В статье рассматривается SWOT-анализ образовательного учреждения. Данный метод реализации и проведения SWOT-анализа может быть использован руководством как бюджетных учреждений, так и комерческих организаций. Данная статья посвящена изучению внутренних и внешних факторов, которые влияют на принятие управленческих решений общеобразовательных организаций Качканарского городского округа. Для этого будет использован метод SWOT-анализа, который позволит систематизировать эти факторы в следующих категориях: сильные стороны (strengths), слабые стороны (weaknesses), возможности (opportunities) и угрозы (threats).
Ключевые слова: общеобразовательная организация, эффективное развитие, стабильное функционирование, стратегическое управление, сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы.
В настоящее время в сфере образования одной из основных задач является улучшение организационной структуры образовательной системы.
Это связано с тем, что реформа образования играет важную роль в государственной политики в сфере образования. Поэтому при разработке стратегии развития учебного заведения следует провести оценку внутренней среды, чтоб выявить потенциал будущей деятельности и устранить преграды для ее эффективности [4].
Кроме того, актуальность стратегического управления в области образования обуславливается переменами в нормативно-правовых актах. В соответствии со статьей 28 закона «Об образовании» одной из основных компетенций образовательных учреждений стала разработка программ развития согласно требованиям учредителя [7].
В современных образовательных учреждениях понятие как «качество образования» в первую очередь ассоциируется с их конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг. Оно воспринимается как совокупность потребительских характеристик образовательной услуги, способствующей удовлетворению внутренних потребностей в развитии личности учащегося.
Таким образом, управление качеством образования приобретает все большую значимость и актуальность, поскольку представляет собой одну из ключевых задач для всех учебных заведений, их руководителей и педагогов. Управление качеством образования предполагает собой систему стратегических и оперативных событий, направленных на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.
Наиболее эффективным и популярным способом анализа внутренней среды является SWOT-анализ, который позволяет определить, как слабые и сильные стороны организации. Получить четкое представление о текущем состоянии и тенденциях развития учреждения на рынке образовательных услуг, в том числе и платных [1].
SWOT- анализ в образовании — это мероприятия, которые направлены на выявление сильных и слабых сторон, возможностей и факторов-угроз в работе учебного заведения. Результаты данного анализа демонстрируют возможности оценить внутренние и внешние перспективы развития школы [9].
SWOT-анализ способствует наиболее глубокому пониманию проблемы среди участников коллектива, тем самым быстро выявить слабые и сильные стороны собственного учреждения. Эти знания важны при разработке предложений по проблемам, которые должны решаться в будущем [2].
Данная статья посвящена изучению внутренних и внешних факторов, которые влияют на принятие управленческих решений руководителям общеобразовательных учреждений муниципального образования Качканарский городской округ. Для этого будет использован метод SWOT-анализа, который позволит систематизировать эти факторы в четыре категории: сильные стороны (strengths), слабые стотроны(weaknesses), возможности (opportunities) и угрозы (threats) [5].
Рис. 1. Шаблон матрицы
Позитивные и неблагоприятные аспекты образовательной организации зависят от ее внутренних характеристик, которые подлежат изменению [6]. К возможностям и угрозам относятся факторы внешней среды, большую часть которых изменить невозможно, а на некоторые повлиять лишь частично [3].
Был проведен SWOT-анализ в одной из школ Качканарского городского округа. Результаты анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты SWOT -анализа общеобразовательного учреждения Качканарского городского округа
Сильные стороны |
Слабые стороны |
– Созданы необходимые образовательные условия для обеспечения порядка в начальном, основном общем и среднем общем образовании; – Наличие педагогического состава, работающих согласно нормативам ФГОС; – Педагогический состав участвуют в конкурсах разного уровня (муниципального, регионального, федерального), занимая призовые места; – Наличие школьного сайта; – Наличие внеурочной деятельности; – Поддержка и обучение учащихся со стороны преподавателей; – Учебный процесс, кабинеты, расписание соответствуют СанПИН; – Образовательная работа педагогов, классных руководителей, учителей физической культуры и ОБЗР, посвященная вопросам сохранения здоровья; – Проведение медосмотра для учащихся и педагогов школы; – Большой опыт здоровьесберегающих технологий в сфере образования; |
– Из-за погружения в основную и внеурочную деятельность вероятно может произойти утомляемость обучающихся, особенно если им не хватает полноценного отдыха; – При модернизации образования отсутствует содействие родительского коллектива, тем самым возникает низкая активность и интерес в жизни школы; – Нехватка кабинетов препятствует организации учебного процесса во внеурочное время; – Некорректное поведение некоторых преподавателей, которое негативно сказывается на профессионализме и оказывает большое влияние на поведение учеников; – Необходимость поддерживания работы сайта, привлечение родителей посредством создания школьного сетевого сообщества; – Ограниченное использование современных технологий для укрепления здоровья учащихся во время занятий; – Для учащихся, входящих в особые медицинские группы, не предусмотрены индивидуальные занятия физической культуры из-за нехватки финансирования; – Отдаленность учреждения от других, с кем возможно социальное партнерство; – Родители 1–4 классов показывают большую заинтересованность в учебно-воспитательном процессе, однако их активность снижается к моменту завершения 9-го класса. – Наличие детей «группы риска», состоящих на учете совета профилактики школы. |
Возможности |
Угрозы (риски и ограничения) |
– Использование инновационных технологий в процессе обучения; – Создание заинтересованности у родителей в участии в общешкольных мероприятиях; – Планирование урочной и внеурочной деятельности учеников; – Привлечение педагогов школы для участия в развитии и улучшении знаний, умений и навыков обучающихся; – Многообразные мероприятия, способствующие привлечению внимания школьников к участию в олимпиадах, конференциях и других мероприятиях; – Обновление кадров, удаление или борьба с консерватизмом на деятельность некоторых кадров; – Организация разнообразных событий, включая городские и региональные соревнования, олимпиады, конференции, предназначенные для участия обучающихся разного возраста; – Наличие кабинета информатики, доступа в интернет, педагогического персонала, владеющего ИКТ, благоприятно сказывается на практике сетевого коннекта педагогов и учеников в различных образовательных интернет-сообществах. Обеспечение дистанционного обучения. – Использование в воспитательной работе технологии социального проектирования. |
– Отсутствие должного семейного воспитания обучающихся; – Изменение социально-экономической ситуации; – Нездоровый образ жизни семей; – Перегрузка учащихся урочной и внеурочной деятельности; – Консерватизм у некоторых педагогов к изменениям в системе обучения при освоении ФГОС; – Рост обучающихся, динамика уровня подготовки детей; |
Таким образом, на основании проделанного SWOT-анализа можно сделать последующие заключения:
- Педагоги, которые обладают высоким уровнем профессионализма и творческим потенциалом, готовы к внедрению новых образовательных программ и технологий в учебный процесс образовательного учреждения.
- Использование учебно-методических комплексов (УМК) помогает систематизировать знания учащихся и уменьшить время для поиска нужной информации как для педагогов, так и для учащихся.
- В школе созданы условия для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов.
- Учащиеся довольно быстро адаптируются к учебному процессу, коллективу. В образовательном учреждении реализована система работы с одаренными учащимися. Организация учебной и внеурочной деятельности, оснащение кабинетов соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
Литература:
- Арасланова А. А. Генезис института социального партнерства как идеологии и технологии согласования взаимовыгодного взаимодействия / А. А. Арасланова, С. Г. Воровщиков // Педагогическое образование и наука. — 2020. — № 1. — С. 17–22.
- Артамонова Е. И. Активная жизнедеятельность уникальной научной школы Т. И. Шамовой«Управление образовательными системами» / Е. И. Артамонова, С. Г. Воровщиков // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: мат. Международ. науч.-практич. конф.: в 2 ч., Ч. 1. Москва, 16–17 марта 2017 г. — М.: МАНПО, 2017. — С. 404–410.
- Афанасьев В. В. Практика позитивной социализации детей, подростков и юношества: формат интеграции ресурсов общего и дополнительного образования столичного мегаполиса / В. В. Афанасьев, С. Г. Воровщиков, Р. Г. Резаков // Искусство и образование. — 2020. — № 4(126). — С. 160–167.
- Методические рекомендации по управлению качеством образования в образовательной организации / авт.-сост. О. А. Притужалова, О. В. Созонтова, Е. А. Хадакова. — Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. — 132 с.
- Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях. Книга для школьных администраторов и для тех, кто управляет школами на муниципальном и региональном уровнях / сост. М. А. Пинская. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 191 с.
- Шляйхер Андреас. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXIвека? Андреас Шляйхер; [пер. с англ. И. С. Денисенко, И. Ю. Облачко; предисловие С. С. Кравцова. — Москва: Издательство «Национальное образование», 2019. — 336 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. статья 28.