В статье исследуются характерные особенности административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций. Рассматриваются основания привлечения виновного лица к административной ответственности и признаки состава административного правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций. Особое внимание уделяется законодательной базе, регулирующей административную ответственность в рассматриваемой области.
Ключевые слова: предпринимательское предпринимательство, организации саморегулирования, правонарушения в сфере администрирования, административные санкции.
The text delves into the distinct aspects of administrative liability for violations within the realm of business operations and the functions of self-regulatory bodies. It discusses the reasons for holding individuals accountable under administrative law and the indicators of a violation within the entrepreneurial sphere and self-regulatory organizations. Special emphasis is placed on the legal framework governing administrative accountability within this domain.
Keywords: entrepreneurial initiatives, self-regulating bodies, violations of regulations, administrative accountability.
Совершение действия, которое содержит все элементы административного правонарушения в сфере предпринимательства и деятельности саморегулируемых организаций, подпадает под административную ответственность. Согласно действующему законодательству — Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях — административным правонарушением считается незаконное, виновное действие или бездействие как физического, так и юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность [1].
Определение административного правонарушения в предпринимательской сфере или в деятельности саморегулируемых организаций требует выявления признаков правонарушения как с точки зрения субъективных, так и объективных элементов, что позволяет определить наличие или отсутствие противоправного деяния.
Если хотя бы одно действие лица, занимающегося предпринимательством или участвующего в деятельности саморегулируемой организации, не соответствует хотя бы одному элементу состава правонарушения, то дело об административном правонарушении не может быть возбуждено, а уже начатое должно быть прекращено.
Административное правонарушение включает в себя четыре основных элемента: субъект правонарушения, объект (общественное отношение, регулируемое нормой), объективная сторона (противоправное деяние) и субъективная сторона. Вопрос возникает в том, нужен ли четвертый элемент при административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом. Некоторые авторы считают, что в этом случае достаточно только трех элементов: объекта, объективной стороны и субъекта.
Большинство нарушений законодательства в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируеых организаций носят формальный характер, то есть для привлечения ответственности виновного лица не обязательно, чтобы его действия привели к общественно опасным последствиям [2, с. 45]. Однако существуют исключения из этого правила. Например, статья 14.55.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указывает на завышение цен по государственному контракту как негативное последствие нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа [3].
Ущерб, который возникает в результате совершения незаконных действий в процессе предпринимательской деятельности, имеет широкий спектр последствий и может нанести вред как экономике, так и национальной безопасности России в целом, влияя на различные аспекты общественной и политической жизни страны. По мнению Я. Н. Чапурных, нарушения в сфере предпринимательства представляют реальную угрозу для общества [4, с. 25].
Характерной чертой составов данной группы административных правонарушений является возможность привлечения к ответственности как юридического лица, так и физического лица — работника или должностного лица организации. Административная ответственность распространяется на физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы предпринимательской деятельности.
Психологический аспект административного правонарушения представляет собой внутреннюю составляющую неправомерного действия, отражающую отношение лица к совершенному правонарушению.
Характеристики субъективной стороны административного правонарушения разделяются на обязательные и дополнительные. К обязательным относится вопрос о вине, а к дополнительным — цель и мотив. Вина представляет собой осознанное, намеренное отношение лица к совершенному им действию и последующим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.
В соответствии с пунктом 1.5 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности только при наличии установленной его вины [3]. При этом лицо считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда, органа или должностного лица, рассмотревших дело.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях содержатся два вида вины: умысел и неосторожность. Исследование составов административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности или деятельности саморегулируемых организаций показало, что они могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
В соответствии с пунктом 2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что оно могло бы соблюдать правила и нормы, но не предприняло необходимых мер для их соблюдения. Эта формулировка может быть неоднозначной, особенно в отношении определения возможности соблюдения правил и норм юридическим лицом. Тем не менее, виновность является обязательным элементом административного правонарушения по определению, закрепленному в статье 2.1 КоАП РФ.
Вывод, который можно сделать из вышесказанного, заключается в том, что вина должна быть установлена как для физических, так и для юридических лиц, совершивших административные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности или деятельности саморегулируемых организаций для привлечения их к административной ответственности. Другими признаками субъективной стороны административного правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций является цель и мотив. Цель определяет желаемый результат, к которому стремится нарушитель, ожидаемые последствия от совершения определенного действия. Мотив — это то, что побуждает нарушителя совершить противоправное деяние, удовлетворяя его потребности. Цели и мотивы могут иметь разное значение в различных составах правонарушений, выступая как обязательный или квалифицирующий признак, а также обстоятельство, усиливающее или смягчающее административную ответственность. Мотивы административных правонарушений в предпринимательской и саморегулируемой деятельности могут быть разнообразными, но чаще всего основным является желание извлечь выгоду. Независимо от мотива и цели совершения нарушения, лицо все равно несет административную ответственность.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001. № 195 ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
- Трофимова И. А. Некоторые проблемы административной ответственности юридических лиц // Институт стратегических исследований. 2020. С. 45.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001. № 195 ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
- Чапурных Я. Н. Административная ответственность юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности: дисс….канд. юрид. наук. М., 2009.