Статья посвящена содержанию административной ответственности за административные правонарушения в области организации дорожного движения. Проанализировав действующее законодательство об административных правонарушениях, автор отметил, что в нем отсутствует структурное выделение группы правонарушений, объективная сторона которых посягает на установленный порядок организации дорожного движения. В связи с этим автор вносит свои предложения по определению оснований привлечения правонарушителей в области организации дорожного движения.
Ключевые слова: нарушение административного законодательства, правовая ответственность в административной сфере, управление дорожным движением.
This article focuses on the issue of administrative liability for violations in traffic management. After examining existing laws on administrative offenses, the author identified a lack of clear categorization for offenses that disrupt traffic organization. As a result, the author presents suggestions for establishing criteria to hold offenders accountable in traffic management.
Keywords: violation of administrative rules, accountability for administrative infractions, regulation of traffic.
Административная ответственность в области организации дорожного движения представляет собой систему правовых норм, которые устанавливают запреты на определенные действия и определяют санкции для нарушителей, а также устанавливают процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях. Административная ответственность структурно включает в свой состав нормативный и процессуальный компоненты.
Изучение действующего законодательства об административной ответственности приводит к такому выводу, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях [1] отсутствует четкое выделение категории нарушений, которые напрямую связаны с нарушением организации дорожного движения.
Для оценки общественной опасности действий, связанных с организацией дорожного движения, необходимо учитывать всех участников соответствующих общественных отношений. Считается, что это включает в себя три основных группы — властные структуры, ответственные за организацию дорожного движения; организации, обеспечивающие работоспособность дорожной инфраструктуры; участников самого дорожного движения. Поэтому есть мнение о том, что административная ответственность в области дорожного движения должна распространяться не только на участников дорожного движения, но и на юридические лица, ответственные за дорожную инфраструктуру, а также на должностных лиц органов власти, управляющих организацией дорожного движения [2, с. 34].
Взаимоотношения между указанными субъектами формируют технический комплекс, который включает в себя дорожную инфраструктуру, транспортные средства и организацию деятельности по обеспечению работы дорожной инфраструктуры и планированию дорожного движения.
К сожалению, в настоящее время в законодательстве Российской Федерации нет четкого перечня административных нарушений, касающихся организации дорожного движения. Работа по установлению правил и норм в этой области только начинается, законодательство начинает делать первые шаги. Например, Федеральный закон от 7 марта 2017 года № 26-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» устанавливает новые нормы, которые значительно ужесточают ответственность юридических лиц и должностных лиц за нарушения требований органов государственного надзора в области безопасности дорожного движения. Кроме того, этот закон значительно уточняет процедуру принятия решений по административным делам, связанным с нарушениями требований безопасности на автодорогах во время ремонтных работ.
Учитывая особенности общественных отношений в сфере организации дорожного движения, следует отметить сложность данного института, включающего в себя автодорожную инфраструктуру, пропускную способность дорог и безопасность движения. Следовательно, можно сказать, что существует тесная связь между административной ответственностью в сфере организации дорожного движения и в сфере его безопасности. В этой области существует много регулируемых законодательством правонарушений, обусловленных характером общественных отношений и субъектным составом.
При этом их целесообразно классифицировать на общие, характеризующие противоправные действия всех вышеуказанных субъектов, оказывающие косвенное негативное влияние на деятельность, связанную с организацией дорожного движения. А специальные напрямую влияют на состояние дорог и инфраструктуры, что также оказывает влияние на безопасность движения на дорогах. Нарушения из первой указанной группы, по нашему мнению, включают в себя нарушения, совершаемые юридическими лицами — подрядчиками и субподрядчиками, ответственными за состояние автодорожной инфраструктуры и связанные с нарушением установленного правового режима недвижимого имущества. Также сюда относятся правонарушения, совершаемые юридическими лицами, нарушающими требования по заключению и реализации государственных и муниципальных контрактов, а также нарушения, совершаемые физическими лицами, связанные с нарушением установленных правил пользования дорожной инфраструктурой, и некоторые другие правонарушения, описанные в 12 главе КоАП РФ [3].
Для определения оснований выделения специальных правонарушений в сфере организации дорожного движения требуется применять риск-ориентированный подход [4, с. 65]. Согласно действующему законодательству, данный подход является одним из основных принципов организации и осуществления государственного и муниципального контроля (надзора).
В сфере организации дорожного движения применение риск-ориентированного подхода позволяет оценить нарушения законодательства конкретного участника общественных отношений в данной области. При этом конкретные параметры вышеуказанных рисков должны быть регламентированы в рамках отдельного Постановления Правительства РФ в форме дифференцированной шкалы, определяющей степень нарушения и являющейся основанием для привлечения к ответственности.
Для определения конкретных составов административных правонарушений в области организации дорожного движения классификация рисков (чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий), установленная действующим законодательством, имеет важное значение. На наш взгляд, выявление рисков первых трех категорий может послужить основанием для привлечения к административной ответственности за определенные правонарушения.
— «Некачественная разработка проектов по организации дорожного движения или комплексных схем, что приводит к нарушению требований безопасности и нежелательным препятствиям для автомобильного движения».
— «Одобрение проектов организации дорожного движения или комплексных схем организации дорожного движения со стороны уполномоченных лиц, которое привело к нарушению установленных требований безопасности на дороге и неприемлемому препятствию для движения».
— «Осуществление должностными лицами уполномоченных организаций мониторинга, повлекшее нарушения требований безопасности дорожного движения, несоблюдение нормативных требований в сфере экологической безопасности, а также создание угроз жизни и здоровью участников дорожного движения».
Итак, в результате проведенного анализа института административной ответственности в сфере организации дорожного движения, стоит отметить следующее. Этот институт только начинает формироваться, поэтому его содержание пока не имеет четкого юридического определения, и в современной административно-правовой науке пока нет специальных исследований, посвященных этой проблеме. Важно отметить, что данный институт играет значимую роль как механизм правильной реализации положений законодательства, регламентирующих вопросы организации дорожного движения.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (ред. от 14.10.2024г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
- Майоров В. И., Коркин А. В. Административная ответственность в области дорожного хозяйства// Юридическая наука и правоприменительная практика. 2021. № 1.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (ред. от 14.10.2024г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
- Молчанов П. В. Законодательство об административной ответственности в области дорожного движения: основные этапы и тенденции развития // Административное право и процесс. 2021. № 5–6.