В статье автор рассматривает профилактическую и коррекционную работу по преодолению детских страхов посредством игровой коррекции.
Ключевые слова: страх, дети старшего дошкольного возраста, игровая коррекция, психопрофилактика.
Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных поисков продуктивного её решения. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности.
Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.
Эмоциональное благополучие является основным фактором здоровья детей. А страх является одной из первых эмоций, который ребенок испытывает уже в первые годы своей жизни. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним, чем больше расширяется его познание и развивается фантазия, тем больше он осознает опасности, подстерегающие человека в нашем далеко небезопасном мире.
Проблема страха изучена в трудах многих ученых: Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, А. В. Аверина, С. Холла, Д. Сели, З. Фрейда, А. Фрейд, И. С. Салливена, В. И. Гарбузова, Т. П. Слесона, А. И. Захарова, В. В. Лебединского, В. С. Мухиной и многих других. Они предлагают постепенно, учитывая возраст и характер малыша, особенности его окружения, помогать ребенку справляться со страхами, так чтобы они исчезли как бы сами собой. В основном все исследователи едины во мнении, что детские страхи появляются независимо от их возраста, развития и т. д.
Э. Изард трактует понятие «страх» как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которых и является страх. Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.» [1, с. 293].
Мнение Э. Изарда подтверждает и российский психолог А. И. Захаров. Считает, что страх — это одна из фундаментальных эмоций человека, который возникает в ответ на действие угрожающего стимула [1, с. 6].
Р. Ф. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [4, с. 239].
Согласно З. Фрейду «страх — это состояние аффекта — объединение определенных ощущений ряда удовольствие — неудовольствие с соответствующим иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также вероятно, и отражение определенного значимого события [3, с. 32].
Таким образом, в психологических исследованиях представлен достаточно широкий спектр взглядов на специфику страха. В нашем исследовании понятие «страх» рассматривается, как эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.
Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения и таких качеств его характера, как эмоциональная чувствительность, склонность к беспокойству, тревожность, неуверенность в себе и т. д.
Большое количество страхов возникает у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, а также у детей тревожных родителей, у детей, которые растут в атмосфере семейного психологического неблагополучия, также и у детей, которые по тем или иным причинам недополучили от родителей уверенности в своих силах.
Возраст 5–6 года жизни — это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не только эмоциональным, сколько когнитивным развитием — возросшим пониманием опасности. Центральное место занимает страх смерти, в этом же возрасте достигают своего пика страхи сказочных персонажей.
Самый эффективный способ помощи ребенку дошкольного возраста в понижении уровня страхов — игровая коррекция. Игра представляет собой естественный вид творчества детей, действие, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит отреагирование чувств и желаний, постижение нового опыта социального взаимодействия, развитие воображения и расширение круга общения, приобретаются новые знания и умения.
Проведенный нами анализ психолого-педагогических исследований по проблеме страхов у детей дошкольного возраста позволил нам разработать этапы опытно-экспериментального исследования по профилактике различных видов страхов детей. Исследование проводилось в 3 этапа. На констатирующем этапе основой целого исследования являлось выявление у детей 5–6 года жизни вида страха и его наличного уровня. Формирующий этап был направлен на обоснование процесса реализации систематической, целенаправленной работы по применению игр и упражнений для коррекции страхов детей. На контрольном завершающем этапе произведена систематизация полученных данных в ходе выявления динамики уровня страхов у детей 5–6 лет и эффективности педагогических условий психопрофилактики.
Экспериментальная работа проводилась нами в старшей группе МБДОУ № 52 «Белочка» г. Якутска. Из 55 детей 5–6 года жизни нами была осуществлена выборка детей, у которых мы выявили наличие тех или иных страхов.
В ходе исследования были использованы: методика М. Дорки «Кинотеатр», проективная методика «Мои страхи» А. И. Захарова и методика М. А. Панфиловой «Страхи в домиках». Эти методики позволили нам определить психическое состояние, наличие отрицательно окрашенных эмоций, чувство напряженности, проявляющиеся в отдельных жизненных ситуациях.
Сопоставляя полученные результаты трех методик, мы можем сделать вывод, что основными причинами, вызывающими страх у ребёнка, являются события, условия, являющиеся началом опасности, влияние травмирующей ситуации, детская фантазия, семейное неблагополучие. В основном дети переживают ситуативную тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать, агрессия со стороны других детей, наказание и др.). Дети 5–6 года жизни более подвержены таким видам страха как: страхи отрицательных сказочных персонажей, страхи, связанные с причинением физического ущерба (пожар, война), темноты, что отражается в их рисунках. На основе рисунков мы выделили преобладание серых тонов, доминирование черного цвета, использование приемов зачеркивания и закрашивания рисунков темными цветами, сильный нажим. Применение детьми косой штриховки, множества острых углов, подчеркнутых линий.
В связи с потребностью детей в неотлагательной коррекции и преодоления страхов нами была определена целесообразность внедрения коррекционно-профилактических мероприятий со специально разработанной системой игр и упражнений для психологической коррекции страхов у детей 5–6 года жизни.
Изучение степени наличия страхов детей позволило нам спланировать и организовать работу, которая была направлена на коррекцию негативных эмоциональных проявлений в связи с наличием чувства напряженности, скованности, боязни в различных жизненных ситуациях.
Цель формирующего этапа: создать педагогические условия для целенаправленной работы по преодолению и профилактики коррекции страхов у детей 5–6 года жизни посредством игр и упражнений.
Реализация цели обеспечивается в процессе решения следующих задач:
- разработать систему занятий, направленных на коррекцию страхов у детей 5–6 лет;
- создать эмоционально комфортные условия для обеспечения более тесного взаимодействия педагога с детьми и их родителями для организации целенаправленной работы;
- экспериментально апробировать эффективность применения системы занятий в ходе коррекционно-профилактической работы.
Программа профилактики детских страхов состояла из пятнадцати коррекционных занятий. Основной формой работы преодоления страха является игры и упражнения, которые носят коррекционный и профилактический характер. Занятия проводились 2 раза в неделю с промежутком в три дня. Они были организованы во вторую половину дня по 30 минут. Каждое наше занятие имело две части, каждая из которых проводилась в течение одной недели.
Для эффективной работы по устранению страхов у детей 5–6 года жизни мы провели работу с педагогами и родителями. В процессе организации и реализации целенаправленной работы мы создали благоприятный эмоциональный климат, благодаря постоянному вниманию и участию воспитателя в жизнедеятельности ребенка, применению методов позитивного стимулирования ребенка, для поддержания и усиления положительного воздействия на самочувствие ребенка.
Разработанная нами система игр и упражнений, способствовала нормализации, стабилизации психического здоровья детей, которая стала возможным в результате создания определенных психолого-педагогических условий для выражения ребенка своих эмоций, чувств, переживаний, настроения по отношению к различным жизненным ситуациям. Комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции в процессе игровой активности, позволили понизить проявление страхов у детей 5–6 года жизни. Результаты опытно-экспериментальной работы позволили подтвердить гипотезу нашего исследования.
Профилактическая и коррекционная работа по преодолению детских страхов посредством игровой коррекции дает значительные результаты. Как видно из результатов эксперимента гипотеза, поставленная, в начале работы подтвердилась.
Таким образом, мы хотим сказать, что правильное эмоциональное воспитание, благоприятная социальная среда, удовлетворение потребности ребенка в игре, не злоупотребление усердного запугивания, а так же постоянный контакт со взрослыми помогут вырастить эмоционально устойчивую личность.
Литература:
- Изард, К. Э. Психология эмоций /К. Э. Изард.- СПб.: Питер, 2000.- 464 с.
- Никифоров, Г. С. Психология здоровья дошкольника /Г. С. Никифоров.- СПб.: Речь, 2010.- 413 с.
- Фрейд, З. Психоанализ детских страхов /З. Фрейд.- М.: Вульфа, 2008.- 288 с.
- Фромм, А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации /А. Фромм.- М.: Литур, 2004.- 319 с.