Структура и содержание административно-правового статуса юридических лиц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 02.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Слободянюк, А. Б. Структура и содержание административно-правового статуса юридических лиц / А. Б. Слободянюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — URL: https://moluch.ru/archive/548/119964/ (дата обращения: 05.12.2024).

Препринт статьи



Статья посвящена структуре и содержанию правого статуса юридических лиц. В ходе рассмотрения важной составляющей — административно-правового статуса юридических лиц — автором дается характеристика административной ответственности, к которым могут быть привлечены юридические лица за неисполнение предписанных законом обязанностей.

Ключевые слова: права, обязанности, административно-правовой статус, юридические лица, административная ответственность.

This article explores the organization and specifics of the legal position of legal entities. By focusing on the crucial aspect of administrative and legal standing, the author details the potential administrative consequences that legal entities might face for not complying with their legal duties.

Keywords : entitlements, duties, status in the administrative and legal field, legal entities, administrative accountability.

Понятие «административно-правовой статус» является центральным институтом административного права. ННо тем не менее в административном праве данный институт остается малоизученным. Подчеркивая важность правового статуса, ряд ученых склоняется к необходимости включения правового статуса в правовую систему в качестве самостоятельного элемента. При этом считается, что статус характеризует лишь наиболее устойчивое состояние субъекта, в состоянии правового покоя, оставляя в стороне специфические особенности различных юридических связей субъектов права. В данном контексте административно-правовой статус — это закрепленная нормами административного права определенная совокупность признаков субъектов административного права, определяющая их положение в административных правоотношениях. Многие ученые высказывают мнение, что именно в этом заключается суть административно-правового статуса [1, с. 75].

Понимание административно-правового статуса помогает более точно определить права, обязанности и полномочия субъектов административного права, что уменьшает вероятность возникновения споров в этой области.

Следует отметить, что административно-правовой статус юридического лица определяется разнообразием правовых норм, включая финансовые, налоговые, муниципальные и другие области права.

Предприятия с негосударственной формой собственности имеют свои особенности в административно-правовом статусе. Они действуют в рамках определенного правового режима, который применим ко всем юридическим лицам, независимо от формы собственности. Государство играет важную роль в установлении правил и контроле за их соблюдением для таких предприятий. В отличие от государственных предприятий, влияние государства на них ограничено. Государство устанавливает административно-правовой режим, который включает в себя регистрацию, лицензирование, налогообложение и контроль за соблюдением установленных правил.

Что касается направленности работы предприятия, его управления, кадрового состава, других аспектов деятельности организации, а также иных проблемных вопросов, возникающих в процессе осуществления деятельности организации, обычно государство не вмешивается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Решения по различным вопросам принимаются уполномоченными органами или учредителями [2, с. 29].

Говоря о вопросе ответственности юридических лиц, следует отметить, что действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит положения, которые касаются виновности организаций. Согласно части 2 статьи 2.1 этого Кодекса, юридическое лицо может быть признано виновным в административном правонарушении, если будет установлено, что у организации имелась возможность для соблюдения установленных правил и норм. В то же время, часть 1 статьи 1.4 Кодекса утверждает, что юридическое лицо несет административную ответственность независимо от своего статуса и местоположения.

Необходимо учитывать, что производство по делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с действующим законодательством на момент его проведения, согласно требованиям статьи 1.7 части 3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [3].

В содержание административно-правового статуса юридического лица включается определенная совокупность прав, гарантии их реализации и обязанности, закрепленные в нормах права и принимаемые на себя через органы управления коллективного субъекта. И если предоставленные законом права юридическим лицам интерпретируются и вытекают из принципа «разрешено всё, что прямо не запрещено», то обязанности носят чётко регламентированный характер [4, с. 93]. Компетентные органы государственной власти требуют от юридического лица, независимо от формы собственности, вида хозяйствующего субъекта, организационно-правового статуса, ведения и предоставления необходимых документов, в том числе финансового характера, выполнения большого числа различных нормативов, регламентов, правил.

При нарушении законодательства субъекты права подвергаются административной ответственности. Основанием для этого выступает нарушение норм, установленных в Особенной части Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации или других законов субъектов РФ в этой области. Юридические лица, участвующие в административных процедурах, подвергаются тем же правилам, что и физические лица, что подчеркивает сходство в правовом положении всех сторон. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации соблюдает принципы установления объективной истины, защиты прав и другие принципы как для юридических, так и для физических лиц.

Для наступления административной ответственности принципиально важна совокупность объективных и субъективных признаков состава административного правонарушения, которые в сумме определяют деяние (в форме действия либо бездействия) как противозаконное. Необходимо учитывать все аспекты деяния, чтобы правильно определить наличие вины и применить соответствующие меры ответственности. Вина как субъективная сторона правонарушения является обязательным признаком, поэтому данная проблема имеет большое значение и активно обсуждается в научной среде.

В соответствии с общим принципом, основанием для привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения — вины и противоправного действия. Согласно пункту 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [5], юридическое лицо считается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него была возможность соблюдать нормы, нарушение которых влечет административную ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации или законам субъекта РФ, при условии, что данное лицо не предприняло все необходимые меры для их соблюдения.

Законодатель при формулировании данной нормы учитывал, что общая формулировка субъективной стороны не применима к юридическим лицам, касающейся психического отношения правонарушителя к деянию и его последствиям. Важным фактором, определяющимся в данном вопросе, является поведение юридического лица перед правоприменением. Это означает, были ли приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения предусмотренных законом обязанностей.

Следовательно, вина юридического лица вытекает из сущности определения юридического лица как правовой категории, что проявляется в отсутствии у юридического лица рассудка, психики и как следствие, невозможности использования в отношении юридического лица классического понимания вины.

Неэффективность применения мер в отношении юридических лиц, совершивших административное правонарушение — это следующее на что хотелось бы обратить снимание. Применение административного штрафа является одной из самых распространенных санкции, применяемых судами общей юрисдикции за совершение административных правонарушений юридическими лицами. Однако, в 35 % случаев обязанные юридические лица уклоняются от уплаты штрафа, что свидетельствует о неэффективности данной меры. Поэтому необходимо разработать более эффективные способы наказания юридических лиц за совершение административных правонарушений и обеспечить их более строгое исполнение.

Представленная информация свидетельствует о том, что множество решений судов не исполняются, обязанность суда наказать за нарушения законов откладывается на неопределенный срок, что препятствует достижению целей административного наказания, установленных в статье 3.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Таким образом, при анализе важного аспекта — административно-правового статуса юридических лиц — были изучены законные обязанности, нарушение которых влечет за собой ответственность, были рассмотрены особенности административной ответственности юридических лиц, выявлены проблемы привлечения их к ответственности, а также исполнения наказаний. Следовательно, можно сделать вывод, что регулирование коллективных субъектов в административном праве необходимо для более эффективного контроля за нарушениями юридических лиц и защиты интересов других субъектов данной области права.

Литература:

  1. Мелехин А. В. Правовые нормы, регулирующие деятельность государственных органов в России. М., 2021.
  2. Андреев В. К. Юридические лица как субъекты экономической деятельности // Юрист. 2021. № 2.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (ред. от 14.10.2024г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
  4. Джамирзе Б. Ю. Правовая характеристика мер административного принуждения, применяемых к юридическим лицам // Современные тенденции развития науки и технологий. 2020. № 6.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (ред. от 14.10.2024г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.


Задать вопрос