«Большое «Щ» русской музыки», «Самый русский композитор», «Человек мира», «Великий Мастер», «Живой классик», «Гений рядом с нами», «Человек-легенда» — так называют композитора Родиона Щедрина, чья художественная позиция выделяется ярким своеобразием. Он один из немногих, кто способен говорить новым языком, сохраняя бережное отношение к давно сложившимся средствам и формам музыкального искусства. Имя Щедрина пользуется заслуженной популярностью в разных странах, его музыка любима миллионами людей во всем мире. Мало кто из современных композиторов получает такое признание при жизни, как у нас в России, так и за рубежом.
Индивидуальность стиля, яркого и новаторского явления отечественной музыки рубежа XX — XXI вв. складывается из сочетания чуткой восприимчивости к усвоению нового и бережного, уважительного отношения к традициям. По словам В. Н. Холоповой, «индивидуальность и современность — альфа и омега творчества Родиона Щедрина» [7].
Неотделимым фактом творческой индивидуальности композитора является использование русской темы в разных воплощениях. Любовь к фольклору у Щедрина, по мнению В. Н. Холоповой, впитана с «молоком матери».
Работа над первым хореографическим произведением у Щедрина совпала с усиленным освоением и проникновением в природу русского фольклора и развитием собственного отношения к народному мелосу, вырабатыванием собственной манеры подачи музыкального материала. Для нее характерны острота и терпкость гармонического оформления с излюбленными секундовыми звукосочетаниями; яркие, сочные оркестровые краски, создаваемые специфическим использованием некоторых инструментов или необычным смешением тембров; энергичные упругие и разнообразные ритмические рисунки с подхлестывающими остинатными фигурациями сопровождения. Все это создает самобытность музыкальной речи композитора при характерном для его произведений тех лет общем настрое музыки — яркой, солнечной, полной задорного юмора, динамики.
«Конька-Горбунка» Щедрин начал писать, будучи студентом IV курса, ко времени окончания консерватории в 1955 году балет был почти завершен. Несмотря на то, что композитор не имел тогда опыта в сочинении музыки подобного жанра, он продемонстрировал удивительное понимание законов музыкальной драматургии.
Либретто «Конька» создано по мотивам одноименной поэтической сказки Петра Ершова, написанной в 1834 году на основе народных сказаний. Сюжет повествует о волшебных приключениях Ивана и его верного друга Конька-Горбунка, который помогал исполнять сложные царские задания. В итоге Конек даже спас Ивану жизнь и помог ему стать расписным красавцем и жениться на Царь-девице. Авторы либретто В. Вайнонен, П. Маляревский и композитор внесли немало изменений в литературный первоисточник в соответствии с требованиями балетного жанра, бережно сохранив основную сюжетную линию.
В красочной и вдохновляющей партитуре балета «Конёк-Горбунок» Щедрин добился колоссальной фольклорной наполненности, зрелищного и целостного действа с развернутыми мизансценами, неординарными характерами и обширными экспозициями. «Конёк-Горбунок» — это бьющая ключом жизнерадостность, атмосфера света, оптимизма, искрящегося веселья, мягкого юмора и победа добра нал злом.
Действие балета течет спокойно, неторопливо, что связано с обращением Щедрина к самобытному произведению русской литературы, проникновением духом народной сказки и органичным слиянием музыки и поэтического содержания. Омузыкаливание русской сказки происходит посредством имитации звучания свирели и наигрышей пастухов, особых тембров голосов, горизонтальной народной гармонии, специфических пропорций ритма.
Лирико-эпический склад сочинения не исключает конфликтности ситуаций и контрастности образов, которые и в этом балете, как в любом другом сценическом произведении, составляют основу драматургии, ее движущее начало. Столкновение реального, «бытового», поданного юмористически, со сказочным миром образов народного воображения проходит красной нитью на протяжении всего музыкально-театрального произведения.
В балете ярко проявляется доминантное качество музыкального мышления Р. Щедрина — опора на фольклор в поиске новых форм, приемов исполнительства, тембровой красочности. Щедрин использует типичные особенности русской народной песни. Музыка балета буквально пронизана русским народными темами, которые получили претворение при воплощении образов реального мира и в народно-массовых сценах. Слышатся и лирические протяжные, и разудалые плясовые, хороводные и величальные, колыбельные песни. В целом, в законченном виде частушек здесь нет, но их интонации, ритмы неизменно проскальзывают в массовых танцевальных сценах.
Большинство мелодий написано самим композитором, но они близки русскому народному мелосу. Щедрин не стилизует и не подражает, а создает поистине народную интонацию, которая мало отличается от подлинных народных мелодий в балете. В балете встречаются задумчиво-печальная тема девичьего хоровода, бойкая захватывающая пляска шутов и шутих и плавная хороводная мелодия танца сенных девушек.
Характерные для русской песни народные лады, вариационная форма (вариационная форма — музыкальная форма, основанная на видоизменениях темы, сочиненной композитором) в музыке занимают в балете основное место. В фантастических картинах Щедрин находит новые краски, свежие оркестровые звучания.
Обилие лейтмотивов, которые неоднократно видоизменяются, помогает композитору преодолевать сюитность построения. Роль тематической связки выполняют темы Вступления к балету и Девичьего хоровода и даже «пастуший» наигрыш Ивана, повторяясь в ряде сцен. Подобные тематические арки скрепляют законченные и, как правило, контрастные номера балета в единое монолитное целое.
В балете намечаются новые лирические черты, получающие в дальнейшем яркое и своеобразное развитие. Эта направленность даст замечательные результаты, когда именно лирическая протяжная народная песня, русский причет помогут Щедрину раскрыть национальную природу русского народа.
Индивидуальность языка композитора исключает прикладной характер его музыки, об этом свидетельствуют широко и колоритно разработанные массовые сцены, выстроенная система лейтмотивов, разнообразие средств выразительности для каждого героя, большая жанровая палитра и изобретательная оркестровка.
Звуковые эксперименты в произведениях Р. Щедрина направлены также на вскрытие общих кинетических основ музыкальной интонации и пластического жеста. Моторная природа музыкального восприятия получает свое практическое воплощение. Музыкальный пластицизм свойственен древнейшим формам фольклорного творчества, он получает свое дальнейшее развитие в музыке Р. Щедрина.
Показательно, что эксперименты в области музыкального звучания проводятся Р. Щедриным в произведениях игровой природы. Юмористический характер таких произведений позволяет раскрепоститься в выборе средств музыкальной выразительности, и это становится началом смелого художественного эксперимента.
Литература:
- Зайцева, М. Л. Эксперименты в области музыкального звучания камерно-инструментальном творчестве Родиона Щедрина [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru — научная электронная библиотека. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimenty-v-oblasti-muzykalnogo-zvuchaniya-v-kamerno-instrumentalnom-tvorchestve-rodiona-schedrina/viewer, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.03.2023).
- Лихачева, И. В. Музыкальный театр Родиона Щедрина [Текст] / И. В. Лихачева. — М.: Советский композитор, 1977. — 208 с.
- Прохорова, И. Родион Щедрин. Балет «Конёк-Горбунок» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/prohorova_rs2.htm , свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 21.03.2023)
- Синельникова, О. В. Поэтика русских традиций в творчестве Родиона Щедрина [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru — научная электронная библиотека. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/poetika-russkih-traditsiy-v-tvorchestve-rodiona-schedrina/viewer, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.02.2023).
- Синельникова, О. В. Страницы русской истории сквозь призму жизни и творчества Родиона Щедрина [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru — научная электронная библиотека. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stranitsy-russkoy-istorii-skvoz-prizmu-zhizni-i-tvorchestva-rodiona-schedrina/viewer, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 23.02.2023).
- Тараканов, М. Е. Творчество Родиона Щедрина [Текст] / М. Е. Тараканов. — М.: Советский композитор, 1980. — 328 с.
- Холопова, В. Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин [Текст] / В. Н. Холопова. — М.: Композитор, 2000. — 310 с.