В статье раскрывается уголовное преследование как одна из функций прокуратуры. В ней подробно анализируется роль прокуратуры в обеспечении законности, защите прав и интересов граждан, общества и государства через участие в уголовном преследовании преступлений.
Ключевые слова: прокуратура, уголовное преследование, функции прокуратуры, законодательство, система органов, обвинение, расследование, преступление.
Прежде чем приступить к обсуждению, важно прояснить смысл терминов «прокуратура» и «уголовное преследование».
Согласно статье 129 Конституции Российской Федерации: «Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом». Определение прокуратуры Российской Федерации как «системы органов» позволяет четко различить понятия «прокуратура — единая федеральная централизованная система органов» и «система прокуратуры — единая федеральная централизованная система органов прокуратуры и организаций». Следовательно, между этими понятиями существуют различия в их структуре и источниках правового регулирования. Деятельность прокуратуры регулируется федеральным законом, в то время как организация работы системы прокуратуры определяется нормативными актами Генерального прокурора РФ.
Следует понимать, что в процессе уголовного судопроизводства прокуратура выполняет две ключевые функции: уголовное преследование, которое следует рассматривать как основное направление работы прокурора, и осуществление прокурорского надзора.
Уголовное преследование — это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
В юридической науке процессуальная функция обычно рассматривается как самостоятельное и основополагающее направление в уголовно-процессуальной деятельности. Уголовное преследование, являясь главным направлением работы прокуратуры в контексте уголовного процесса, реализуется прокурором на всех его стадиях. В частности, появляются многочисленные вопросы относительно того, как прокурор реализует уголовное преследование на разных этапах судебного процесса. Участие прокурора в судебных стадиях уточняется в приказе Генеральной прокуратуры России от 25.12.2012 года № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства». Этот документ устанавливает прокурорскую деятельность как одну из ключевых функций, выполняемых прокуратурой. В специализированных источниках аргументируется, что уголовное преследование является производным от надзорной роли прокурора. Однако в настоящее время данный вопрос утратил свою противоречивость, поскольку в уголовно-процессуальной доктрине независимость функции уголовного преследования признана бесспорной.
Уголовное преследование должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством и в рамках полномочий, которые законами даны участникам уголовного процесса со стороны обвинения. Тематика уголовного преследования наиболее подробно раскрыта в главе 3 Уголовного Процессуального Кодекса РФ. Различные элементы этой деятельности также определяются в других положениях уголовно-процессуального законодательства.
Поскольку прокурору поручено выполнение различных задач, досудебное уголовное преследование не ограничивается лишь полномочиями, связанными с утверждением итогов предварительного расследования. Оно включает в себя реализацию процессуальных возможностей, которые касаются защиты прав личности, принимающей участие в уголовном процессе, а также осуществление распорядительных функций. Касаясь досудебных этапов уголовного судопроизводства, согласно статьям 21, 37, 221, 226 УПК РФ, содержание прокурорского уголовного преследования охватывает три ключевых блока полномочий.
Первый блок касается выполнения традиционных полномочий прокурора, которые связаны с утверждением обвинительного заключения или акта обвинения. Одобрение прокурором обвинительного заключения делают его официальным документом уголовного преследования от имени государства. С этого момента прокуратура, как главный представитель государства в области уголовного преследования, окончательно формулирует действия компетентных органов в рамках уголовного дела, придавая этим действиям завершенность через предварительную оценку их результатов. Поэтому ключевым критерием в процессе принятия решения об утверждении становится качество проведенного предварительного расследования, оцененное с точки зрения возможности дальнейшего поддержания обвинения в суде.
Второй блок включает в себя вспомогательные полномочия, необходимые прокурору для эффективного осуществления досудебного уголовного преследования. Например, участие прокурора в судебных разбирательствах по вопросам избрания мер пресечения или оспаривания решений органов и должностных лиц, занимающихся уголовным преследованием. Осуществление этих полномочий связано с основной прокурорской функцией, конкретно с его ролью в превращении доказательной деятельности в юридически завершённое уголовное преследование. Без этой функции такие полномочия утрачивают как юридическую, так и фактическую значимость, что делает их дополнительными и второстепенными.
Третий блок представляет собой совокупность полномочий прокурора, касающихся уголовного преследования в отношении органов дознания. Эта специфика направлена на компенсацию упрощенного характера дознания. В рамках данного аспекта прокурор фактически завершает упрощенную изобличительную деятельность этих органов, инициируя и санкционируя процессуальные и следственные действия, а также принимая процессуальные решения, которые определяют дальнейшую судьбу дела.
Содержание функций уголовного преследования различны, их составляют: сбор доказательств, обосновывающих подозрение в совершении преступления и указывающих на причастность обвиняемого, включает в себя применение процессуальных мер принуждения к подозреваемым и обвиняемым, а также их розыск. Также важны действия по установлению лиц, которые должны быть привлечены к уголовной ответственности, формулирование и представление обвинения, а также разработка и утверждение обвинительного заключения (акта обвинения).
Завершение уголовного преследования происходит с момента, когда процессуальный акт следователя, дознавателя, прокурора или судьи обретает юридическую силу. Существует несколько форм, посредством которых может завершиться уголовное преследование: 1) прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования (ч. 3 ст. 24 УПК РФ); 2) полный или частичный отказ государственного обвинителя (или частного обвинителя) от предъявленного обвинения на стадии судебного разбирательства (ст. 246, 319 УПК РФ); 3) вынесение оправдательного приговора (ст. 302, 305, 306 УПК РФ). Эти этапы играют важную роль в уголовном процессе и определяют, как именно закончится дело в суде.
Уголовное преследование проходит в два этапа:
1) Неперсонифицированный этап, во время которого осуществляется поиск лица, совершившего преступление. На данном этапе уголовное преследование может проявляться в виде следственных мероприятий, направленных на сбор улик, подтверждающих причастность данного лица к правонарушению.
2) Персонифицированный этап (обвинительная стадия), который начинается после назначения конкретному лицу процессуального статуса подозреваемого или обвиняемого.
Данные этапы уголовного преследования способствуют осуществлению работы прокурора при рассмотрении уголовного дела. Стоит отметить, что каждый этап уголовного преследования на определённой стадии помогает понять, на каком уровне находится изучение совершившегося преступления.
Соответственно, на основе изученных материалов хочется сделать вывод, что уголовное преследование, действительно, является функцией прокурора, поскольку оно представляет собой процессуальную деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, а стороной обвинения в уголовном процессе, как раз, является прокурор, выполняющий функцию, речь о которой шла в статье.
Литература:
- Артеменков В. К. Концептуальные положения конституционно-правовой дефиниции «прокуратура Российской Федерации». Lex russica . 2022;75(4):63–75.
- Чулюкин Л. Д., Гайнулов И. Ф. Функция уголовного преследования // Вестник Казанского технологического университета. 2006. № 2. URL:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. N: 174-Ф3 (с посл. изм. и доп.) [Электронный ресурс]
- А С. Демидов, С Д. Долгинов Роль органов прокуратуры в обеспечении конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве // Пермский юридический альманах. 2024. № 7. URL: