Проблемы, связанные с административной ответственностью в Российской Федерации за нарушения правил дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 04.12.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Нам, К. Д. Проблемы, связанные с административной ответственностью в Российской Федерации за нарушения правил дорожного движения / К. Д. Нам. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 551-554. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120075/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается административная ответственность в Российской Федерации за нарушения правил дорожного движения, а также проблемы в данной области.

Ключевые слова: опасное вождение, штраф, соразмерный доходу нарушителя, административная ответственность, административный штраф.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения в России с каждым годом становится все более важной и актуальной, несмотря на усилия государства в этой области. Одним из ключевых факторов, является недостаточная эффективность действующих мер, таких как увеличение штрафов за нарушения Правил дорожного движения. В качестве альтернативы рассматривается зарубежный опыт, который основан на индивидуальном подходе к размеру штрафов, зависящему от доходов нарушителя. Этот метод позволяет более справедливо распределять финансовую нагрузку на нарушителей, что может повысить эффективность штрафов как инструмента воздействия. Статья аргументирует необходимость адаптации этого подхода в России, подчеркивая его потенциальную роль в комплексном решении проблемы безопасности на дорогах, т. к. для «постоянных» нарушителей, которые систематически игнорируют правила, нынешние меры не выполняют ни санкционной, ни профилактической функции. Внедрение таких штрафов, может способствовать не только увеличению финансовых поступлений в бюджет, но и улучшению общей ситуации на дорогах, снижению числа аварий и повышению ответственности водителей. Таким образом, для достижения реальных изменений в сфере безопасности дорожного движения требуется не только увеличение санкций, но и их адаптация к социально-экономическим условиям, что может стать важным шагом к более безопасной дорожной среде.

В условиях постоянного поиска эффективных механизмов обеспечения безопасности дорожного движения, наше государство сталкивается с серьезными вызовами. Ежегодно, согласно статистическим данным, в России в дорожно-транспортных происшествиях погибает около 20 тысяч человек, что подчеркивает необходимость принятия более действенных мер [8, с. 45]. Административная ответственность является одним из инструментов, позволяющих осуществлять превенцию дорожно-транспортных нарушений. Она формирует у участников дорожного движения установку на соблюдение правовых норм и правил. Участник, осознающий неизбежность последствий за свои действия в виде административного штрафа, скорее всего, будет избегать нарушений. Это, в свою очередь, способствует повышению общей ответственности на дороге и улучшению безопасности для всех участников дорожного движения [4, с. 22]. Тем не менее, существующая система штрафов и мер административной ответственности требует пересмотра и адаптации. Важно учитывать фактор в виде дохода нарушителей, что может сделать систему более справедливой и эффективной. Индивидуальный подход к наложению штрафов, основанный на финансовом состоянии нарушителей, может стать одним из решений, способствующих снижению числа нарушений и, как следствие, уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий. Таким образом, для достижения реальных изменений в области безопасности дорожного движения необходимо не только ужесточение санкций, но и их адаптация к современным условиям, что позволит создать более безопасную и правоприменительную среду на наших дорогах.

Необходимо переосмыслить подход к обеспечению безопасности дорожного движения. Увеличение штрафов и ужесточение мер ответственности без комплексного анализа и учета реальных условий может оказаться неэффективным. Важно не только вводить новые меры, но и оценивать их воздействие, а также рассматривать альтернативные подходы, такие как дифференцированный подход к штрафам, который учитывает финансовое состояние нарушителей, что могло бы повысить общую эффективность системы.

Ведущая цель административного наказания заключается в обеспечении как общей, так и частной превенции нарушений. Эффективное достижение этой цели возможно через индивидуализацию размера штрафа, который должен зависеть от дохода нарушителя, а не исключительно через ужесточение существующих мер административной ответственности. Индивидуализация штрафа представляет собой градацию, при которой законодатель устанавливает различные правовые последствия в зависимости от личности виновного и степени опасности правонарушения для общества [4, с. 22]. Применение индивидуального размера штрафа, учитывающего финансовое положение нарушителя, позволяет реализовать принципы соразмерности и справедливости в административной ответственности. Такой подход не только делает наказание более справедливым, но и значительно повышает эффективность превентивных мер в отношении участников дорожного движения. В случае, если штрафы будут пропорциональны доходам, это может стимулировать более ответственное поведение водителей, поскольку они будут осознавать, что последствия их действий непосредственно влияют на их финансовое состояние. Таким образом, переход к системе индивидуализированных штрафов может стать важным шагом к улучшению безопасности дорожного движения, способствуя снижению числа нарушений и, следовательно, дорожно-транспортных происшествий. Такой подход позволяет создать более справедливую и эффективную правоприменительную практику, что, в свою очередь, может привести к улучшению общей ситуации на дорогах.

Государственная политика в России, в особенности за последние года, направлена на ужесточение мер административной ответственности для нарушителей Правил дорожного движения. Основные направления реализации этой политики включают:

1) Распространение средств видео- и фотофиксации: автоматизированные системы, позволяющие выявлять нарушения правил дорожного движения, становятся все более распространенными. Это позволяет повысить эффективность контроля за соблюдением правил [6, с. 33].

2) Пересмотр штрафных санкций: увеличение размеров штрафов за нарушения Правил дорожного движения является еще одним элементом данной политики, направленным на формирование у водителей более ответственного поведения на дороге.

3) Разработка новых законопроектов: ведется работа над законопроектами, которые должны обеспечить безопасность дорожного движения в современных условиях и усилить ответственность участников дорожного движения [1, с. 28].

Однако исследования показывают, что, несмотря на рациональность этих инициатив, их реализация на практике вызывает сомнения. Многие законопроекты имеют правовые пробелы и недостаточно проработаны, что значительно снижает их эффективность [2, с. 55]. Ужесточение мер административной ответственности не приводит к ожидаемым результатам, таким как снижение числа дорожно-транспортных происшествий, особенно тех, которые имеют тяжкие последствия, включая гибель людей на дороге.

Штраф — основной вид наказания для нарушителей правил дорожного движения, как в России, так и за рубежом. В Российской Федерации административный штраф предусмотрен в большинстве составов правонарушений, указанных в 12 главе Кодекса РФ об административных нарушениях (70 из 79) [1, с. 20]. Важно отметить, что целесообразность определения размера административного штрафа должна основываться на принципах индивидуализации наказания, что подразумевает учет фактического имущественного и материального статуса правонарушителя. Такой подход позволяет обеспечить эффективность наложенного штрафа. Например, для материально состоятельных лиц, которые могут легко оплатить штрафы, размер наказания должен быть соразмерен их доходам. В то же время важно учитывать и тех граждан, которые находятся в сложной финансовой ситуации и не могут позволить себе оплатить наложенные штрафы. Это создает необходимость в более справедливом и адаптированном подходе к назначению штрафов.

Большинство европейских стран уже применяют практику, согласно которой, размер штрафа рассчитывается на основе задекларированных доходов нарушителей. Ярким примером является случай в Финляндии: полиция Финляндии оштрафовала 76-летнего жителя на 121 000 € (евро) за превышение скорости на 30 км/ч. В данной стране сумма штрафа зависит от дохода правонарушителя, применяется соразмерный заработку подход к штрафам. В описанном выше данном случае, 76-летний гражданин Финляндии оказался мультимиллионером. Также стоит отметить случай в 2010 году, самый высокий штраф в мире за превышение скорости получил 37-летний гражданин. Он путешествовал по Швейцарии на автомобиле марки Mercedes-Benz SLS. По трассе Берн — Лозанна видеокамера зафиксировала, что скорость автомобиля составила 290 км/ч — что превышало установленный лимит больше, чем в два раза. Сумма штрафа составила 750 000$ (долларов). Глубокое расслоение по материальному признаку, зачастую характерное для российского общества, подчеркивает необходимость внедрения индивидуализированного подхода к расчету штрафов, основанного на доходах нарушителей.

Рассмотрим примеры, связанные с нарушениями Правил дорожного движения, совершенные публичными личностями и блогерами по статистике за 2021 год, а именно: Эрика Давидовича Китуашвили — 674 штрафов за год, Эдуарда Юрьевича Биль (Эдвард Бил) — 566 нарушений ПДД, при этом значительная часть штрафов связана с превышением скорости, некоторые выходят за пределы 200км/час, Анастасия Ивлеева (440 нарушений), Михаил Литвин (130 нарушений) : ярко иллюстрируют несостоятельность существующих размеров штрафов. Эти случаи показывают, что стандартные штрафы не оказывают должного влияния на материально обеспеченных нарушителей, что делает невозможным достижение превентивного эффекта в отношении этой категории граждан. Существующая система штрафов не учитывает реальное финансовое положение нарушителей, что приводит к тому, что для состоятельных лиц штрафы становятся незначительными, а следовательно, неэффективными.

В результате такие правонарушители продолжают игнорировать правила дорожного движения, что увеличивает риск аварий и создает угрозу безопасности на дорогах. Таким образом, актуализируется необходимость внесения качественных изменений в механизм привлечения к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения. Внедрение системы, которая учитывает доходы и материальное положение нарушителей, может стать важным шагом к повышению ответственности и справедливости в правоприменении. Такой подход не только поможет снизить уровень нарушений, но и создаст более безопасную дорожную среду для всех участников движения, независимо от их социального статуса. В конечном итоге, необходимо стремиться к созданию правовой системы, которая будет способствовать не только наказанию, но и формированию культуры соблюдения правил дорожного движения, что является ключевым фактором для повышения безопасности на дорогах.

Формирование штрафа, в соответствии с задекларированным доходом физического лица, действительно позволяет индивидуализировать наказание и значительно повысить эффективность применяемой системы наказаний. Такой подход не только делает систему более справедливой, но и способствует более осознанному соблюдению правил дорожного движения, поскольку размер штрафа будет зависеть от финансового положения нарушителя. Это может стать мощным стимулом для тех, кто ранее не воспринимал штрафы всерьез. Обеспечение безопасности дорожного движения является непрерывным процессом, требующим системного и комплексного подхода. Этот процесс включает не только законодательные меры, но и другие инициативы, направленные на создание безопасной дорожной среды для всех участников движения.

К таким мерам можно отнести:

– Образовательные программы: проведение кампаний по повышению осведомленности о правилах дорожного движения и последствиях их нарушения. Образование водителей и пешеходов важно для формирования культуры безопасности на дорогах.

– Инфраструктурные изменения: улучшение дорожной инфраструктуры, включая освещение, разметку, знаки и создание безопасных пешеходных переходов. Это может снизить количество аварий и улучшить общую безопасность.

– Технические средства контроля: увеличение числа автоматизированных систем видео- и фотофиксации нарушений, которые позволяют оперативно выявлять правонарушения и обеспечивать более строгий контроль за соблюдением правил.

– Социальные инициативы: поддержка и развитие общественных организаций и инициатив, направленных на повышение безопасности дорожного движения, включая волонтерские проекты.

– Анализ и мониторинг: регулярный анализ статистики дорожно-транспортных происшествий и оценка эффективности принимаемых мер. Это позволит вносить необходимые коррективы в политику и практику обеспечения безопасности.

Таким образом, для достижения реальных результатов в сфере безопасности дорожного движения необходимо не только внедрение индивидуализированных штрафов, но и комплексный подход, который включает в себя разнообразные меры, способствующие созданию безопасной дорожной среды. Только системное взаимодействие всех элементов, включая законодательство, инфраструктуру и общественное сознание, может привести к снижению числа дорожно-транспортных происшествий и повышению уровня безопасности на дорогах.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 12.11.2024) [Электронный ресурс]. — Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  1. Майоров В. И., Дымберов А. Д., Молчанов П. В. Правовые проблемы применения специальных технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2016. — № 3 (37). — С. 69–77.
  2. Головко В. В., Бекетов О. И., Майоров В. И. Государственная инспекция безопасности и дорожного движения: проблемы реформы и перспективы // Административное право и процесс. — 2016. — № 12. — С. 23–28.
  3. Майоров, В. И. Проблемы административной ответственности в сфере дорожного движения // Вестник ОмЮА. — 2017. — № 4. — С. 81–84.
  4. Майоров В. И., Молчанов П. В. Быть или не быть ДТП (социальная и административно-правовая сущности) // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. — 2016. — № 1 (11). — С. 63–69.
  5. Статистика ДТП на статистическом портале [Электронный ресурс]. — Код доступа: http://stat.gibdd.ru (дата посещения 03.12.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, административная ответственность, нарушение правил, Россия, штраф, административный штраф, безопасная дорожная среда, дорога, мера, доход нарушителя.


Похожие статьи

Задать вопрос