В статье рассматриваются вопросы административной ответственности государственных служащих в Российской Федерации. Проведен анализ и исследованы проблемы, которые возникают в процессе применения мер административной ответственности в отношении государственных служащих. Особое внимание автора уделено вопросам устранения тех пробелов в данной области законодательства, которые существуют на сегодняшний день и обуславливают необходимость совершенствования законодательной базы данного института.
Ключевые слова: государственная служба, государственный гражданский служащий, административная ответственности, дисциплинарный проступок.
The article discusses issues of administrative responsibility of civil servants in the Russian Federation. An analysis was carried out and the problems that arise in the process of applying administrative measures against civil servants were investigated. The authors pay special attention to the issues of eliminating those gaps in this area of legislation that exist today and determine the need to improve the legislative framework of this institution.
Keywords: government employment, public servant, managerial duties, breach of conduct.
В настоящее время актуальной является проблема привлечения к ответственности государственных служащих из-за пробелов в законодательстве об административных правонарушениях. Недостаточная проработанность вопроса о вынесении решения об административной ответственности для государственных служащих приводит к случаям произвола со стороны уполномоченных лиц. Это обусловлено тем, что в соответствии с действующим законодательством наказание определяется положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ [1]. При этом в законодательстве отсутствует явное разграничение между гражданскими и государственными служащими. Хотя в Кодексе об административных правонарушениях РФ есть статьи, направленные исключительно на государственных служащих, в большинстве случаев они унифицированы и могут применяться как к гражданским, так и к государственным служащим.
Административные правонарушения, описанные в Кодексе об административных правонарушениях РФ, не определяют отдельную категорию для государственных служащих, что может быть проблемой при их привлечении к ответственности. Таким образом, существующее законодательство относительно привлечения государственных служащих к административной ответственности можно охарактеризовать как фрагментарное и бессистемное. Из-за имеющихся пробелов возможно, что государственные служащие, не исполняющие или исполняющие свои обязанности ненадлежащим образом, могут остаться без наказания, поскольку отсутствуют четкие положения об их административной ответственности в Кодексе об административных правонарушениях РФ.
Также стоит отметить, что закон позволяет чиновнику выбирать вид административного наказания. Этот аспект активно обсуждается в научной среде, так как возникает вопрос о целесообразности применения определенного вида наказания за конкретное административное правонарушение.
Одной из актуальных проблем в реализации ответственности служащих и оценки их работы является объективность критериев. Данная проблема в настоящее время обуславливается тем, что имеющиеся системы показателей работы государственных и муниципальных служащих, сформированы так, что вынуждают государственных работников не демонстрировать текущую ситуацию правового порядка и дисциплины в своих подразделениях, с целью избежать плохую оценку своей деятельности. Лица, совершающие правовые нарушения, нацелены на то, чтобы обойти наказания всеми существующими сегодня способами.
Лица, совершающие правонарушения, стремятся избежать наказания любыми доступными способами.
Увеличение гражданских и общественных требований к деятельности госаппарата объясняется важностью создания у государственных гражданских служащих положительной мотивации к своим рабочим функциям и работе над созданием улучшенных качественных показателей их деятельности. Важно обратить внимание на то, что давление — это не один единственный способ для того, чтобы воздействовать на сотрудников, исполняющих свои должностные обязанности безответственно. Анализ деятельности государственных гражданских служащих производится посредством количественных показателей. Это обуславливает умеренное независимое состояние подобных показателей от субъективного обстоятельства, хотя при этом, они утрачивают признаки выбора и упорядоченности качественного объединения [2, с. 159].
Большинство существующих методов, которые используются для оценки производительности административно-управленческой деятельности, обладают правовым идеализмом. Они основаны на предположении о преобладании принципа законности, профессиональной исполнительской дисциплины и безоговорочном следовании нормативно-правовым актам государственных гражданских служащих [3, с. 81]. Важные показатели, такие как предупреждение возможных правовых нарушений и дисциплинарных проступков, часто не оцениваются должным образом как основание для применения дисциплинарных мер. Оценка эффективности работы государственных и муниципальных служащих отличается тем, что результаты часто не соответствуют утвержденным мерам.
В настоящее время ослабла контрольная функция со стороны демократических институтов и специализированных контрольно-надзорных органов над деятельностью государственных служащих. Для объективной оценки эффективности государственной службы специализированные структуры должны регулярно следить за соблюдением законов и указов должностными лицами. Проблемы выявления нарушений в государственной службе невозможно полностью решить через эпизодические проверки. Поэтому важно наладить систему постоянного вневедомственного контроля, опирающуюся на активное участие общества.
В настоящее время в некоторых регионах Российской Федерации при привлечении к административной ответственности государственных гражданских служащих применяется система оценки эффективности их работы. Эта система позволяет выявить не только причины правонарушений, но и обстоятельства их возникновения. Такой подход позволяет принимать соответствующие меры, выносить наказания и эффективно планировать профилактическую работу [4, с. 59].
Затрагивая тему реализации мер ответственности, применяемых в отношении государственных гражданских служащих, необходимо поднять вопрос о конкуренции, существующей между административными и дисциплинарными мерами воздействия на нарушителей. Важно учитывать, что соотношение административных и дисциплинарных мер позволяет не только наказать нарушителя, но и предотвратить возможные последующие нарушения. Таким образом, необходимо сосредоточиться на развитии комплексного подхода к реализации мер ответственности, чтобы обеспечить соблюдение законности и поддержание порядка в государственной и муниципальной службе [5, с. 64].
Приоритетность применения мер дисциплинарного характера обусловлено, на наш взгляд тем, что применение мер административной ответственности может иметь серьезные последствия. Однако на данный момент не определено, какой вид юридической ответственности следует применять при неисполнении обязанностей государственным служащим. Это дает работодателю возможность оценивать ситуацию индивидуально, что не всегда справедливо. Поэтому важно принимать правильные решения при применении дисциплинарных мер, чтобы исключить произвол и избирательность в отношении нарушителей. Из чего следует необходимость огласки решений, выносимых в рамках применения института дисциплинарной ответственности. Такой подход позволит властным органам быть более объективными и справедливыми в своих действиях.
Как часть института государственной гражданской службы, административная и дисциплинарная ответственность представляют собой необходимые механизмы, каждый из которых направлен на определенные цели и имеет свои последствия. На данный момент требуется конкретизация в определении механизмов административной и дисциплинарной ответственности.
Итак, изучив проблемы применения мер ответственности за нарушения в рамках институтов административной и дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, можно сделать вывод о необходимости совершенствования нормативной базы данных институтов. Особое внимание следует уделить внедрению новшеств в механизм дисциплинарной ответственности служащих, включая расширение перечня дисциплинарных взысканий и детализацию дисциплинарной процедуры. Важно, чтобы административная и дисциплинарная ответственность не рассматривались как противоположные друг другу понятия. При этом властный субъект должен иметь объективное и нормативно обоснованное представление о различиях между видами проступков и нарушений, которые могут подпадать под различные меры воздействия.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001. № 195 ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
- Спектор Е. И. Запреты и ограничения в праве и коррупция // Журнал российского права. 2022. № 10.
- Мукасеева Н. Н. Актуальные проблемы административной и дисциплинарной ответственности государственных служащих // Юридическая наука. 2023. № 5.
- Чаннов С. Е. Дисциплинарная и административная ответственность государственных и муниципальных служащих: вопросы эффективности // Журнал российского права. 2021. № 2.
- Степаненко А. С. Проблемы реализации административной и дисциплинарной ответственности государственных служащих // Юридическая наука. 2023. № 10.