Управление формированием ценностного отношения к Родине у младших школьников средствами цифровых технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 02.12.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Задрина, Е. С. Управление формированием ценностного отношения к Родине у младших школьников средствами цифровых технологий / Е. С. Задрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — URL: https://moluch.ru/archive/548/119967/ (дата обращения: 05.12.2024).

Препринт статьи



В данной публикации рассматривается вопрос о формирование ценностного отношения к Родине у младших школьников с применением цифровых технологий. Начальная школа стремится к созданию комфортной и эффективной образовательной среды. Учитель в процессе реализации образовательных задач оперирует функциями менеджмента.

Ключевые слова: патриотизм, идентичность, ценностное отношение к Родине, цифровые технологии, менеджмент.

С начала XXI века в российском обществе наблюдается потребность в развитие патриотического, гражданского, духовного самосознания личности, как полноценной единицы менталитета России. Деятели науки и образования связывают данную потребность с формированием ценностного отношения к Родине. Данное отношение воспитывается через социокультурные ценности родного народа, традиции, обычаи.

Формирование ценностного отношения к Родине у обучающихся начальных классов — это одна из главных задач указанная в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.

Исследователи отмечают взаимосвязь между этнической и российской идентичностью. Предполагается, что этническая идентичность составляет основу осознания личности как гражданина России. «Функция российской идентичности заключается в реализации базисной потребности личности в принадлежности к группе, выполняющей защитную функцию, способствующей самореализации и самовыражения личности» [4, с. 53].

В настоящее время перед российским образованием стоит вопрос: «Как должен реализовываться процесс формирования ценностного отношения к Родине в эпоху цифровых технологий?». Цифровые технологии становятся неотъемлемой частью каждого современного человека и младшие школьнике не исключение, скорее наоборот активные пользователи ИТ-пространства. «С каждым годом к выпускнику начальной школы предъявляется всё больше требований. Школа стремится к повышению качества образовательного процесса, и для достижения данной цели всё чаще использует в своей работе новые цифровые технологии» [2, с. 184].

Управление формированием ценностного отношения к Родине у младших школьников средствами цифровых технологий можно рассматривать с позиции реализации данного процесса через функции менеджмента. Целесообразно рассмотреть данный подход к формированию любви к Родине с позиции педагога начальных классов.

Перед каждым учителем начальной школы стоит задача в воспитание творческой и разносторонней личности, развитие у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну, принадлежности к единому народу многонациональной страны. Данный процесс можно разбить на последовательные этапы управления формированием ценностного отношения к Родине:

— планирование;

— организация;

— мотивация;

— контроль.

На этапе планирования педагог определяет цели процесса формирования патриотического отношения к Родине, которые соответствуют заявленным требованиям Стратегии развития воспитания в Российской Федерации и ФГОС. Определяет, какие структурные компоненты входят в понятие «ценностное отношение человека к своей Родине». В контексте ФГОС НОО данное понятие включает формирование таких установок как:

— осознание себя гражданином России;

— положительное отношение к окружающим;

— необходимость в усвоении знаний об истории своей страны, культуры своего народа, географических особенностях России, государственных символах нашего государства;

— знание о достижениях в области науки, искусства, литературы в прошлом и настоящем;

— осознание ценности семьи и её значимости;

— уважительное отношение к старшему поколению, людям других национальностей и конфессий;

— бережное и уважительное отношение к природе.

В соответствие с заданными параметрами педагог разрабатывает тематическое планирование, которое будет соответствовать требованиям нормативно-правовым документам и программе начального образования. Учитель проводит анализ текущего уровня воспитанности и принадлежности обучающихся к своей Родине, происходит оценка знаний об истории своей страны и родного края. На данном этапе могут быть использованы тесты: «С чего начинается Родина?», «Кто я?» и т. д. Следует отметить, что цифровые технологии позволяют оптимизировать данный процесс, сделать его доступным и наглядным, могут охватывать различные социальные группы и единицы учебного процесса (ученики, родители, администрация). Анализ уровня сформированности ценностного отношения к Родине можно реализовать через сервис «Yandex Forms» («Яндекс.Формы»). Сервис «Яндекс.Формы» — это бесплатная онлайн площадка от российских разработчиков цифровых программ, которая позволяет создавать тесты, опросники, голосования, принимать заявки. После опроса респондентов сервис «Yandex Forms» автоматически показывает результат и проводит оценку текущих показателей заданных параметров.

После получения результатов первичной диагностики, формулирования целей и выбора, наиболее оптимальных из них учитель переходит к следующему этапу управления — организация учебно-воспитательной работы по формированию ценностного отношения к Родине у младших школьников. Педагог определяет, какие формы и методы он будет использовать в своей работе для достижения положительных результатов. Какие средства и технологии будут эффективны. При создании оптимальных условий необходимо опираться на отбор учебного материала, предусмотренного программой начальной школы. В качестве одним из эффективных и современных средств формирования ценностного отношения к Родине могут являться интерактивные дидактические пособия. «Современные формы интерактивных дидактических пособий — это учебные материалы, хранимые и передаваемые в цифровом формате, работающие в режиме непосредственного взаимодействия человека и компьютера» [2, с. 184]. Интерактивные дидактические пособия могут быть использованы на различных этапах урока и внеурочной деятельности. Они могут включать в себя комплекс интерактивных заданий, веб-квесты, рабочие тетради, таблицы, схемы, кейсы, презентации, дидактические игры и многое другое.

Отличным примером интерактивной онлайн площадкой для формирования ценностного отношения к Родине средствами цифровых технологий является образовательная платформа — Портал «СОВА» (рис. 1). Представленный сайт содержит большую коллекцию цифровых образовательных ресурсов для организации образовательного процесса: игры, уроки, занятия и проекты. Для удобства пользователей разработчики сайта предусмотрели систему «фильтров». Можно выбрать интересующую категорию и установить возрастной диапазон. На портале размещены материалы по таким темам как: «Народов много — страна одна!», «Россия — многонациональная страна», «Откуда хлеб пришёл», «Берегите природу!» и т. д.

Всероссийский образовательный портал «СОВА»

Рис. 1. Всероссийский образовательный портал «СОВА»

При организации управлением формированием ценностного отношения к Родине у младших школьников необходимо учитывать и мотивационный аспект. Мотивация для младших школьников является одним из ключевых факторов успеха в учебной деятельности. Правильно заданный стимул позволяет ученикам начальных классов быстро и эффективно достигать поставленных целей. Применение цифровых технологий позволяет «оживить» учебный процесс, сделать его наглядным и понятным для младшего школьного возраста. Ученика интересует не только результат, но и сам процесс образования.

Заключающим этапом управления формированием ценностного отношения к Родине с позиции педагога выступает контроль над процессом. Учителю важно отслеживать результативность проделанной работы, видеть положительные и отрицательные аспекты своей деятельности, отслеживать ход реализации тематического планирования, разработанного на начальном этапе управления данным процессом. Важно отслеживать и динамику учеников. Повышение или снижение их уровня сформированности ценностного отношения к Родине. На данном этапе педагог может повторно воспользоваться онлайн формами для опросов и тестирования. Провести сравнительный анализ первичной и повторной диагностики с целью выявления динамики и дальнейших корректировок.

Таким образом, управление формированием ценностного отношения к Родине у младших школьников средствами цифровых технологий строится через реализацию функций менеджмента. Менеджмент позволяет организовать поэтапный и планомерный подход к данной проблеме, а использование цифровых технологий позволяет сделать учебно-воспитательный процесс оперативным, мотивационным, наглядным, информативным.

Литература:

  1. Воробьёв, С. М. Некоторые аспекты формирования гражданской идентичности в полиэтническом регионе / С. М. Воробьев. — Текст: непосредственный // Вестник Ставропольского государственного университета. Философские науки. — 2012. — № 78(1) — С. 59–63.
  2. Задрина, Е. С. Использование интерактивных дидактических пособий как средства развития познавательной деятельности младших школьников / Е. С. Задрина, С. В. Федорова. — Текст: непосредственный // Проблемы гуманитарного образования в аспекте новых научных парадигм. — Махачкала: АЛЕФ, 2021. — С. 182–186.
  3. Кожанов, И. В. Гражданская и этническая идентичности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости / И. В. Кожанов. — Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 3. — С. 52–56.
  4. Махинин, А. Н. Российская идентичность сегодня: проблемы и ресурсы формирования (социально-педагогический контекст) / А. Н. Махинин, М. В. Шакурова, В. С. Остапенко. — Воронеж: ВГПУ, 2022. — 188 c. — Текст: непосредственный.


Задать вопрос