В статье автор исследует формы защиты прав потребителей.
Ключевые слова: потребитель, защита прав, досудебный порядок, судебная защита.
При нарушении какого-либо права потребителя перед ним встает вопрос о выборе формы защиты своего нарушенного права.
Под формой защиты права понимается установленный законодательством алгоритм действий, направленных на восстановление нарушенного права, который может быть осуществлен самостоятельно, либо посредством государственных органов.
Как правило, различают две формы защиты прав потребителей:
— неюрисдикционная форма защиты,
— юрисдикционная форма защиты.
К примеру, неюрисдикционная форма защиты представляет собой порядок действий потребителя, которые совершаются им самостоятельно и в соответствии с законом, без обращения в государственные или иные инстанции. В данном случае потребитель может предъявить свои требования непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), избегая участия государственных структур.
На сегодняшний день Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей» в основном не предусматривает обязательный досудебных порядок урегулирования споров.
Данная позиция также отражена в обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020 г. Так, в обзоре указано, что Законом о защите прав потребителей не предусмотрен обязательный досудебный претензионный порядок рассмотрения споров между потребителем и исполнителем услуг, а договорное условие об этом должно рассматриваться как ограничивающее право потребителя на доступ к правосудию. [1]
В ряде специальных законов в сфере защиты прав потребителей содержится условие об обязательном соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Так, Федеральным законом от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусмотрен обязательный досудебный порядок. В соответствии со статьей 10 вышеуказанного закона, претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий. [2]
Кроме того, обязательный претензионный порядок устанавливается в отношении услуг связи. Так, в пункте 9 статьи 55 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» указано, что при отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд. [3]
Автор полагает, что потребителю в любом случае целесообразно начать с претензии, если даже такой порядок не обязателен. Это, во-первых, сэкономит время и моральное состояние потребителя. Во-вторых, в случае неудовлетворения требований потребителя в досудебном порядке, суд взыскивает в пользу потребителя штраф в размере 50 % от присужденный судом суммы. Кроме того, потребитель также сможет претендовать на взыскание неустойки за нарушение сроков удовлетворения его обоснованных требований, изложенных в претензии.
По мнению автора, введение обязательного досудебного порядка упростило бы судебным органам процесс выяснения позиций сторон и обстоятельств дела, а также это помогло бы определить, насколько добросовестно действовала каждая из сторон. При этом обязательный досудебный порядок будет способствовать разрешению споров в добровольном порядке.
Однако, отсутствие в Законе РФ «О защите прав потребителей» обязанности предпринимателя дать письменный ответ на претензию потребителя значительно снижает эффективность досудебного порядка.
Зачастую потребитель, обратившийся с претензией, продолжительное время дожидается ответа от предпринимателя, в то время как последний предпринимает различные действия, чтобы избежать ответственности и во многих случаях промедление в несколько дней создает ситуацию, когда вступившее в законную силу решение уже неисполнимо.
Для повышения эффективности претензионной процедуры необходимо на законодательном уровне закрепить обязанность представления ответа на претензию, а также предусмотреть административную ответственность за непредставление последнего.
Как полагает автор, для реализации вышеизложенных положений необходимо внести поправки в первый абзац статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и изложить в следующей редакции: «Защита прав потребителей осуществляется судом после соблюдения претензионного порядка урегулирования спора. Потребитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав при отклонении письменной претензии полностью или частично, либо неполучении ответа в сроки, установленные для удовлетворения отдельных требований потребителей».
Юрисдикционная форма защиты прав потребителей — это защита прав потребителей со стороны государственных или иных уполномоченных государством органов. Выделяют два вида юрисдикционной формы защиты прав потребителей: общий (судебный) и специальный (административный).
Судебная защита на сегодняшний день является одним из самых распространенных способов защиты прав потребителей.
Статья 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает судебную защиту и закрепляет, что такая защита осуществляется судом.
Имущественные споры, связанные с защитой прав потребителей, где цена иска не превышает ста тысяч рублей, рассматриваются мировым судьей в качестве суда первой инстанции. В случаях, когда цена иска превышает указанную сумму, рассмотрение осуществляется в районном суде.
В силу положений статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить исковое заявление:
- По месту нахождения ответчика (продавца, изготовителя, исполнителя услуги). Иск к организации предъявляется по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель — по его месту жительства;
- По месту жительства или пребывания потребителя;
- По месту заключения или исполнения договора (продажи товара или предоставления услуги);
- По месту нахождения филиала или представительства основной организации (продавца, изготовителя, исполнителя услуги). [4]
Вместе с тем включение в договор условий об обязательной территориальной подсудности признается ущемляющим права потребителя.
Относительно новым инструментом судебной защиты является подача искового заявления в защиту прав и законных интересов группы лиц. Так, с 1 октября 2019 года начала действовать глава 22.3 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации предусматривающая процедуру подачи искового заявления в защиту прав и законных интересов группы лиц, так называемый коллективный иск. Такие иски в силу п. 4 ст.30 ГПК РФ подаются по адресу ответчика.
Кроме того, с принятием Федерального закона от 18 июля 2019 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в России появились нормы о защите прав и законных интересов группы лиц. [5]
Предусматривается, что гражданин или организация вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц при соблюдении следующих условий:
— имеется общий по отношению к каждому члену группы лиц ответчик; предметом спора являются общие либо однородные права и законные интересы членов группы лиц;
— в основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства;
— использование всеми членами группы лиц одинакового способа защиты своих прав.
Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц допускается в случае, если ко дню обращения в суд к требованию присоединилось не менее 20 лиц.
Согласно официальным данным, размещенным на официальном сайте Роспотребнадзора, данным государственным органом в 2023 году подано 66 исков в защиту группы потребителей.
Разница между групповым иском и коллективным иском состоит в том, что групповой иск подается группой лиц, объединенных общим правовым интересом и имеющих одинаковые претензии к ответчику, в то время как коллективный иск подается организованной группой лиц, имеющих одинаковые правовые интересы и претензии к ответчику.
Административный порядок защиты прав потребителей. В соответствии с п. 2 ст.11 ГК РФ, защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Основными государственными органами, осуществляющими государственную защиту прав потребителей, являются:
— Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные отделения;
— Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг;
— Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальные отделения;
— Центральный банк Российской Федерации;
— органы прокуратуры;
— органы местного самоуправления.
Литература:
1. «Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020) \ КонсультантПлюс. — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365114/ (дата обращения: 20.11.2024).
- Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ: по сост. на 20.11.2024 г. // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 49. — Ст. 5491.
- О связи: федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ по сост. на 20.11.2024 г. // Собрание законодательства РФ — 2003. — № 28 — Ст. 2895.
- О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1: по сост. на 20.11.2024 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. –1996. — № 3. — Ст. 140.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ: по сост. на 20.11.2024 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.