой популярностью среди методов работы с книгой у воспитанников детского сада пользуется драматизация с помощью кукол. Ребята с интересом перевоплощаются в героев, активно обсуждают костюмы и декорации. Художественный образ дает возможность показать, как дети понимают текст, оценивают героев, подчеркивая их положительные и отрицательные качества. Кукольный театр помогает воспитанникам более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активно следить за развитием действия.
Огромная роль при знакомстве с книгой на занятиях отводится работе с иллюстрацией. Педагог учит детей внимательному рассматриванию обложки книги и иллюстраций, знакомит с автором-художником-оформителем, подводит к тому, что художник-оформитель создает иллюстрации не просто для красоты. А в соответствии с содержанием произведения. Дети узнают на иллюстрациях героев, характеризуют их, обращаясь к тексту, высказывают свое мнение.
Таким образом, деятельность педагога по формированию у воспитанников интереса к книге на занятиях в детском саду способствует продвижению детского чтения, вхождению ребенка в книжную культуру, осознанию детьми, что чтение — это удовольствие, счастье, познание и творчество.
В настоящее время каждый педагог должен тщательно продумывать свои действия по формированию интереса у детей к книге, чтобы научить ребенка любить книгу.
Литература:
- Ельцова О. М., Горбачевская М. М., Терехова А. Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. — СПб: «Детство-Пресс», 2008.
- Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание 2004. № 6, с 6
- Житникова Л. Учите детей запоминать — М.: «Просвещение», 2010
- Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой», Фолио АСТ, 2000г.