Методы и формы воспитательной работы в Вооруженных силах РФ направлены на формирование у военнослужащих высоких морально-боевых качеств, патриотизма, верности воинскому долгу, готовности к защите Отечества. Они должны быть современными, учитывать специфику военной службы, а также особенности молодого поколения.
Ключевые слова: воспитательная работа, метод, военнослужащий, долг, патриотизм.
Methods and forms of educational work in the Armed Forces of the Russian Federation are aimed at the formation of high moral and combat qualities, patriotism, loyalty to military duty, readiness to defend the Fatherland in military personnel. They must be modern, take into account the specifics of military service, as well as the characteristics of the younger generation.
Keywords: educational work, method, serviceman, duty, patriotism.
Целью статьи является рассмотрение воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации и её методы и формы. Воспитательная работа — это сложная и многогранная система, направленная на формирование у военнослужащих высоких морально-боевых качеств, патриотизма, верности воинскому долгу, дисциплинированности и ответственности. Она осуществляется с помощью разнообразных методов и форм, которые постоянно совершенствуются с учетом современных реалий. Без воспитательной работы в армии невозможно эффективное формирование профессионально важных качеств военнослужащих.
Кроме того, игнорирование воспитательной работы ведёт к резкому ухудшению психического состояния воина в бою и значительному снижению эффективности его боевой деятельности.
Методы воспитательной работы представляют собой способы воздействия на сознание, чувства и поведение военнослужащих. Среди основных выделяют такие методы как:
1) Убеждение
2) Личный пример
3) Поощрение
4) Принуждение
5) Соревнование
6) Информирование
Убеждение
Первый метод, метод убеждения, который в воспитательной работе военнослужащих является основным методом педагогического воздействия, формирующий военнослужащего как личность, наделенную основными нравственными и культурными качествами. [1]
Суть метода в том, чтобы активно воздействовать словом и делом на сознание, чувство и волю военнослужащего с целью помочь ему понять суть идей, требований, внутренне принять их и руководствоваться при выполнении решаемых задач. [2]
При использовании метода убеждения необходимы: ясность, доходчивость, наглядность и логичность изложения материала, тесная его связь с практикой и жизнью подразделения.
Некоторые формы применения метода убеждения:
— передача теоретической педагогической информации;
— регулярное сообщение личному составу о текущих событиях, происходящих в обществе и военной сфере;
— проведение разъяснения, доказательства и опровержения практической деятельности военнослужащих для её результативной организации.
Личный пример
Метод личного примера в воспитательной работе офицера заключается в использовании лучших образцов поведения и деятельности офицера для возбуждения у подчинённых стремления к активной работе над собой, развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств, а также преодолению имеющихся недостатков. [3]
Некоторые преимущества этого метода:
— Личный пример даёт офицеру моральное право воспитывать других. Слову начальника подчинённые верят, если оно не расходится с делом.
— Личный пример является основой авторитета офицера. По делам и поступкам начальника подчинённые судят о его достоинствах и недостатках.
— Личный пример обладает наглядностью. Поведение офицера служит примером для подчинённого в несении боевого дежурства, в дисциплине, в учёбе и быту.
— Личный пример — важное средство для подъёма и вдохновения личного состава в трудной, напряжённой обстановке, когда необходимо поднять упавший дух воинов, вселить в них мужество, уверенность в победе, способность перенести любые испытания. [4]
Личный пример приобретает большую силу воспитательного влияния, если он естественно вытекает из внутренних качеств и убеждений офицера, проявляется не от случая к случаю, а постоянно.
Поощрение
Метод поощрения в воспитательной работе офицера — это совокупность приёмов и способов морального и материального мотивирования трудовой деятельности военнослужащих, организации их продуктивной учебной деятельности и дальнейшей профессиональной и общественной жизни.
Назначение мер поощрения — вызвать у военнослужащих состояние удовлетворённости своими поступками и действиями, уверенность в своих силах, чувство радости и гордости. Поощрить военнослужащего — значит вызвать у него желание и дальше действовать правильно, умело, инициативно. [1]
Метод поощрения предполагает применение таких средств, как доверие, одобрение, похвала, вручение грамот и финансовых ресурсов, поручение более важного и серьёзного задания. [1]
К основным условиям действенности метода поощрения относятся:
— обоснованность и справедливость поощрения;
— поощрение преимущественно за ведущий вид воинской деятельности;
— своевременность поощрения;
— разнообразие поощрения;
— постепенное возрастание значимости вида поощрения;
— участие в поощрении всего коллектива воспитателей;
— торжественность ритуала поощрения;
— гласность поощрения (для воинских частей и подразделений, не находящихся под грифом секретности).
Принуждение
Метод принуждения в воспитательной работе офицера — это система дисциплинарно-педагогических мер, направленных на развитие дисциплинированности военнослужащего. [1] Он реализуется в случае применения всего комплекса других методов индивидуальной воспитательной работы и при отсутствии эффекта от их использования.
Метод принуждения заключается в негативной оценке и осуждении поступка и поведения воина, создании условий, заставляющих его привести своё поведение в соответствие с требованиями законов и воинских уставов.
Основные средства реализации метода принуждения:
— категорическое требование;
— напоминание об обязанностях военной службы;
— предупреждение о возможном привлечении к дисциплинарной или уголовной ответственности;
— обсуждение проступка на собрании воинского коллектива;
— привлечение к дисциплинарной или уголовной ответственности.
Использовать средства принуждения необходимо осмотрительно, в зависимости от характера проступка, обстоятельств его совершения и возможных последствий, с учётом прежнего поведения воина, продолжительности его службы в части и других особенностей.
Принуждение должно носить обоснованный характер, быть справедливым и соответствовать конкретной обстановке применения. [1]
Соревнование
В воспитательной работе офицера метод соревнования предполагает помещение военнослужащего в определённые условия, когда он может сравнить свою деятельность с результатами сослуживцев. [5]
Соревнование позволяет активизировать военнослужащих, сплачивает коллектив, способствует достижению высоких результатов.
Для повышения эффективности соревнования как метода воспитания необходимо:
- Правильно определить субъекты и объекты соревнования, то есть чётко определить, кто с кем соревнуется и по каким направлениям военной службы.
- Разработать оптимальные обязанности соревнования.
- Установить объективные критерии оценки результатов соревнования.
- Организовать системные контроль и учёт результатов соревнования.
- Регулярно подводить итоги соревнования.
- Определить целесообразные средства и формы поощрения победителей соревнования.
- Оказать помощь отстающим.
- Постоянно оценивать мотивы поведения соревнующихся. [2]
Также данный метод способствует развитию соревновательного духа, стремления к достижению высоких результатов в боевой подготовке и службе.
Информирование
Информирование в воспитательной работе офицера — это деятельность должностных лиц, направленная на предоставление личному составу социально-политической, военно-технической, правовой и другой информации. [6]
Цель информирования — доведение до военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала информации, обеспечивающей поддержание устойчивого морально-психологического состояния и успешное выполнение стоящих перед частью задач. [6]
Основные задачи информирования:
— доведение и разъяснение личному составу официальных решений руководства Российской Федерации, органов государственной власти и Министерства обороны по вопросам государственного и военного строительства, общественно-политической и экономической жизни страны и международной обстановки;
— формирование у военнослужащих готовности и способности гарантированно выполнить задачи по обеспечению военной безопасности страны, высокого профессионализма, моральной зрелости и психологической устойчивости;
— усиление информационно-воспитательного влияния на укрепление единоначалия, поддержание устойчивого морально-психологического состояния, воинской дисциплины и правопорядка в войсках;
— формирование системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений воинов, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга;
— использование информирования в интересах изучения общественного мнения и настроений военнослужащих;
— доведение и разъяснение личному составу передового опыта лучших специалистов воинской части.
В зависимости от времени, сроков и частоты предоставляемой информации информирование бывает плановым и оперативным (по факту события), а в зависимости от содержания сообщаемых сведений — военно-политическим, боевым, военно-техническим, правовым, медицинским и др.
Формы воспитательной работы — это конкретные мероприятия, в ходе которых реализуются методы воспитательного воздействия. Они могут быть индивидуальными и коллективными. В индивидуальных формах проводятся беседы командира с подчинёнными, индивидуальные задания и поручения, в которых командир представляется перед подчинёнными как наставник и ведет работу с личным составом по изучению нормативно-правовых актов.
В коллективной форме командир проводит учебные занятия по общественно государственной подготовке, военно-патриотическим мероприятиям (дни воинской славы, встречи с ветеранами), во время культурно-досуговой работы посещает театры музеи и концерты с подчиненными. Нередко командир подразделения проводит спортивные соревнования и спортивно массовой работы для совместной работы личного состава и его сплочения. И заключением всего является подведение итогов, где с подчиненными производится обсуждение прошедшей недели (месяца), выявляются ошибки и выдвигаются предложения по мерам их исправления, а также озвучивают лучших военнослужащих, отличившихся за неделю (месяц) в процессе службы, учебной деятельности и т. д. [7]
Современные тенденции в воспитательной работе ведут к учету индивидуальных особенностей военнослужащих. Командир применяет дифференцированный подход к воспитанию, учитывающего возраст, образование, семейное положение, интересы и склонности личного состава. Использует современные информационные технологий, мультимедийные средства, интерактивные методы обучения, социальные сетеи для повышения эффективности воспитательной работы. У военнослужащих формируется чувства гордости за свою Родину, возрастает готовность к защите ее интересов.
Заключение
Эффективность воспитательной работы в Вооруженных Силах напрямую влияет на боеготовность и боеспособность войск, поэтому ее совершенствование является одной из приоритетных задач военного руководства. Основная задача, которая возложена на командира в воспитательной работе, приводит его к пониманию морально-психологического состояния личного состава. Он должен знать, какие социально-психологические процессы и явления происходят в воинских коллективах, это ведет за собой сплочение коллектива и повышает силу его воспитывающего влияния на весь личный состав подразделения. При получении этих факторов у подчиненных формируется и развивается морально-боевые качества: смелость, отвага, дисциплинированность, исполнительность, находчивость, дружба и войсковое товарищество. В итоге предотвращаются конфликтные ситуации в воинском коллективе, а командир знает запросы личного состава, их интересы и проблемы, помогает преодолеть возникающие трудности и проявляет заботу о подчиненных.
Литература:
- Основной метод воспитания военнослужащих // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 01.08.2024. URL https :// spravochnick . ru / pedagogika / osnovnoy _ metod _ vospitaniya _ voennosluzhaschih / (дата обращения: 17.11.2024).
- Основные методы воспитательной работы офицера // Учебник по общественно-государственной подготовке для студентов факультета военного обучения МГТУ им. Н. Э.Баумана «Во славу отечества» гл.9 пар.2 стр.33; Электронный ресурс URL: https :// studfile . net / preview /7139332/ page :33/
- Касавцев М. Ю. Методика воспитания военных специалистов на личном примере офицера // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2016. № 2 (104). C. 63–65. Электронный ресурс —URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1993–5552_2016_2_12.pdf
- Садыков Р. Р. Роль личного примера офицера в воспитательном процессе. 15.12.2014. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/86017-rol-lichnogo-primera-oficera-v-vospitatelnom-
- Военная педагогика. ВикиЧтение «4.3.3 Частные методы и приемы воспитания». URL: https://tech.wikireading.ru/hDjfIETbxw
- Воспитательная работа: содержание, организация, методика: учеб.-метод. пособие / сост. В. А. Копылов. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. Стр.10–12. URL: https :// vii . sfu - kras . ru / images / libs / met _ vospit . PDF
- Стеценко Е. Ю., Злотников О. Е. Актуальные вопросы воспитания личного состава Вооруженных сил Российской Федерации // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018030614