В статье автор исследует педагогические условия, способствующие формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению детей в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: школьное обучение, психологическая готовность, школьная зрелость
Поступление в школу выступает как результат дошкольного детства и как стартовая площадка для младшего школьного возраста.
Современная школа и ее классно-урочная система, а также существующие программы предъявляют определенные требования к уровню функциональной готовности детей. Под школьной зрелостью, как правило, понимают достижения определенной ступени нервно-психического развития, при которой ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для собственного физиологического и психологического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, способностями, возможностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, важными для оптимального уровня усвоения школьной программы. В отечественной психологии у истоков исследования проблемы готовности к школьному обучению стояли Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин.
Л. И. Божович, рассматривая психологическую готовность к обучению в школе, выделяет два ее аспекта: личностную (определенный степень развития мотивации и произвольности) и интеллектуальную (определенная степень развития мыслительной и познавательной деятельности) готовность.
Психологическую готовность к школе оценивают в качестве многокомпонентного образования. Несмотря на то, что до сих пор отсутствует единое мнение относительно состава и уровня развития его отдельных составляющих, как правило, выделяются определенные составляющие.
1. Личностная готовность, которая включает в себя следующие аспекты:
— степень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы. Присутствие познавательных интересов. Влечение к отношению особенного пространства в системе общественных отношений, выполнению необходимой, оцениваемой работы — быть школьником;
— «внутренняя позиция школьника», которая рассматривается в качестве показателя готовности ребенка к школьному обучению, она считается психологическим новообразованием, объединяющим в себя познавательную потребность ребенка и потребность к взрослой общественной позиции;
— развитие произвольной сферы: произвольного интереса, произвольной памяти, умения работать по образцу, по инструкции, по наглядному плану.
2. Интеллектуальная готовность включает следующие элементы:
ориентировку в пространстве, определенный запас знаний; степень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Уровень обобщения — умение обобщать и дифференцировать предметы и явления; уровень развития речевой сферы, включающая фонематический слух.
3. Двигательная готовность предполагает развитие следующих качеств:
мелкая моторика; крупных движений (рук, ног, всего тела).
4. Степень становления посылов учебной деятельности предполагает развитие: умение внимательно слушать и точно выполнять поочередные указания взрослого; самостоятельных действий по заданию; ориентирования на систему условий задачи, преодоление отвлечения на побочные факторы.
Ребенок-дошкольник еще не имеет собственных школьных качеств, их развитие происходит в деятельности, для которой они необходимы. Готовность к школьному обучению можно рассматривать в качестве владения предпосылками к дальнейшему усвоению качеств школьника. В качестве ведущей тут выступает мотивационная, общественная зрелость ребенка. Если ребенок плохо подготовлен к школе, это проявляется во всех сферах, однако, при разработке развивающих программ особое внимание уделяется преодолению неразвитости аффективно-потребностной сферы, узости познавательных интересов.
Психологическая готовность отличается от педагогической готовности, при которой главным считается присутствие определенных знаний и умений (выполнение заданий на прямой и обратный счет, на состав числа, узнавание печатных букв, или же чтение, копирование букв или же узора, пересказ слова или же чтение стихотворения и др.)
Существует типология психологического развития ребенка (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту), которая базируется на различиях в поведении детей в учебном процессе. Это, прежде всего, два основных типа: предучебный и учебный. Ребенок с учебным типом готовы к обучению, с пред учебным — могут решать учебные задачи, но только в присутствии учителя (взрослого). Два данных типа являются наиболее благоприятными.
Однако существуют и негативные типы психологического развития, к ним относят псевдоучебный образ — характеризуется некоторой умственной робостью и коммуникативный образ — свойственен для детей, склонных к демонстративному поведению, к привлечению к себе внимания. Демонстративность оказывает негативное влияние.
Таким образом, выявление типа психической готовности к обучению — одна из основных задач школьного психолога и специалиста по психологии детского сада.
Для обучения в школе у детей должны быть сформированы определенные учебно-важные качества, которые оказывают определенное воздействие на готовность, в том числе и на психологическую, к обучению в школе. Учебно-важные качества, которые входят в общую систему готовности, образуют сложные связи и по-разному воздействуют на успешность обучения в школе.
Данные свойства разделяются на базисные и основные. Базисные играют интегрирующую роль в структуре готовности, они объединяют другие качества, учитывая цели обучения. К ним относятся: мотивы учения; обучаемость; графический навык; образное мышление (зрительный анализ); уровень обобщений (способность к логическому мышлению); произвольность регуляции деятельности (в ситуациях пошаговой инструкции взрослого); вводные навыки (элементарные речевые, математические, учебные познания и умения); способность брать на себя учебную задачу [6, с. 73].
Основные учебно-важные качества оказывают прямое воздействие на успешность усвоения учебного материала. Это: мотивы учения; зрительный анализ; способность брать на себя учебную задачу; вводные навыки; графический навык; произвольность регуляции деятельности; обучаемость; вербальная механическая память.
В работе с детьми принципиально применить групповые методы диагностирования и развития учебно-важных качеств, например, как они обеспечивают общее развитие ребенка, как индивидуума. Отношения детей во внеурочное время также оказывают влияние на эффективность обучения. В связи с этим социально-психологический аспект также должен исследоваться при анализе психологической готовности к обучению [8, с. 334].
Таким образом, при подготовке ребенка к школе необходимо обращать внимание на то, что недостаточно просто развивать внимание, мышление, но также необходимо развивать учебно-важные качества.
На основе различных исследований, можно сделать вывод о том, что не все дети на момент поступления в школу имеют необходимый уровень развития, позволяющего им благополучно приобщаться к школьному обучению. Для этих детей, как правило, характерно недоступность учебной мотивации, невысокий уровень произвольности интереса и памяти, отмечается неразвитость словесно-логического мышления, неправильное становление способов учебной деятельности, отсутствует ориентировка на способ воздействия, слабое владение операциональными способностями, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость мелкой моторики и слабое речевое развитие.
Также выделяют такие аспекты школьной зрелости, как интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальную зрелость следует рассматривать в качестве дифференцированного восприятия, или же перцептивной зрелости, которая включает эти аспекты, как выделение фигуры из фона, сосредоточение интереса, аналитическое мышление, которое находит выражение в возможности постижения ведущих связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Если рассматривать интеллектуальную зрелость подобным образом, можно сказать, что это считается отражением активного созревания структур головного мозга.
Под эмоциональной зрелостью понимается уменьшение импульсивных реакций и способность к выполнению в направление длительного времени не очень привлекательного задания.
Под социальной зрелостью следует рассматривать потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение правилам детских групп, а также способность выполнять роль учащегося в ситуации школьного обучения. Данные характеристики лежат в основе используемых тестов определения школьной зрелости.
Кроме того, следует обратить внимание на некоторые параметры психического развития ребенка, которые в наибольшей степени оказывают влияние на успешность обучения в школе В первую очередь следует обратить внимание на определенный уровень мотивационного развития ребенка, который подключает познавательные и общественные мотивы учения, достаточное становление произвольного поведения и интеллектуальность сферы.
Мотивационный план является одним из более значимых факторов при определении психической готовности ребенка к школе. Выделяют два типа мотивов: широкие общественные мотивы учения, в основе которых лежит потребность в общении с другими людьми; мотивы, которые связаны именно с учебной деятельностью.
Таким образом, происходит становление внутренней позиции школьника, сочетающей в себя познавательную потребность и потребность в общении со взрослыми на новом уровне.
Необходимым фактором также считается волевая готовность к школе, при определении личностной готовности ребенка к школе необходимо выявить особенности развития произвольной сферы. Проявление произвольности поведения ребенка связано с выполнением определенных правил, задаваемых учителем при работе по образцу.
При подготовке ребенка к школе большое значение имеет образование у него внутренней потребности в знаниях. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учащихся называют, как правило, «интеллектуально пассивные» дети, для которых свойственно отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности, стремление избежать интенсивной мыслительной деятельности. Предпосылкой «интеллектуальной пассивности» детей считается несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.
Таким образом, готовность к школьному обучению должна определяться с учетом возрастных особенностей детей. Совокупность возрастных особенностей формируется из следующих компонентов: основные задачи развития, достижение определенного физиологического развития, сформированность ведущих основных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой и коммуникативной), базисные психические противоречия и новообразования возраста. Психологическая готовность к школе оценивают в качестве многокомпонентного образования. Значимыми качествами считаются личностная готовность, интеллектуальная готовность, умственная, эмоциональная и социальная зрелость
Литература:
- Алиева Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2015. — 230 с.
- Алиханова О. Б. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе: Методическая разработка. — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. 2015–36 с.
- Антонюк В. З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе // Балтийский гуманитарный журнал. — 2013. — № 3. — С. 5–7.
- Бойкина М. В. Об интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучения //Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии пост дипломного педагогического образования. — 2014. — № 2 (25). — С. 40–42.
- Бучкова А. Пора в школу! Современная психологическая подготовка к школе // Дошкольное воспитание. — 2017 — № 4 — С. 58–65.
- Васильева Н. В. Понятие о психологической готовности к обучению в школе // Школьный логопед. — 2014 — № 4 — С. 73–77.
- Волкова Е. Готов ли ребенок к школе? Организация совместной работы педагогов и родителей // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 8. — С. 99–101.
- Волкова М. В. К вопросу о формировании готовности к школе детей старшего дошкольного возраста // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. — 2016. — С. 334–337.
- Воробьева И. Н. Формирование готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации // NovaInfo.Ru. — 2016. — Т. 1. — № 54. — С. 260–263.