Учителя-логопеды общеобразовательных школ призваны помогать учащимся, нуждающимся в логопедической помощи. Качество и эффективность работы специалистов не в последнюю очередь зависит от условий работы. Авторы сделали попытку выявить те негативные аспекты деятельности, которые являются для учителей-логопедов стрессогенными.
Цель исследования: изучение стрессогенного влияния факторов образовательной среды на учителей-логопедов общеобразовательных школ Великоустюгского муниципального округа Вологодской области.
Материалы и методы : Влияние стресса на человека описано в различных литературных источниках. Педагоги общеобразовательных организаций, несмотря на стрессогенное влияние образовательной среды, обязаны реализовать конституционное право маленьких граждан России на образование [5]. Условия работы учителей-логопедов в школах (далее — логопеды) значительно отличаются от условий работы преподавателей-предметников или учителей начальных классов.
В рамках исследования мы поставили перед собой следующие задачи:
1) провести оценку соответствия условий работы логопедов из общеобразовательных школ разных территорий России нормируемым и (или) рекомендуемым критериям;
2) выявить наличие (отсутствие) значимых отличий фактических условий работы в общеобразовательных школах Великоустюгского муниципального округа Вологодской области по сравнению с другими территориями РФ;
3) определить уровень стрессоустойчивости логопедов и выяснить, зависит ли он от условий работы.
Методика нашего исследования основывалась на предположении, что в «идеальных» условиях образовательной среды стрессогенное воздействие на логопеда сводится к минимуму. «Идеальными» мы назвали такие условия работы логопеда, при которых они полностью отвечают нормируемым, либо рекомендуемым параметрам.
Для оценки фактических условий деятельности логопедов нами была разработана анкета, содержащая 3 группы вопросов. Первая группа вопросов касалась материально-технических условий работы, вторая — учебной нагрузки, а третья — психологической нагрузки на логопеда.
Под материально-техническими условиями нами подразумеваются: наличие (отсутствие) отдельного помещения для проведения логопедических занятий, соответствие кабинета, в котором проводятся логопедические занятия, санитарно-эпидемиологическим требованиям [2], наличие и достаточность оборудования, инвентаря, учебных и методических пособий.
Учебная нагрузка определяется: количеством детей на 1 ставку логопеда и особенностями здоровья детей [1], количеством учебных занятий в неделю, учебный год [1], привлечением логопеда на работу, не связанную с его прямыми должностными обязанностями (например, проведение уроков вместо временно отсутствующего учителя).
Психологическая нагрузка обусловлена работой с детьми с особыми возможностями здоровья, взаимодействием с их классными руководителями и родителями, а также администраций образовательного учреждения.
Ответ на большинство вопросов предполагал пятибалльную оценку респондентом одного из параметров условий работы в школе, где 5 баллов соответствовало максимально комфортным («идеальным») условиям, а 1 балл — наиболее неблагоприятным условиям.
По каждой группе вопросов «идеальными» мы считаем те условия, которые должны были быть оценены наибольшим числом баллов. Разница между «идеальными» и реальными условиями показывает, на сколько материальные условия работы хуже «идеальных», а учебная и психологическая нагрузка превышает оптимальную.
Кроме этого, все логопеды протестированы для определения уровня стрессоустойчивости с использованием теста С. Коухена и Т. Виллиансона.
Результаты и обсуждение: Вопросе участвовало 35 логопедов из различных регионов России, в т. ч. 16 логопедов из Великоустюгского округа Вологодской области. Остальные анкеты случайным образом направлялись логопедам-участникам профессиональных интернет-сообществ (за исключением логопедов из Великоустюгского округа).
Ответы на вопросы анкеты свидетельствуют о том, что материально-технические условия в образовательных учреждениях по оценке опрошенных в среднем в 1,5 раза хуже ожидаемых «идеальных»; учебная нагрузка в среднем на 26 %, а психологическая в среднем на 23 % превышают оптимальную.
При изучении стрессогенного влияния на логопедов конкретных материально-технических условий деятельности мы исходили из предположения, что это такие условия, которые оцениваются большинством респондентов в 1 или 2 балла (из 5) как наименее комфортные. Такими условиями явились: отсутствие отдельного кабинета для проведения логопедических занятий (у 54 % опрошенных); отсутствие необходимого оснащения и оборудования для проведения логопедических занятий (у 46 %).
Аналогично указанному выше подходу наиболее стрессогенными факторами учебной нагрузки явились: превышение количества детей на 1 штатную единицу логопеда (у 34 % респондентов), а также выполнение логопедами иной (дополнительной) работы (у 31 %).
Значительная психологическая нагрузка обусловлена недостаточным вниманием к «логопедическим» проблемам детей со стороны их классных руководителей (у 69 %), родителей (у 60 %) и администрации учреждения (у 60 %).
Показатели условий работы логопедов в Великоустюгском округе Вологодской области отличаются от других территорий не более, чем на 10 %, что ввиду их субъективной оценки, можно считать статистической погрешностью. Таким образом, мы предполагаем, что стресс-факторы образовательной среды, воздействующие на логопеда, не зависят в значительной степени от населенного пункта, в котором находится школа. Следовательно, работа по повышению стрессоустойчивости, апробированная на логопедах Великоустюгских школ, может быть применена и для логопедов из других городов.
С помощью теста Коухена — Виллиансона был определен исходный стрессоустойчивости логопедов. Согласно данному тесту уровень стрессоустойчивости может быть отличным, хорошим, удовлетворительным, плохим и очень плохим. Хорошую стрессоустойчивость показали 3 % респондентов, удовлетворительную — 20 %, плохую — 63 % и очень плохую 14 %.
Суммировав показатели материально-технического оснащения, учебной и психологической нагрузки (т. е. условия работы) для каждого из 35 логопедов, мы установили, что они значительно хуже идеальных. Данные обстоятельства, по нашему мнению, являются стрессогенными факторами. Чем больше разница в баллах между реальными и «идеальными» условиями, тем больше стрессогенного влияния эти условия оказывают на логопедов.
Мы установили прямую зависимость между выявленным уровнем стрессоустойчивости и фактическим условиями работы. Так в среднем логопеды, показавшие «хорошую» стрессоустойчивость, оценивают условия своей работы только на 4,1 % хуже «идеальных», тогда как «удовлетворительную» — на 27,7 %, «плохую» — на 28,8 % и «очень плохую» — на 29,3 %. Выводы были сделаны на основе субъективной оценки опрашиваемыми логопедами фактических условий своей деятельности, и исходя из предположения, что респонденты честно отвечали на поставленные вопросы.
Заключение. Работая в условиях современной общеобразовательной школы, учитель-логопед сталкивается с негативным влиянием различных факторов окружающей его реальности, вызывающих стресс. Это влияние не зависит в значительной степени от региона РФ, «мощности» школы, стажа и возраста логопеда. Отсутствие логопедического кабинета, недостаточность оборудования и инвентаря для занятий для многих логопедов являются постоянным стрессогенным фактором. Значительная учебная нагрузка на этом фоне, связанная с нехваткой специалистов и большим количеством детей, требующих логопедической помощи, а также психологическая нагрузка усиливают стрессогенное воздействие. Уровень стрессоустойчивости многих логопедов очень невысокий, что требует комплексных мер по приведению условий их работы в оптимальное состояние, а также обучение логопедов методам повышения стрессоустойчивости.
Литература:
- Письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 N 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» // «Вестник образования» — 2001 — № 2
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. — ст. преп. В. Р. Бильданова, доц. Г. К. Бисерова, доц. Г. Р. Шагивалеева. — Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015–142 с.
- Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021) «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ».