Использование SWOT-анализа в общеобразовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 06.12.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Зобнина, Н. С. Использование SWOT-анализа в общеобразовательных учреждениях / Н. С. Зобнина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 111-114. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120037/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается SWOT-анализ образовательного учреждения. Данный метод реализации и проведения SWOT-анализа может быть использован руководством как бюджетных учреждений, так и комерческих организаций. Данная статья посвящена изучению внутренних и внешних факторов, которые влияют на принятие управленческих решений общеобразовательных организаций Качканарского городского округа. Для этого будет использован метод SWOT-анализа, который позволит систематизировать эти факторы в следующих категориях: сильные стороны (strengths), слабые стороны (weaknesses), возможности (opportunities) и угрозы (threats).

Ключевые слова: общеобразовательная организация, эффективное развитие, стабильное функционирование, стратегическое управление, сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы.

В настоящее время в сфере образования одной из основных задач является улучшение организационной структуры образовательной системы.

Это связано с тем, что реформа образования играет важную роль в государственной политики в сфере образования. Поэтому при разработке стратегии развития учебного заведения следует провести оценку внутренней среды, чтоб выявить потенциал будущей деятельности и устранить преграды для ее эффективности [4].

Кроме того, актуальность стратегического управления в области образования обуславливается переменами в нормативно-правовых актах. В соответствии со статьей 28 закона «Об образовании» одной из основных компетенций образовательных учреждений стала разработка программ развития согласно требованиям учредителя [7].

В современных образовательных учреждениях понятие как «качество образования» в первую очередь ассоциируется с их конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг. Оно воспринимается как совокупность потребительских характеристик образовательной услуги, способствующей удовлетворению внутренних потребностей в развитии личности учащегося.

Таким образом, управление качеством образования приобретает все большую значимость и актуальность, поскольку представляет собой одну из ключевых задач для всех учебных заведений, их руководителей и педагогов. Управление качеством образования предполагает собой систему стратегических и оперативных событий, направленных на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.

Наиболее эффективным и популярным способом анализа внутренней среды является SWOT-анализ, который позволяет определить, как слабые и сильные стороны организации. Получить четкое представление о текущем состоянии и тенденциях развития учреждения на рынке образовательных услуг, в том числе и платных [1].

SWOT- анализ в образовании — это мероприятия, которые направлены на выявление сильных и слабых сторон, возможностей и факторов-угроз в работе учебного заведения. Результаты данного анализа демонстрируют возможности оценить внутренние и внешние перспективы развития школы [9].

SWOT-анализ способствует наиболее глубокому пониманию проблемы среди участников коллектива, тем самым быстро выявить слабые и сильные стороны собственного учреждения. Эти знания важны при разработке предложений по проблемам, которые должны решаться в будущем [2].

Данная статья посвящена изучению внутренних и внешних факторов, которые влияют на принятие управленческих решений руководителям общеобразовательных учреждений муниципального образования Качканарский городской округ. Для этого будет использован метод SWOT-анализа, который позволит систематизировать эти факторы в четыре категории: сильные стороны (strengths), слабые стотроны(weaknesses), возможности (opportunities) и угрозы (threats) [5].

Шаблон матрицы

Рис. 1. Шаблон матрицы

Позитивные и неблагоприятные аспекты образовательной организации зависят от ее внутренних характеристик, которые подлежат изменению [6]. К возможностям и угрозам относятся факторы внешней среды, большую часть которых изменить невозможно, а на некоторые повлиять лишь частично [3].

Был проведен SWOT-анализ в одной из школ Качканарского городского округа. Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты SWOT -анализа общеобразовательного учреждения Качканарского городского округа

Сильные стороны

Слабые стороны

– Созданы необходимые образовательные условия для обеспечения порядка в начальном, основном общем и среднем общем образовании;

– Наличие педагогического состава, работающих согласно нормативам ФГОС;

– Педагогический состав участвуют в конкурсах разного уровня (муниципального, регионального, федерального), занимая призовые места;

– Наличие школьного сайта;

– Наличие внеурочной деятельности;

– Поддержка и обучение учащихся со стороны преподавателей;

– Учебный процесс, кабинеты, расписание соответствуют СанПИН;

– Образовательная работа педагогов, классных руководителей, учителей физической культуры и ОБЗР, посвященная вопросам сохранения здоровья;

– Проведение медосмотра для учащихся и педагогов школы;

– Большой опыт здоровьесберегающих технологий в сфере образования;

– Из-за погружения в основную и внеурочную деятельность вероятно может произойти утомляемость обучающихся, особенно если им не хватает полноценного отдыха;

– При модернизации образования отсутствует содействие родительского коллектива, тем самым возникает низкая активность и интерес в жизни школы;

– Нехватка кабинетов препятствует организации учебного процесса во внеурочное время;

– Некорректное поведение некоторых преподавателей, которое негативно сказывается на профессионализме и оказывает большое влияние на поведение учеников;

– Необходимость поддерживания работы сайта, привлечение родителей посредством создания школьного сетевого сообщества;

– Ограниченное использование современных технологий для укрепления здоровья учащихся во время занятий;

– Для учащихся, входящих в особые медицинские группы, не предусмотрены индивидуальные занятия физической культуры из-за нехватки финансирования;

– Отдаленность учреждения от других, с кем возможно социальное партнерство;

– Родители 1–4 классов показывают большую заинтересованность в учебно-воспитательном процессе, однако их активность снижается к моменту завершения 9-го класса.

– Наличие детей «группы риска», состоящих на учете совета профилактики школы.

Возможности

Угрозы (риски и ограничения)

Использование инновационных технологий в процессе обучения;

Создание заинтересованности у родителей в участии в общешкольных мероприятиях;

Планирование урочной и внеурочной деятельности учеников;

Привлечение педагогов школы для участия в развитии и улучшении знаний, умений и навыков обучающихся;

Многообразные мероприятия, способствующие привлечению внимания школьников к участию в олимпиадах, конференциях и других мероприятиях;

Обновление кадров, удаление или борьба с консерватизмом на деятельность некоторых кадров;

Организация разнообразных событий, включая городские и региональные соревнования, олимпиады, конференции, предназначенные для участия обучающихся разного возраста;

– Наличие кабинета информатики, доступа в интернет, педагогического персонала, владеющего ИКТ, благоприятно сказывается на практике сетевого коннекта педагогов и учеников в различных образовательных интернет-сообществах. Обеспечение дистанционного обучения.

Использование в воспитательной работе технологии социального проектирования.

– Отсутствие должного семейного воспитания обучающихся;

– Изменение социально-экономической ситуации;

– Нездоровый образ жизни семей;

– Перегрузка учащихся урочной и внеурочной деятельности;

– Консерватизм у некоторых педагогов к изменениям в системе обучения при освоении ФГОС;

– Рост обучающихся, динамика уровня подготовки детей;

Таким образом, на основании проделанного SWOT-анализа можно сделать последующие заключения:

  1. Педагоги, которые обладают высоким уровнем профессионализма и творческим потенциалом, готовы к внедрению новых образовательных программ и технологий в учебный процесс образовательного учреждения.
  2. Использование учебно-методических комплексов (УМК) помогает систематизировать знания учащихся и уменьшить время для поиска нужной информации как для педагогов, так и для учащихся.
  3. В школе созданы условия для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов.
  4. Учащиеся довольно быстро адаптируются к учебному процессу, коллективу. В образовательном учреждении реализована система работы с одаренными учащимися. Организация учебной и внеурочной деятельности, оснащение кабинетов соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.

Литература:

  1. Арасланова А. А. Генезис института социального партнерства как идеологии и технологии согласования взаимовыгодного взаимодействия / А. А. Арасланова, С. Г. Воровщиков // Педагогическое образование и наука. — 2020. — № 1. — С. 17–22.
  2. Артамонова Е. И. Активная жизнедеятельность уникальной научной школы Т. И. Шамовой«Управление образовательными системами» / Е. И. Артамонова, С. Г. Воровщиков // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: мат. Международ. науч.-практич. конф.: в 2 ч., Ч. 1. Москва, 16–17 марта 2017 г. — М.: МАНПО, 2017. — С. 404–410.
  3. Афанасьев В. В. Практика позитивной социализации детей, подростков и юношества: формат интеграции ресурсов общего и дополнительного образования столичного мегаполиса / В. В. Афанасьев, С. Г. Воровщиков, Р. Г. Резаков // Искусство и образование. — 2020. — № 4(126). — С. 160–167.
  4. Методические рекомендации по управлению качеством образования в образовательной организации / авт.-сост. О. А. Притужалова, О. В. Созонтова, Е. А. Хадакова. — Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. — 132 с.
  5. Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях. Книга для школьных администраторов и для тех, кто управляет школами на муниципальном и региональном уровнях / сост. М. А. Пинская. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 191 с.
  6. Шляйхер Андреас. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXIвека? Андреас Шляйхер; [пер. с англ. И. С. Денисенко, И. Ю. Облачко; предисловие С. С. Кравцова. — Москва: Издательство «Национальное образование», 2019. — 336 с.
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. статья 28.
Основные термины (генерируются автоматически): SWOT, внеурочная деятельность, учебный процесс, городской округ, образовательное учреждение, сторона, сфера образования, внутренняя среда, Педагогический состав, стратегическое управление.


Похожие статьи

Задать вопрос