В условиях современного начального образования, количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии усвоить учебную программу, непрерывно растет. Данная проблема беспокоит не только учителей начальной школы, психологов, родителей, но и самих учащихся, которые уже начинают задумываться о причинах своего отставания по тому или иному предмету в отличие от своих одноклассников. В соответствии со своими возрастными особенностями, слабоуспевающие младшие школьники требуют от учителя особых подходов и приёмов работы с ними. Вопросами школьной неуспеваемости всегда занимались и психологи, и педагоги (М. Н. Данилов, В. И. Зынова, Н. А. Менчинская, М. С. Певзнер, Л. С. Выготский, В.В, Давыдов, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Ю. К. Бабанский, Ю. З. Гильбух, Н. И. Мурачковский, Л. С. Славина и др.).
Проблему слабой успеваемости младших школьников ученые пытаются решить давно, однако без выявления явных причин практически невозможна эффективная работа в данном направлении, которая направлена на преодоление трудностей, и в конечном итоге, повышению успеваемости младших школьников. Современному учителю начальных классов необходимо все время находить все более совершенные, инновационные способы и приёмы работы по их устранению, владеть специальными психодиагностическими методиками. Категорически нельзя оставаться равнодушным ни к одной из причин, которая способствует низкой успеваемости учащихся, и оставлять ее без должного разрешения.
Актуальность исследования определяется потребностью учителей начальных классов в выявлении основных направлений работы со слабоуспевающими младшими школьниками, в поиске и обосновании таких эффективных, инновационных подходов и методов обучения на уроках в начальной школе, которые способствовали бы успешному освоению учащимися программного материала, сокращению числа слабоуспевающих младших школьников.
Обратимся к рассмотрению сущности понятия «слабоуспевающие обучающиеся», которое можно рассматривать с разных сторон. С точки зрения временного интервала, слабоуспевающими учениками можно назвать учеников, чьи знания, умения, навыки оцениваются неудовлетворительно в течение четвертного периода. С точки зрения содержания начального образования, слабоуспевающий ученик ‒ это ученик, учебно-личностные достижения которого не соответствуют содержанию начального образования, в частности, требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Следовательно, неуспеваемость младших школьников можно рассматривать как несоответствие их подготовки тем обязательным требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, которые предъявляются к уровню освоения знаний, умений, навыков и приобретению опыта творческой деятельности выпускника начальной школы.
По мнению Л. С. Элибаева, каждого слабоуспевающего младшего школьника можно отнести к одной из трех групп:
- Младшие школьники с низким уровнем мышления, которые положительно относятся к учебе и статусу школьника.
- Младшие школьники с достаточным уровнем развития мыслительной деятельности. Но эти ученики негативно относятся к процессу усвоения знаний. Такие дети частично или полностью утратили позицию человека, причастного к школе.
- Младшие школьники со слабо развитым мышлением и отрицательным отношением к обучению. Они полностью сдали свои позиции, практически не имеют интереса к обучению [3, с. 23–26].
Для того чтобы работа была эффективной по преодолению слабой успеваемости младших школьников, необходимо, прежде всего, обозначить причины, вызывающие ее.
В своей работе М. Н. Исмоилова М.Н, З. Ш. Султонова при рассмотрении причин школьной неуспеваемости и классификации неуспевающих учеников берут за основу аспект психологической запущенности:
– учащиеся с неправильно сформированным отношением к учению;
– учащиеся, испытывающие трудности при усвоении учебного материала («неспособные»);
– учащиеся, не владеющие необходимыми навыками и способами учебной работы;
– учащиеся, не умеющие трудиться;
– учащиеся, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы [1, с. 84].
Мы, в свою очередь, причины неуспеваемости младших школьников видим в следующем:
– особенности физиологии организма младшего школьника;
– личностные особенности младшего школьника;
– бытовые условия проживания;
– санитарно- гигиенические условия в школе;
– специфика воспитания в семье;
– особенности обучения и воспитания в школе.
Одной из самых распространенных причин неуспеваемости младших школьников является некачественная, недобросовестная работа учителя начальных классов из-за недостаточного владения им методикой преподавания учебного предмета, а также неумения организовать учебную деятельность учащихся на уроке. Как правило, учитель не проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися из-за недостатка времени на уроке.
Исходя из научной позиции Г. Б. Эргашева Г.Б, и Г. Б. Рахматова помощь, которую оказывает учитель начальных классов слабоуспевающим ученикам на уроках должна быть дифференцированной и иметь индивидуально направленной характер. Во многих школах учителя начальных классов пользуются традиционным способом работы: всех слабоуспевающих учеников, которым необходима помощь, определяют в одну группу и проводят с ними систему дополнительных занятий, состоящую в основном из повторений и дополнительных разъяснений пройденного учебного материала [4, с. 26].
По мнению М. Н. Исмоиловой, учитель начальных классов обучает всех одинаково, и не всегда считается с индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Но, как показывает опыт педагогической практики, эти занятия практически не дают желаемый результат. Они могут привести лишь к временным положительным сдвигам в обучении и усвоении учебного материала слабоуспевающими учениками, они не устраняют явные причины трудностей младших школьников в освоении учебного материала. Поэтому наиболее эффективным средством, по нашему мнению, является сочетание коллективной, дифференцированной, индивидуальной работы (в том числе психодиагностической) в классе [2, с. 35].
К способам усиления эффективности работы со слабоуспевающими учениками можно отнести: применение инновационных образовательных технологий, форм и методов обучения (ориентация на индивидуальные особенности ребенка, дифференциация заданий на каждом этапе урока); включение детей в индивидуально-групповую работу, чтобы добиться этого, нужно разработать разноуровневые тренировочные и проверочные упражнения, творческие задания с возможностью выбора; использование в процессе обучения «Карточки помощи», «Памятки для учеников»; уделять внимание игровой деятельности на уроке; при опрашивании слабоуспевающих школьников, давать им приблизительный план ответа, выделять таким детям больше времени на подготовку к ответу у доски, не запрещать подглядывать в наглядные пособия; во время общения со слабоуспевающим ребенком поддерживать доброжелательную, позитивную атмосферу; на этапе усвоения нового материала акцентировать внимание слабых младших школьников на самых важных, трудно изучаемых моментах.
Таким образом, исходя из приведённого выше материала можно сделать следующие выводы:
– чтобы предотвратить рост слабоуспевающих учеников, нужно своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках младших школьников и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов;
– учебная деятельность на уроках должна быть богатой по содержанию;
– необходимо применять разнообразные виды работ в урочное и внеурочное время, сочетать коллективную, дифференцированную, индивидуальную формы работы;
– использовать во время уроков нестандартные задания, развивающие игры, стимулирующие мыслительную деятельность младших школьников;
– формировать положительную самооценку, чтобы учащиеся поверили в свои силы, испытали успех в учебе;
– нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию к учебе.
Но важно помнить, что только совместные усилия учителя начальных классов, родителей, социально-психологической службы школы, способны решить проблему роста слабоуспевающих учеников. Работая с данной категорией младших школьников, нужно верить в каждого из них и стремиться передать эту веру им.
Литература:
- Исмоилова М. Н., Султонова З. Ш. Требования к методике обучения // Ученый XXI века, 2018. — № 3–2 (38). –C. 84–88.
- Исмоилова М. Н. Моделирование задач в начальной школе // Ученый XXI века, 2017. — № 6 (20). –C. 35–37.
- Элибаева Л. С. Повышение активности учащихся начальной школы // Наука, образование и культура, 2020. — № 9 (53). — C. 23–26.
- Эргашева Г. Б., Рахматова Г. Б. Некоторые вопросы обеспечения взаимосвязи методов и средств обучения в учебном процессе // Проблемы педагогики, 2020. –№ 1 (46). — С. 26–28.