В данной исследовательской работа посвящена изучению источников по теме формирования речи в онтогенезе и влиянии ее на развитие высших психических функций ребенка с точки зрения психолингвистики.
Ключевые слова: речь, высшие психические функции, функции речи.
Актуальность исследования обусловлена тем, что решающим фактором развития умственных и психических процессов ребенка является уровень сформированости его речевых навыков. Речь является одной из высших психических функций человека, которые имеют тесное взаимовлияние на развитие друг друга. Благодаря речевой функции происходит развитие таких высших психических функций, как мышление, восприятие, память, внимание, сознание. Без освоения человеком речи, все перечисленные функции не могут развиваться в полной мере. Исходя из данного вывода, можно сказать, что речь служит проводником формирования всех остальных высших психических функций человека.
Научная новизна исследования. Изучение литературы по данной тематике позволило более глубоко и обширно определить важность влияния развития речи на познавательные психические процессы. Цель исследования — теоретически обосновать процесс влияния развития речи на формирование остальных высших психических функций человека. Объект — познавательная функция речи и процесс ее формирования.
Обзор литературы и научных работ по теме исследования. Для написания данной научной статьи были изучены работы таких выдающихся психологов и психолингвистов, как А. Р. Лурия, С. А. Шаповал, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев П. П. Блонский, И. Н. Горелов, Н. И. Жинкин, М. Я. Басов; и таких ученых-логопедов, как Асмолова Г. А.; Заваденко А. Н.; Заваденко Н. Н.; Козлова Е. В., Л. Д. Скрыпник и др.
Основная часть. Речь служит не только средством общения людей, но и влияет на развитие высших психических функций человека. Посредством речи человек не только выстраивает коммуникации с другими людьми, но и передает, познаёт и обрабатывает информацию.
С точки зрения психологии речь представляет собой «психический процесс формирования, передачи и понимания сообщений (информации) посредством языка» (А. А. Леонтьев, С. А. Шаповал) [4].
Речь, согласно психолингвистической теории является «специфически и иерархически организованной деятельностью. Изучением речи в психолингвистике занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. П. Блонский, И. Н. Горелов, Н. И. Жинкин, М. Я. Басов, А. Н. Леонтьев и другие [6].
Речевая деятельность — это речевые действия и операции, которые имеют цель, средства, мотивацию, механизмы выполнения, установки и результат [6].
Схема внутренней психологической организации процесса порождения речи по Л. С. Выготскому включает в себя:
– мотив;
– мысль;
– опосредование мысли во внутреннем слове;
– опосредование мысли в значениях внешних слов — реализация внутренней программы;
– опосредование мысли в словах –реализация речи [6].
А. Р. Лурия описал «Процесс порождения речи», включающий в себя несколько этапов:
1) мотив;
2) замысел;
3) внутреннюю речь — «механизм, превращающий внутренние субъективные смыслы в систему внешних развернутых речевых значений»;
4) формирование глубинно — синтаксической структуры;
5) внешнее речевое высказывание, опирающееся на поверхностно — синтаксическую структуру [5].
Согласно дефектологическим научным работам речь осуществляет выполнение таких функций, как:
1) Коммуникативная — служит навыком общения. Коммуникативная функция речи появляется еще на раннем этапе развития ребенка, с ее помощью ребенок налаживает общение со взрослыми и сверстниками, вступает в игру, социализируется в обществе. Благодаря коммуникативной функции происходит познание ребенком окружающего мира и норм поведения в обществе посредством общения и происходит развитие также познавательной стороны речи [9].
2) Познавательная (когнитивная) функция отвечает за возможность усвоения, обработки и использования новой информации, которая поступает из внешнего мира. Без данной функции невозможен процесс обучения. Также стоит отметить, что в этом случае, при помощи речевого общения возможно также познание без задействования органов чувств, слухового и зрительного анализаторов — то есть человек может иметь представление о каком-либо предмете, объекте, ситуации, в которой сам в данный момент не находится, о том, чего не видит в реальности, а узнает только посредством речевой передачи информации. Происходит работа образного и абстрактного мышления. Познавательная функция речи неразрывно связана с коммуникативной [1].
3) Регулирующая функция речи имеет сознательную форму, является произвольным процессом, относящемуся к процессам высших психических функций. В данном случае с помощью речи происходит развитие волевого поведения и саморегуляции. С помощью регулирующей функции осуществляется не только регуляция собственного поведения, но и поведения других людей и даже коллективов. (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия) [3].
В научных трудах многих авторов была выявлена закономерность взаимовлияния друг на друга всех компонентов речи, в особенности влияние коммуникативного компонента на развитие познавательного компонента речи. Действительно, следует заметить, что полноценный процесс познания во многих его видах невозможен без выстроенных коммуникативных связей индивида с окружающими его людьми. Большая часть информации и знаний об окружающем мире усваивается ребенком посредством речи. Самым важным аспектом здесь является понимание той самой речи. Без понимания познавательный процесс не будет запущен.
При речевых отклонениях, в частности при общем недоразвитии речи, происходит не только деформация произносительной, грамматической стороны речи и фонематического ее восприятия, а также недостаточно функционирует именно процесс, отвечающий за её понимание. Вследствие нарушаются познавательные процессы.
Исходя из вышеперечисленного следует, что особое внимание при речевых патологиях следует уделять пониманию речи в целях активации познавательного компонента.
В первую очередь влияние на развитие познавательной функции речи, как и речи в целом оказывает социальная ситуация и обстановка, в которой находится ребенок. Первые годы своей жизни ребенок проводит дома, социальные контакты ограничены членами его семьи, которые всегда находятся рядом с ребенком. Именно общение членов семьи в данном случае формирует его речь. Если общение происходит постоянно, то уже к первому году жизни у ребенка формируется понимание обращенной к нему речи, согласно возрастным рамкам его развития. Он понимает интонацию, знает свое имя, знает, как называют членов своей семьи и различает их имена в процессе речевого общения. К примеру, когда ребенок слышит слово «мама», его сознание представляет образ матери и он понимает, о каком члене семьи идет речь. Данный пример указывает на то, что уже в раннем возрасте происходит понимание отдельных частей речи и запускаются познавательные процессы посредством речи.
При правильном общении с ребенком, познавательные процессы совершенствуются и усложняются и постепенно, параллельно с ростом и развитием этого ребенка и развитием у него высших психических функций происходит также и формирование познавательной стороны речи. Если постоянное речевое общение с ребенком отсутствует или присутствует не в должной мере, развитие психических процессов замедляется и происходит отставание от нормального психического развития, что влечет за собой речевые нарушения и неспособность понимать речь и познавать через нее окружающий его мир [8].
По мере взросления ребенка происходит дальнейшая его социализация посредством общения со сверстниками. Ребенок начинает посещать детский сад, усваивает нормы поведения и общения в коллективе. Во время развивающих игр и занятий формируется дальнейшее речевое развитие, но в большей степени это происходит при обычной коммуникации с другими детьми, которая происходит постоянно. Дети передают друг другу информацию, делятся своими впечатлениями, узнают новое в процессе общения друг с другом, пусть на примитивном житейском уровне, но все же происходит развитие познавательной речевой компетенции. В дальнейшем этот навык моделируется и совершенствуется. На групповых занятиях с педагогом ребенок учится обобщать поступающую информацию и применять ее в дальнейшем, уже не только в процессе жизнедеятельности, но и в учебном процессе.
Изучением развития познавательной активности у детей занимались такие ученые как Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Среди отечественных специалистов данной проблемой занимались в своих трудах П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, Е. И. Конради, А. А. Смирнов и другие авторы [2].
Усвоение слов речи происходит при всех видах познавательной деятельности и самым важным аспектом формирования познавательной речевой функции выступает соединение слова с образом предмета, пониманием его свойств и функций и действий. Слово должно вызывать в памяти ребенка образ. Желательно, чтобы ребенок на собственном примере видел и знал изучаемый предмет, это будет начальным этапом формирования образов для дальнейшей работы по развитию познавательного компонента. В дальнейшем, когда познавательная сфера будет более развита и усовершенствована, мышление ребенка станет более образным, а не только наглядным и он сможет соотносить слова с образами предметов, которые не видит перед собой (к примеру, словесное описание какого-либо предмета или явление, познание через зрительное восприятие — через изображение и т. д.) [7].
Выводы и дальнейшие перспективы исследования. Исходявсего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что развитие всех компонентов речевой функции оказывает влияние на развитие остальных высших психических функций, точно так же, как и другие функции психики человека влияют на развитие его речи, таким образом, все эти процессы взаимосвязаны. Данная тема не новая и изучается научным сообществом давно, тем не менее имеет дальнейшую перспективу для проведения разного рода исследований и экспериментов, так как эта тема всегда актуальна и важна.
Литература:
- Асмолова Г. А.; Заваденко А. Н.; Заваденко Н. Н.; Козлова Е. В.; Медведев М. И.; Рогаткин С.О — Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы// Клинические рекомендации / Под ред. Н. Н. Володина, В. М. Шкловского — 2015. — С. 5–6.
- Валова, О. В. Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / О. В. Валова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1184–1186. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30201/ (дата обращения: 12.11.2024).
- Гордеева, Т. Г. Регулирующая функция речи и произвольное поведение детей / Т. Г. Гордеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 8 (55). — С. 391–393. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7588/ (дата обращения: 10.11.2024).
- Леонтьев А. А., Шаповал С. А. Речь // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 166–167. — 251 с.
- Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М.: Изд-во Моск. ун-та. — 1975.
- Психолингвистические основы развития речи ребенка. // Дефектология проф — Московский институт коррекционной педагогики. — 2020. — Текст: электронный. — URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/psixolingvisticheskie_osnovyi_razvitiya_rechi_rebenka/ (дата обращения: 13.11.2024).
- Развитие познавательной функции речи. // Московский государственный университет им. В. М. Ломоносова. — StudeFiles — Файловый архив студентов. — Текст: электронный. — URL: https://studfile.net/preview/9222627/page:19/ (дата обращения: 13.11.2024).
- Скрыпник Л. Д. Основы формирования речевой компетенции / Л. Д. Скрыпник — Текст: электронный // Дефектология проф — Московский институт коррекционной педагогики — 2020. — URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osnovyi_formirovaniya_rechevoj_kompetenczii/ (дата обращения: 11.11.2024).
- Стуенко Т. Г. Функции речи // Научная статья. Текст электронный https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2022/09/30/funktsii-rechi (дата обращения 10.11.2024).