В статье рассматриваются актуальные проблемы применения норм законодательства, в частности положений ст. 42 земельного кодекса РФ, а также ст. 8.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях, касающихся целевого использования земельных участков.
Ключевые слова: целевое назначение земель, нецелевое использование земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации одной из обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков является обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Для обеспечения рационального использования и охраны земель, относящихся к территории Российской Федерации, в соответствии с положениями ст. 7 Земельного кодекса РФ они подразделяются на семь категорий в зависимости от их целевого назначения.
Деление земельных участков на категории определяет их правовой режим, то есть дифференцированный порядок их рационального использования и охраны, определенный нормами гражданского, земельного и экологического законодательства.
Правообладатели, которые осуществляют использование земельных участков не по их целевому назначению, прямо нарушают установленную ст. 42 Земельного кодекса обязанность, что является земельным правонарушением.
В соответствии со ст. 74 Земельного кодекса РФ за совершение земельных правонарушений предусмотрена административная и уголовная ответственность. Данная норма содержит отсылку к положениям главы 7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, касающихся правонарушений в области охраны собственности, а также положениям главы 8 КоАП РФ, охраняющих общественные отношения в области охраны окружающей среды, природопользования и обращения с животными.
Так, правонарушение, предусмотренное ст. 8.8 КоАП РФ — использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа, размер которого в зависимости от обстоятельств дела может достигать двухсот тысяч рублей.
К органам, которые осуществляют государственный земельный контроль, в том числе контроль за целевым использованием земельных участков, относятся Росреестр, Россельхознадзор, Росприроднадзор и их территориальные органы. В случаях выявления должностными лицами данных органов нецелевого использования земельных участков, привлеченные к административной ответственности правообладатели зачастую не соглашаются с применяемыми санкциями и обжалуют вынесенные решения в суде.
Проблема заключается в том, что разрешая подобного рода споры, правоприменители в лице судей нередко расходятся в применении действующих норм земельного кодекса РФ и выносят противоположные друг другу решения.
В одних случаях правоприменители исходят из того, что использование земельного участка в соответствии с целевым назначением предполагает фактическое использование участка в установленных при его предоставлении целях, а в других принимают решения, полагая, что использование земельного участка в иных, но связанных с целевым назначением целях, само по себе не может свидетельствовать об использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и видом разрешенного использования.
В действующем земельном законодательстве не предусмотрено отдельных норм, которые содержали бы легальное определение такого понятия как «целевое назначение земель».
Отсутствие законодательного закрепления «целевого назначения земельного участка» в данном случае и создает условия для правоприменителей для различного толкования норм Земельного кодекса.
Понимание значения таких понятий как «правовой режим земельного участка» и «целевое назначение земельного участка» является чрезвычайно важным для собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, поскольку каждый из правообладателей должен знать, какие права на данный объект он приобретает и какие обязанности на него возлагаются.
Таким образом, отсутствие легального определения понятия «целевое назначение земель» в будущем должно быть восполнено на основании различных доктринальных определений целевого назначения земель. К таким можно отнести основной характер использования конкретного, относящегося к той или иной категории земель земельного участка, который определяется в зависимости от выполняемых данным земельным участков конкретных функций, установленных законом.
Такое закрепление необходимо для обеспечения единообразного применения земельного законодательства, отсутствие чего, в противном случае, нарушает основные принципы законодательства РФ — равенство всех перед законом и судом, справедливость судебного разбирательства.
Литература:
- «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024).
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.11.2024).