В статье рассматривается вопрос об управлении формированием российской идентичности в системе образования. Начальная школа является первой целенаправленной и осознанной ступенькой на пути социализации школьника в современном обществе. Педагогический менеджмент является одним из ключевых подходов в реализации формирования российской идентичности у младших школьников.
Ключевые слова: идентичность, современное общество, управление, ценности, идентификация, целостность, социализация.
Изучение понятия «идентичность» как явление берет своё начало в конце XX — начале XXI века. Актуальность исследования данного понятия затронуло научное пространство не только российских социологов, но и все мировое сообщество в целом. В человеческом обществе постоянно происходят изменения в идеологических идеях, политические преобразования, экономические реформы, поэтому процесс формирования идентичности не может остаться без внимания. Для современного общества России процесс управления формированием российской идентичности особенно актуален на фоне изменений в геополитическом пространстве, экономических преобразований, установки истинных моральных и духовных ценностей для нашей страны. Данный процесс требует установки приоритетных целей в системе работы социальных институтов. Основная концепция данных целей заключается в определение системообразующих элементов формирования российской идентичности, их целостности и последовательности. От процесса управления формированием российской идентичности зависит способность российского общества и государства в целом отвечать на мировые запросы и вызовы.
Процесс формирования российской идентичности начитается с самых первых дней жизни человека и продолжается в последствие. Однако следует отметить, что осознанное и целенаправленное формирование идентичности начитается в младшем школьном возрасте. На начальных ступенях российского образования происходит подготовка человека к дальнейшей жизни в обществе и сосуществование с другими людьми, начинают формироваться соотношения понятий «Кто я?» и «В какой стране я живу?», «Моя семья» и «Семейные ценности», наблюдается процесс идентификации младшего школьника с российским обществом и государством, приобщение к традиционным и культурным ценностям нашей страны.
Рассмотрим понятие «идентичность». Данное слово происходит от латинского identicus, что переводится как «одинаковый», «совпадение чего-либо с чем-либо». Человек, находясь в определённой социальной группе наблюдая за поведением, общением, поступками, традициями данного окружения, соотносит себя с определённым социумом, находить «одинаковость» с кем-либо. Процесс идентификация личности с определённой группой происходит и через «сравнения» себя с другими людьми. Формирование идентичности происходит через процесс социализации. Механизм целенаправленной социализации с элементами определённых установок запускается в младшем школьном возрасте.
Профессор Т. А. Булыгина в своих трудах к элементам идентичности относит: историю страны, государственные символы, язык, на котором говорят жители данной страны, его многогранность и литературное достояние, культурное наследие, традиции и такой компонент как «общая эмоциональная реакция» на различные события в стране и мире.
В современной России практически все гуманитарные институты, академии наук занимаются изучением вопроса формирования российской идентичности. Особое внимание к данной теме стало уделяться после распада СССР. Данное историческое событие могло привести к распаду целостности гражданской идентичности общества, а в последствие и к распаду государства и потери суверенитета.
Министерство просвещения России, научные сообщества, политологи, социологи, проанализировав исторические, политические, экономические изменения пытаются понять, какие компоненты российской идентичности являются «пластичными» и проявляются в зависимости от конкретных событий, а какие остаются неизменными на протяжении всей хронологии событий. «Ряд исследователей считает, что российская идентичность содержит общность «мощных духовно-политических зарядов русской и других этнонаций» в гражданах России, которые способны выступать солидарной мобилизующей силой самоутверждения и преобразования российской цивилизации» [1].
В педагогику понятие «идентичность» вошло с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов. При разработке стандартов второго поколения во главе с А. М. Кондаковым в основу формирования российской идентичности были заложены три компонента: гражданский, этнический, общечеловеческий. «Гражданский компонент призван устанавливать связь учащегося с Россией, этнический (и территориальный) — с «малой родиной», а общечеловеческий — со всем человечеством, соответственно» [4].
Для успешного формирования российской идентичности педагогам необходимо не только разобраться с нормативно-правовой базой, но и осознано изучить данное явление с точки зрения целостности и масштабности процесса. Осознанность в работе позволит использовать учителю различные формы, методы, технологии и инструменты, которые будут способствовать развитию потенциала образовательной организации.
По мнению Е. Е. Вяземского, образование в процессе формирования российской идентичности должно акцентировать внимание на развитии следующих качеств обучающихся:
1) осознание себя как участника истории своей Родины;
2) социальная активность и желание участвовать в жизни общества с целью его развития и процветания;
3) стремление к самообразованию;
4) уважение к другим нациям и конфессиям;
5) коммуникация как форма сотрудничества с другими людьми для достижения положительных социально значимых результатов.
Для того чтобы понять, как сформировать российскую идентичность у обучающихся начальных классов в современных условиях развития общества, необходимо рассмотреть данный процесс с точки зрения менеджмента.
Процесс управления формированием российской идентичности у младших школьников целесообразно рассматривать через функции педагогического менеджмента по классификации П. И. Третьякову: информационно-аналитическая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, мотивационно-целевая, контрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная.
Управление формированием российской идентичности у младших школьников начинается с анализа информации об исходном уровне сформированности у обучающихся начальных классов таких понятий как «патриот», «Родина», «семья», «Россия», «честь» и т. д. Осуществляется оценка уровня знаний обучающихся об истории России, её границах и географических особенностях, праздниках и традициях нашей страны, национальных особенностях и культурном наследии. На данном этапе происходит реализация информационно-аналитической функции.
Основываясь на полученных данных, происходит процесс реализации планово-прогностической функции. Управление формированием российской идентичности предполагает разработку нормативно-правовой базы, локальных актов для начального общего образования. Одним из последних документов подтверждающих необходимость в формование рассматриваемого понятия является «Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 17.06.2022 № 03–871 «Об организации занятий «Разговоры о важном», «Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики от 29.06.2022 № 316–01–63–1633/22 «О реализации федерального проекта «Разговоры о важном» в образовательных организациях с целью патриотического воспитания».
Реализация организационно-исполнительской функции происходит через отбор форм и методов обучения, организацию работы по усвоению понятия российской идентичности у младших школьников. Разработка уроков, внеклассных мероприятий, бесед, интеллектуальных поединков, экскурсий, способствующих формированию чувства патриотизма, гордости за свою страну, культуру, историю. Происходит апробация авторских приёмов и методик в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности, направленных на получение знаний о своей большой и малой Родине.
В процессе реализации управления формированием российской идентичности необходима мотивация и целеполагание для всех участников образовательного процесса. На всех уровнях российского образования приоритетной целью является обучение и воспитание личности понимающего значимость и ценность своей страны и её будущего.
Функция контрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная осуществляет анализ (количественный и качественный показателей) проводимых мероприятий и оценку эффективности формирования основ российской идентичности у обучающихся начальных классов. В процессе мониторинга определяются сильные и слабые стороны взаимодействия между участниками образовательного процесса, трудности и проблемы, возникающие в ходе совместной работы.
Таким образом, процесс управления формированием российской идентичности у младших школьников реализуется через функции педагогического менеджмента. Анализ информации об исходном уровне сформированности компонентов российской идентичности позволяет скорректировать работу по данному направлению, выбрать вектор развития, формы, методы и технологии. По средствам разработки нормативно-правовой базы происходит организация практической составляющей данного процесса. Анализ достигнутых результатов позволяет выстроить дальнейший план работы на всех ступенях образования для успешного формирования понятия российской идентичности у младших школьников.
Литература:
- Алексеева, Л. В. Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов: коллективная монография / Л. В. Алексеева. — Нижневартовск: НВГУ, 2019. — 162 c. — Текст: непосредственный.
- Менеджмент в образовании: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Ю. Трапицын [и др.]; под редакцией С. Ю. Трапицына. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 413 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5-534–12706–5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/448144/
- Караханова, Г. А. Моделирование процесса формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников / Г. А. Караханова. — Текст: электронный // cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-formirovaniya-osnov-rossiyskoy-grazhdanskoy-identichnosti-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 26.03.2024).
- Махинин, А. Н. Российская идентичность сегодня: проблемы и ресурсы формирования (социально-педагогический контекст) / А. Н. Махинин, М. В. Шакурова, В. С. Остапенко. — Воронеж: ВГПУ, 2022. — 188 c. — Текст: непосредственный.