В статье представлен опыт по организации работы школьниками во внеурочное время на примере конкретного общественно-полезного дела. Воспитание у обучающихся любви и уважения к своей Родине в процессе общественно полезного труда.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, общественно полезный труд, сохранение памяти павших в ВОВ и СВО, Сад Памяти.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации одной из основных задач определяется воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
«Школа — важнейший фактор ускорения социально-экономического развития страны. Именно в классах растет и формируется поколение, на плечи которого в недалеком будущем ляжет значительная часть работы по реализации политики ускорения общественных преобразований» [1].
С 1 сентября 2024 года были внесены изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Воспитание человека труда — ведущая задача предмета «Труд(технология)». Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие школьников в общественно-полезном труде являются незаменимыми факторами выработки осознанного отношения к учебе, нравственного, интеллектуального и гражданско-патриотического формирования личности.
В последнее время часто слышим от родителей: «Мой ребенок не будет этого делать, он не обязан это делать, это ему не надо». Соответственно и дети, являясь зеркальным отражением своих родителей, воспитываются в этом ключе. Много цинизма, потребительского отношения и нежелания быть полноценным членом нашего общества прослеживается в атмосфере детского коллективного сознания. Годы пропаганды западного образа жизни сделали свое дело: воспитано не одно поколение детей- потребителей. Так как же бороться с этим явлением, как вовлечь ребенка в общественную жизнь школы, воспитать в нем чувство патриотизма, гордость за свою Родину, любовь к родной земле, умение сопереживать, жить активной жизнью, участвовать во всех делах, быть в курсе событий, понимать где, правда, а где ложь?
Задача учителя- помочь детям понять и увидеть, что можно изменить мир к лучшему. Особенно сейчас, когда весь мир находится на пороге третьей мировой войны, когда происходит замена понятий и наши недруги пытаются внушить и выдать черное за белое на всех полях информационной войны. В Интернете много ложной информации, которую многие наши дети принимают за «чистую монету». Специальная военная операция на Украине за свободу и нормальную жизнь людей в ДНР И ЛНР, выдается за операцию по захвату территорий.
Поэтому мы решили в нашей школе работать по принципу: «Мыслим глобально, действуем локально!» Патриотизм и общественно-полезный труд — это не слова, а действия. И взялись за дело. Ученики нашей школы активно принимают участие в международной акции «Сад Памяти», поэтому было решено заложить такой «Сад Памяти» в нашей школе. И благодаря общим усилиям 13 мая 2022 года на территории школы появился прекрасный фруктовый сад: яблони, груши, сливы, абрикосы. Этому событию предшествовала большая и кропотливая работа.
В январе этого года случилось печальное событие: ушла из жизни 100-летняя Гриневич Гульнур Мухаметдиновна, последний ветеран ВОВ Балканского сельского поселения. А было их очень много балканцев, требиятцев, александро-невцев, зареченцев ушедших защищать нашу Родину.
Сейчас, когда нашей стране приходится очень нелегко, на Украине гибнут наши солдаты особенно актуально сохранение памяти о людях, защищавших нашу страну от фашистских захватчиков. Чтобы дети знали и помнили тех, кто победил фашизм. Поэтому дружно всей школой решили сдать макулатуру для приобретения саженцев. Сдали макулатуру, но сумма вышла небольшая. Конечно, этой суммы не хватило бы на приобретение саженцев. Поэтому решено было привлечь социальных партнеров на помощь. Наша школа является подшефной агрохолдингу «СИТНО» и они откликнулись: помогли в приобретении саженцев. Не остались в стороне и Глава поселения и депутаты Районного Собрания: они помогли со вспашкой земли под сад, помогли также материально. Таким образом, мы закупили 67 саженцев и посадили задуманный нами «Сад Памяти» на территории школы размером 15 соток. Все участвовали в посадке деревьев: ученики, учителя, сотрудники школы, родители, наши социальные партнеры. Шефы школы постоянно помогают во всех делах школы, особенно в деле патриотического воспитания и привлечения школьников к работе на селе. Ребята ездят на экскурсии в «СИТНО», знакомятся с тружениками села, бывают ежегодно на выставке сельскохозяйственной техники. «Такой подход к делу учит детей к бережливости, хозяйственному отношению к материальным ценностям» [2]. «Биографический выбор личности предполагает способность воспитателя пережить психологическую ситуацию и через это понять воспитанника. Понять, чтобы оправдать, принять, помочь, чтобы идти к воспитаннику не с требованием правильной жизни и кем-то установленных правил, кем-то принятых ценностей, а вместе с воспитанником строить жизнь, достойную человека» [3].
Сейчас спустя два года, наш «Сад Памяти» благодаря уходу ребят и педагогов, превратился в прекрасно ухоженную территорию. Уже появились первые плоды яблок. Как бы ни было это печально, но в ходе СВО погибло уже два солдата из п.Балканы, выпускников нашей школы. И в честь каждого погибшего солдата ребята сажают дерево, ухаживают за ним, чтя память героя, отдавшего свою жизнь за правое дело. Юнармейский отряд, который был организован в школе в 2019 году ходит к семьям этих солдатов, к детям ветеранов ВОВ, ребята помогают убирать территорию от мусора, зимой от снега, оказывают посильную помощь во всем.
На примере только этого общественно-полезного дела, как «Сад Памяти» ребята поняли, как важно и значимо сохранять память о погибших воинах-освободителях от «коричневой чумы». Каждодневный труд, забота и сама идея дали свои результаты:
– у обучающихся формируется правильное понимание роли и места России в мире;
– повышается интерес обучающихся к историческому прошлому России;
– формируется чувство гордости и осознание принадлежности к государству, которое встает на защиту своих граждан при любых обстоятельствах, даже если почти весь мир против нас — наше дело правое и мы победим! История это доказывает всеми фактами прошлого России;
– обучающиеся поняли в реальности, что сотворенное своими руками, достигнутое трудом и мыслью дело — ценно, полезно и приносит чувство удовлетворения и сопричастности к великим событиям в жизни;
– «Сад Памяти» не краткосрочная акция, а каждодневный труд и забота, которые требуют внимания и новых идей у обучающихся;
– в лучшую сторону изменились показатели социального самочувствия обучающихся;
– многие обучающиеся планируют поступать в высшие военные учебные заведения, чтобы посвятить себя служению Родине.
Таким образом мы видим, что даже одно общее дело, может объединить наших детей, сделать их патриотами своей Отчизны, изменить восприятие мира. Потому что, это то, что сделано своими руками, и многое понято в ходе работы и переосмыслено, не только детьми, но и их родителями. Такая практика, я думаю, будет очень полезной в работе с детьми, поможет в деле формирования патриотизма у школьников через общественно-полезный труд.
Литература:
- Золотухин Д. С. Трудовое воспитание сельских школьников. — М. 1990. — С. 3. [1].
- Рудик А. С. Журнал «Школа и производство». — 1991. — С. 68. [2].
- Лузина Л. Воспитание школьников. — М., 2003. — С. 26 [3].