В статье проводится анализ понятия «педагогическая поддержка» в психолого-педагогической и методической литературе.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, формирование, развитие, «педагогика успеха», педагогическое сопровождение.
Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. Даля, «поддерживать» означает «служить подпорой, подставкой, укрепой; подпирать, не дать рушиться и пасть, держать в прежнем виде» [14]. Т. е. в изначальном смысле, поддерживать — значит оказывать помощь по поддержанию устойчивого, стабильного состояния чего-либо.
Основами теории педагогической поддержки занимался О. С. Газман, который считал, что психолого-педагогический смысл понятия поддержки заключается в том, чтобы «поддержать то, или помочь тому, что уже на достаточном уровне имеется в наличии» [2]. Автор связывает педагогическую поддержку ребенка непосредственно с процессами самоопределения и индивидуализации. При этом под педагогической поддержкой он понимает «деятельность профессионалов — представителей образовательного учреждения, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением» [2].
Целью педагогической поддержки, по мнению Г. М. Коджаспировой, является формирование свободоспособной личности, свободной индивидуальности, реализующейся через ответственное служение другим [6].
Как отмечает Зимняя И. А., психолого-педагогическая поддержка — это «система социально-психологических и психолого-педагогических способов и методов, способствующих самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания» [4].
С. А. Расчетина считает поддержку «процессом индивидуального взаимодействия «взрослый — ребенок» и определяет как изначально запрограммированные природой отношения взрослого и ребенка, целью которых являются бережное отношение к внутреннему миру ребенка, создание условий безопасности, в рамках которой актуализируются рефлексивные процессы осознания себя личностью и индивидуальностью» [11].
Т. Л. Лещинская считает, что педагогическая поддержка — это «система средств и деятельность педагога, которые обеспечивают оказание профессиональной помощи в индивидуальном развитии и саморазвитии, обучении и воспитании, самоактуализации и самореализации детей» [8].
По мнению Г. В. Пичугиной, педагогическая поддержка связана с преодолением конкретных проблем обучающихся и реализуется педагогами в проблемной ситуации [9].
Изучение понятия педагогической поддержки привело к понимаю того, что педагогическая поддержка тесно связана с понятием педагогическое сопровождение, хотя в настоящее время в педагогических исследованиях единого подхода к этому вопросу не сформировалось.
Вместе с тем в словаре В. Даля сопровождение означает «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать» [14].
Слово «сопровождать» в словаре русского языка С. И. Ожегова трактуется так: «следовать рядом вместе с кем-нибудь, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь, т. е. сопровождение — это совместные действия людей по отношению друг к другу» [15].
Е. И. Казакова под сопровождением понимает метод, который обеспечивает создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [5].
Н. Л. Коновалова считает, что сопровождение — это процесс «взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, который направлен на разрешение жизненных проблем сопровождаемого» [7]. А А. А. Ефимов под сопровождением понимает непосредственную поддержку людей, которые испытывают трудности личностного или социального плана [3].
А. А. Архипова, считает, что сопровождение — это часть педагогической поддержки, а именно «элемент …, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания упреждающей или актуальной необходимой социально-педагогической помощи, способствующим более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности» [1].
С. А. Расчетина подчеркивает, что сопровождение — это часть процесса педагогической поддержки, которая связана с усиливает внимания «к тем сторонам жизни поддерживаемого, которые являются потенциально проблемными» [11].
А. И. Бармина считает, что между понятиями сопровождение и поддержка существуют определенные различия, которые заключаются в том, что предметом сопровождения является процесс создания условий для проявления субъектом самостоятельности в принятии решений, а предметом поддержки будет процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем для достижения желаемых результатов в обучении, общении, самовоспитании, образе жизни [1].
Таким образом, поддержка и сопровождение являются взаимопереходящими видами педагогической деятельности, которые нужны одному и тому же субъекту на разных этапах его жизни и в разных условиях.
Сам механизм педагогической поддержки включает в себя несколько этапов. Это диагностический этап, в процессе которого происходит фиксация и признание наличия проблемы, установление начального контакта с субъектом педагогической поддержки, совместная оценка запроса. Поисковый этап направлен на поиск причин возникновения проблемы. Договорной этап включает установление договорных взаимоотношений и заключение договора. Деятельностный этап — это непосредственные действия специалистов, направленные на разрешение проблемы, стимулирование инициативы, координирование в процессе возникшего взаимодействия. Рефлексивный этап — это подведение итогов, обсуждение разрешения проблемы, корректировка и планирование дальнейших шагов.
Опираясь на идеи М. И. Рожкова, можно выделить наиболее эффективные приемы педагогической поддержки относит приемы открытой и скрытой поддержки. К открытой поддержке автор относит поощрительные высказывания; заслуженную похвалу и одобрение; стимулирование к деятельности с помощью просьб, авансирование, доверительное отношение; отсутствие акцента на ошибки; проявление эмоциональных реакций; эмпатию; ожидание лучшего; вовлечение в деятельность, представляющую интерес. К скрытой педагогической поддержке — напоминание об ошибках без перехода на личность; уместное безразличие; переключение внимания с одного вида деятельности на другой; помощь при выполнении наиболее сложных заданий; безадресный намек или предположение; вариативность поручаемых дел; анализ и рефлексия жизненных ситуаций; стимулирование состязательного духа [12].
К основным характеристикам педагогической поддержки относятся: любовь и безусловное принятие ребенка как личности, проявление эмпатии и милосердия, отзывчивости и терпения; субъект-субъектные диалоговые взаимоотношения; индивидуальный подход и уважение достоинства ребенка; создание ситуации успеха, содействие, отказ от субъективных оценок; признание права ребенка на волеизъявление, свободу и право выбора; равноправие в отношениях с ребенком; способность к самоанализу и самоконтролю.
Таким образом, педагогическая поддержка выступает как система средств, которые обеспечивают помощь в самостоятельном индивидуальном выборе субъекта поддержки; это оперативная помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим или психическим здоровьем, самоопределении или неуспешности в обучении.
Литература:
- Бармина, А. И. Организация педагогической поддержки познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования / А. И. Бармина // Молодежная наука: тенденции развития. — 2020. — № 2. — С. 28–34.
- Газман, О. С. Неклассическое воспитание. От авторитетной педагогики к педагогике свободы. — М., 2003.
- Ефимов, А. А. Педагогическое сопровождение асоциально-криминальных групп подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Ефимов. — Ставрополь, 2003. — 190 с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М., 2001.
- Казакова, Е. И. Сопровождение региональных проектов развития образовательных систем: коротко о методологии / Е. И. Казакова // Методология и методика сопровождения региональных проектов развития образования / ред. Е. И. Казакова, А. М. Моисеев. — М.: РОССПЭН, 2003. — С. 7–13.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с. — ISBN 5–7695–0445–5.
- Коновалова, Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников / Н. Л. Коновалова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — 232 с.
- Лещинская, Т. Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь / Т. Л. Лещинская, А. Н. Коноплева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 2. — С. 9–11.
- Пичугина, Г. В. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка обучающихся в технологическом образовании / Г. В. Пичугина // Школа и производство. — 2009. — № 8. — С. 3–6.
- Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению. Учебное пособие для подготовительного — первого класса специальных (коррекционных) образовательных организаций с методическими рекомендациями / Спирина Н. П., Александрова Л. Ю. — М.: ВЛАДОС. — 2018. — 96 с. — ISBN: 978–5–907101–31–9.
- Расчетина, С. А. Социальная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 416 с.
- Рожков, М. И. Юногогика. Педагогическое обеспечение работы с молодежью / М. И. Рожков. — Ярославль, 2007.
- Специальная психология: учебник для вузов / Л. М. Шипицына. М.: Издательство Юрайт, 2024. — 287 с. — ISBN 978–5–534–02326–8.
- Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. — М.: Олма-Пресс, 2004. — 700 с. — ISBN 5–224–04281-X
- Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: С. И. Ожегов / под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М.: Мир и образование, 2015. — 1375, с. — ISBN 978–5–94666–657–2.