Ключевые слова: родитель, взаимодействие, детский сад, дошкольное учреждение, образовательный процесс, дополнительное образование, педагогическая компетентность родителей,
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется его здоровье и происходит его личностное развитие. В то же время, это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей, педагогов.
Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Несовпадение сфер, в которых родители хотели бы получить помощь от воспитателей, с теми сферами, по поводу которых воспитатели обращаются к родителям, приводит к недостаточной удовлетворенности родителей взаимодействием с дошкольным учреждением в целом.
Большинство родителей воспитывают детей интуитивно или по принципу «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей.
В последнее время наиболее острая необходимость возникла в новых подходах к педагогическому взаимодействию ДОУ и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются взаимодействием и сотрудничеством.
Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе ДОУ способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Работа по повышению педагогической компетентности родителей через привлечение самих родителей к педагогическому процессу, совместную деятельность, использование информационно-коммуникативных технологий, позволяет сделать работу более успешной.
Выбор тех или иных форм работы с родителями объясняется, прежде всего, уверенностью в их эффективности. Традиционные формы при всех своих положительных характеристиках, имеют объективные трудности: ограниченное количество времени у родителей (как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду) и отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям.
На сегодняшний день применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе — это одно из приоритетных направлений модернизации образования.
Ведущей идеей нашей работы является повышение педагогической компетентности родителей в части воспитания и развития дошкольников путем подбора современных и востребованных средств и методов для реализации задач с максимальным положительным результатом.
Основные принципы, положенные в основу организационно-методической и практической деятельности в ходе реализации опыта: постепенность, последовательность и вариативность.
В своей работе мы стараемся активно привлекать возможности информационно-коммуникационных технологий. Так как использование их позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагогов.
Реализуя цель по повышению качества воспитательно-образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий, мы решаем задачу внедрения информационных технологий в совместную деятельность педагогов, родителей и детей, а также используем информационное сопровождение родителей для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения информации путем сообщения материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. На первых этапах, когда родители не имеют представления о том, как нужно заниматься с детьми дома, эффективным средством знакомства с особенностями работы ДОУ является мультимедийная презентация, для создания которой используется программа MS Power Point.
Не менее эффективная форма работы — это мультимедийный информационный стенд. Необходимо подчеркнуть его преимущества. Во-первых, передача информации в письменной форме не требует много времени. Во-вторых, родителям легче удержать в памяти весь её объем, и они могут вернуться к материалам неоднократно. И, в-третьих, для того, чтобы взрослые смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо предложить определённый алгоритм действий и памятку, которая позволит применить знания на практике. Красочно оформленные, с крупным четким шрифтом, яркими картинками они привлекают внимание даже не у самых активных родителей.
Для того чтобы детский сад стал источником информации о ребёнке, развитии детско-родительских отношений, о новых формах совместной познавательной и коммуникативной деятельности в триаде «ребёнок — родитель — педагог», предлагаем оборудовать в ДОУ семейную медиатеку. Информация может храниться не только в книгах, но и на дисках, аудио и видеокассетах. Молодым родителям (особенно папам) будет интереснее познакомиться с актуальными вопросами по воспитанию детей используя медиапособия, а также образовательные порталы и сайты в Интернете. Наша задача — создание таких мультимедиапособий, знакомство родителей с адресами порталов.
Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов группы и родителей является изучение семьи через анкетирование, опрос родителей с целью определения их социального статуса. В этом нам помогают также ИКТ технологии, а именно WEB-анкетирование через сеть Интернет. Это бесплатное создание анкет, опросов, тестов и голосований, которые помогают быстро и качественно узнать, как ваши родители понимают цели и приоритетные направления ДОУ, оценить эффективность работы с детьми и самими родителями, дают возможность анонимно высказать свои взгляды и мнения, провести опросы любого уровня сложности.
«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием помогут в оснащении педагогического процесса, другие— чему-то научат детей.
Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и оздоровительной работой по профилактике плоскостопия.
Опыт показывает, что родители, которые заинтересовались развитием своего ребенка, сами идут на контакт, готовы помогать и даже сами участвовать в деятельности детского объединения (кружка). Идеально, если и ребенок мотивирован именно родителями и у него есть желание заниматься данным видом деятельности. Для дополнительного образования намного сложнее собрать родителей, т. к. многие из них считают кружки просто лёгким увлечением, хобби и не считают работу кружка серьезной работой.
Мы предлагаем следующие методические рекомендации для привлечения родителей (законных представителей) для участия в кружковой работе:
- Формулировать цели кружковой работы таким образом, чтобы родителям захотелось их достичь. Цели должны быть привлекательными, они должны быть достижимыми и актуальными.
- Информировать родителей об их полномочиях и ответственности в качестве преподавателя дополнительной дисциплины. Люди должны четко представлять рамки, в которых они могут разворачивать деятельность.
- Повышать уровень компетенции родителя как педагога дополнительного образования. Родители не специалисты в образовании — они могут не знать, что такое ФГОС ДО, трио образовательных задач, методику занятий с детьми дошкольного возраста и что необходимо, для того чтобы занятие получилось интересным, содержательным. Небольшой, в пределах разумного, ликбез для родителей с разъяснением подобных специфических вопросов, которые выносятся на обсуждение — повысит степень их вовлеченности в обсуждение и принятие решений. Обучение послужит дополнительным стимулом для участия в работе кружка — людям нравится узнавать что-то новое и становиться более компетентными.
- Использовать компетенцию родителей, их личный опыт и потенциал для решения коллективных задач. Многие родители являются профессионалами в своих сферах деятельности, и смогут быть полезными в работе кружка, выступая в роли специалистов или организаторов.
- Демонстрировать успешность деятельности кружка, фиксировать успехи и достижения, а также личный вклад каждого.
- Распределять ответственность и предоставлять свободу действий. Только личная ответственность за процесс позволяет почувствовать сопричастность результату.
- Спрашивать и учитывать мнения каждого родителя, проводить реальные обсуждения. Стараться получать обратную связь от родителей, выяснять степень их удовлетворенности работой кружка и мнения о тех проблемах, которые необходимо решать.
Детский сад играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает знания, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.
Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь.
Смысл работы с родителями с помощью интерактивных методов не только в установлении контактов с родителями, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более открытыми для восприятия новой информации.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- И. И. Комарова, А. В. Туликов. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Издательство Мозаика-синтез, Москва, 2013г.
- Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е. С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Загрекова Л. В. Николина В. В. Теория и технология обучения.-М.:Высш.шк., 2004.
- Воронкова О. Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов-на-Дону, 2007.