Индивидуально-психологические особенности — это совокупность индивидуальных особенностей характера, способностей, темперамента и мотивов. Личность с точки зрения психологии — это социокультурный опыт человека, благодаря которому человек успешно интегрировался в общество.
В современном мире проблема личности и определения её сущности является одной из важных тем в различных областях науки, поэтому данная тема всегда остается актуальной.
Личностные особенности в теоретической психологии представлены совокупностью индивидуальных аспектов характера, мотивов, способностей и темперамента.
Подростковый возраст также имеет свои психологические особенности.
Впервые психологические особенности подросткового возраста описал С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т. п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития [16].
Подростковый возраст так или иначе (косвенно или пересекаясь) совпадает с двумя фазами возрастной периодизации Э. Эриксона, которые мы можем выделить следующими психологическими характеристиками Эриксона [15]:
Трудолюбие против неполноценности. Примерно до 12 лет индивидуумы развивают свою способность преодолевать трудности и приобретать новые навыки.
Идентичность и смешение ролей: это происходит примерно в возрасте от 12 до 18 лет. На этом этапе многие подростки начинают сомневаться в том, чему их учили родители, что приводит к проблемам в отношениях между родителями и детьми, поскольку у подростка развивается чувство автономии.
Теперь подросток понимает, что он уже не ребёнок, замечая сильные изменения с своем физическом и половом развитии, чувствуя возможности проявлять социальную активность, общественно важные дела в семье и школе.
Это также период, когда снижается близость подростка к родителям и происходят обострения его конфликтов с родителями.
Важным компонентом и показателем подросткового возраста является развитие самосознания. В. С. Мухина разделяет самосознание на конкретные компоненты: имя, притязание на социальное признание, социальное пространство личности, психологическое время личности, половая идентификация [11]. И здесь на помощь приходят социальные медиа.
Социальные медиа представляют собой одну из наиболее быстроразвивающихся сфер интернет-технологий. Среди социальных медиа особое место занимают социальные сети, позволяющие пользователям общаться и делиться различным контентом [2]. Появление популярных социальных сетей, таких как Facebook[*], ВКонтакте, Instagram*, Twitter, сыграло важную роль в формировании современного интернет-пространства. [7].
Социальные сети — это среда для формирования огромного количества субкультур и сообществ. В каждом из них — свои конкретные ценности, нормы и запросы на информацию. Кроме того, они устанавливают определенные манеры поведения в социальных медиа, свой язык, атрибуты, по которым узнают «своего». Так формируется ощущение принадлежности и идентичности [4]. А также это эффективная платформа для формирования аудитории вокруг определенных СМИ и блогеров. Содержание «новостной стены» помогает выявить и подтвердить убеждение тех, кто «сидит» в социальной сети.
Сейчас огромное количество людей используют сайты социальных сетей как основной источник информации. Пользователь получает возможность не только потреблять, но и создавать контент, высказывать свое мнение. Страница в соцсети фактически становится личным СМИ, полностью контролируемым владельцем [3]. Жизненный успех молодежи предполагает не только достижение материального благополучия, но и общественное признание личных заслуг в реальной жизни. Это понятие охватывает не только финансовые достижения, но также и уважение со стороны общества, связанное с личностным развитием, профессиональными достижениями, вкладом в общественное благо, культурные и научные достижения и другие области деятельности.
Помимо очевидных преимуществ социальные сети таят в себе и определенные угрозы. Наиболее распространенные из них [12]:
— утечка личных данных. Пользователи часто размещают в социальных сетях избыточную личную информацию, которая может быть использована злоумышленниками или скомпрометировать человека.
— негативный контент. В социальных сетях нередко встречается агрессивный, оскорбительный или откровенно опасный контент.
— кибербуллинг. Травля, унижение пользователей со стороны других участников сообщества.
— интернет-зависимость. Чрезмерное увлечение социальными сетями приводит к проблемам в реальной жизни, снижению продуктивности.
— педофилия и сексуальные домогательства.
— киберпреступность. Мошенничество, взлом аккаунтов, распространение вредоносного ПО.
— пропаганда суицида. Группы и сообщества, склоняющие подростков к самоубийству — острая социальная проблема.
Чрезмерное увлечение соцсетями может привести к интернет-зависимости и даже депрессии. Постоянное сравнение себя с другими в соцсетях часто вызывает чувство неполноценности и тревоги. Кибербуллинг и троллинг наносят серьезный ущерб психическому здоровью людей [7].
Согласно своим исследованиям, К. Янг выделяет 4 симптома, позволяющих говорить о наличии у человека зависимости от интернета:
1) навязчивая потребность проверить электронную почту;
2) постоянное ожидание последующего выхода в интернет-пространство;
3) жалобы окружающих людей на то, что человек проводит в киберпространстве слишком много времени;
4) жалобы окружающих людей на то, что человек тратит излишнее количество денег на интернет-ресурсы [17].
Из-за интернет-зависимости возникают и проблемы с общением. Процесс общения в сети превращается в банальную передачу информации друг другу. Это влияет на коммуникативные навыки, возникают трудности при знакомстве с новыми людьми в реальности, взаимодействии с одноклассниками, учителями, друзьями и родными. При всей своей общительности подросток теряет сами навыки общения с людьми [5]. А. Е. Жичкина пишет о том, что в интернете человек не смущается и не сковывается. За монитором нет возможности его видеть, что позволяет ему чувствовать себя раскованно. Невозможность быть полноценно узнанным собеседниками по переписке предоставляет соблазн создать тот желаемый образ, который хотел бы воплощать молодой человек в реальности. Наделяя себя желаемыми качествами, надевая идеальную «маску» для собеседников, обычно отличающуюся в лучшую сторону от представлений человека о себе самом, человек становится неуверенным в себе, потому что при выходе из чата исчезает и «идеальный» образ, созданный им. Интернет-зависимые подростки, имея низкую самооценку, чувствуют себя неспособными добиться успеха. Они не ставят для себя труднодостижимых целей, ограничиваясь решением обыденных задач. Прилагаемые ими усилия меньше потенциально возможных, снижается уровень притязаний [6].
А. Е. Жичкина выделила 2 причины интернет-зависимости:
1) интернет — возможность избавиться от требований, предъявляемых обществом, родителями и близкими, стать более раскованным и свободным.
2) потребность в эмоциональной поддержке, которую трудно получить в реальном, социальном окружении.
В зоне риска находятся дети с повреждениями ЦНС, среди которых наиболее распространенным нарушением, способным приводить к возникновению интернет-зависимости является СДВГ. Также отмечается, что дети с тенденцией к повышенному уровню тревожности наиболее склонны и подвержены интернет-аддикции [9].
Существуют возможные риски, которые несет в себе данная зависимость [13]:
— злоупотребление интернетом негативно сказывается на физическом здоровье личности.
— приводит к множеству социальных проблем.
— формируются когнитивные и психологические проблемы, что может стимулировать человека как можно меньше использовать свою собственную память, снижению концентрации внимания. Появляется феномен клипового мышления, когда человек воспринимает мир фрагментарно и особенностью является чрезвычайно большая скорость потребления информации и предпочтение не текстовой, а образной информации [8].
У подростка формируется предпочтение искать, а не желание «думать» и «учить». При этом у них создается видимость вседозволенности и безнаказанности, что способно привести к обнулению нравственной сферы подростка. У интернет-зависимой личности проявляются депрессивные состояния, эмоциональная нестабильность, тревожность, снижение контроля над действиями и временем, подмена реальных ценностей виртуальными, снижение мотивации к достижениям.
Таким образом, феномен интернет-зависимости представляет собой комплексное социальное явление, развитие которого обусловлено рядом факторов ситуационного и личностного характера. Поскольку с каждым годом понижается возраст приобщения к Интернету, а молодежь составляет больший сегмент интернет-аудитории, проблема интернет-зависимого поведения может стать в дальнейшем одной из причин низкой социальной адаптации, слабой интегрированности в социальные отношения наиболее трудоспособной части населения.
Мы видим, что интернет-зависимость — это серьёзная проблема нашего времени, охватывающая всё молодое поколение. Она является таким же опасным явлением, как наркотическая и алкогольная зависимость, которая пагубно влияет на личность человека, его внутренний мир и социальное окружение. Однако, нельзя сказать, что интернет имеет лишь негативную сторону, ведь у него есть и множество плюсов, поэтому не стоит воспринимать его, как потенциальную угрозу, потому что «заболевание интернетом» напрямую зависит и от личностных особенностей пользователей.
Литература:
- Айсина, Р. М. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски / Р. М. Айсина, А. А. Нестерова // Социальная психология и общество — 2020 — № 10(4) — С. 42–57
- Акчурин, И. А. Виртуальные миры и человеческое познание / И. А. Акчурин // Концепция виртуальных миров и научное познание. — СПб, 2021. — С.9–29.
- Батаршев А. В. Темперамент и характер: психологическая диагностика. / А. В. Батаршев — М:Владос-Пресс, 2019. — 337 с.
- Галюк А. Д. Влияние образовательной среды на формирование представлений молодых людей о жизненном успехе / А. Д. Галюк // Образование и молодежная политика в современной России. Материалы Всероссийской научно — практической конференции. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. — с. 184–186
- Гудси Ф. Б. Проблемы психологической зависимости от Интернета в современный период // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. –2018. — № 1. — С.100- 103.
- Жичкина, А. Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет / А Е. Жичкина // Психологический журнал. — 2017. — № 2 — С. 75–78
- Карабин, Т. В. Особенности межличностного общения в сети «Internet» / Т. В. Карабин. — М.: Гардарики, 2021. — 234 с.
- Кибитов, А. О. Интернет-зависимость: клинические, биологические, генетические и психологические аспекты / А. О. Кибитов, А. В. Трусова, А. Ю. Егоров. // Вопросы наркологии. — 2019. — № 3 (174). — С. 22–47
- Королева, Н. Н. Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей / Н. Н. Королева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2018. — Т. 4, № 9. — С. 168–179.
- Мерлин, В. С. Очерк теории темперамента / В. С. Мерлин — М.: АСТ, 2018–221 с.
- Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. — 4-е изд. / В. С. Мухина — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 456с.
- Назарчук, А. В. Сетевое общество и его философское осмысление / А. В. Назарчук // Вопросы философии. — 2021. — № 7. — С. 61–75.
- Нестерова, А. А. Зарубежные и отечественные исследования интернет-зависимости и включенности в социальные сети у молодежи / А. А. Нестерова, Л. М. Левин. // Человеческий капитал. — 2020. — № 1 (133). — С. 92–99
- Русалов, В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / В. М. Русалов // Вопросы психологии. — 2017 — № 11. — 225 с
- Эриксон. э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон — М.: АСТ, 2020. — 342 с.
- Hall, G. S. Adolescence: Its psychology and its relation to physiology, anthropology, sociology, sex, crime, religion, and education / G. S. Hall — New York, NY: Appleton & Company, 2018–152 p.
- Янг, К. С. Диагноз — интернет-зависимость / К. С. Янг // Мир Интернет. — 2000. — № 2. — С. 24–29.
[*]Instagram и Facebook, продукты компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России.