В статье автор исследует тенденции развития рынка предоставления услуг в сфере отдыха и оздоровления в нише банные услуги.
В результате было выявлено шесть значимых трендов, позволяющих сформировать эффективную и адаптивную под современные реалии стратегию продвижения банных услуг, в том числе цифрового продвижения, а также проведён анализ этих трендов влияния на потребителей и бизнес.
Ключевые слова: цифровой маркетинг, сфера отдыха и оздоровления, тенденции рынка в сфере банного отдыха и оздоровления, баня
Услуги отдыха и оздоровления всегда пользовались спросом, но в последнее время с связи с внешнеполитической ситуацией, изменением образа жизни населения наблюдается значительный рост интереса к данной сфере. Одной из самых древних и популярных форм отдыха являются банные услуги. Бани не только служат местом для общения и отдыха, но и совмещают в себе оздоровительные процедуры, способствующие улучшению физического и психоэмоционального состояния.
Современный рынок банных услуг динамично развивается с учетом изменяющихся запросов, потребностей клиентов. В свете современных технологий стало актуальным внедрение цифровых решений для продвижения таких услуг, что позволяет компаниям более эффективно взаимодействовать с клиентами. Данная статья ставит целью выявить основные тенденции развития рынка банных услуг, определить специфику данных услуг и охарактеризовать особенности их цифрового продвижения.
С учётом изложенного, можно выделить следующие основные тенденции на рынке банных услуг:
1. Увеличение интереса к здоровому образу жизни.
Согласно данным исследования сервиса журналистских запросов Pressfeed с 2021 года интерес россиян к теме здорового образа жизни ежегодно растет в среднем на 20 % [11].
Это доказывает, что потребители ориентированы на здоровье и заботу о своем благосостоянии. В частности, банные услуги занимают важное место на передовой линии предоставления услуг для здорового образа жизни, так как традиционные банные процедуры, например, парение с веником, массажи и другие процедуры способствуют улучшению физического самочувствия, снижению стресса и укреплению иммунной системы. Люди все чаще ищут способы сочетать отдых и оздоровление, что находит отражение в росте спроса на бани.
2. Смена ориентира на местный отдых.
С учетом современных реалий мы видим, что в последние годы вектор определения локации для отдыха меняется. Так, как отметил в своей статье Левченко К. К. [6], от парадигмы S-S-S: Sea — Sun — Sand (море — солнце — песок), которая доминировала во второй половине XX века, современный внутренний туризм и индустрия путешествий переходит к парадигме L-L-L: Lore — Landscape — Lei-sure (знания — пейзаж — отдых) с акцентом на локальный отдых. Это означает, что все больше людей начинают ценить возможность провести время на природе, восстановить силы и здоровье в условиях, приближенных к дому, вместо дальних заграничных поездок. Банные услуги в данном контексте предоставляют уникальную возможность сочетать отдых с оздоровлением и погружением в местную культуру и традиции, что безусловно необходимо использовать в стратегии продвижения.
3. Повышение внимания к экологии и устойчивому развитию.
С учетом большого внимания к глобальным экологическим проблемам современное общество все больше обращает внимание на аспекты устойчивого развития и защиту окружающей среды, экологичность, эко-тренды [9]. В этом контексте рынок банных услуг также адаптируется. Многие компании начинают использовать экологически чистые материалы, такие как бамбук, древесина местного происхождения и натуральные утеплители в строительстве бань. Экологически устойчивые практики, такие как использование воздушных насосов, солнечных панелей и систем сбора дождевой воды, становятся всё более популярными. Это стремление к устойчивости также нашло своё отражение в предложениях по предоставлению услуг от оздоровительных процедур с использованием натуральных средств до создания зон с природным оформлением, где клиенты могут наслаждаться атмосферой спокойствия. И в тематике бань данная тенденция смотрится очень органично, потому что бани всегда ассоциируется с природой, деревней, чем-то натуральным и своим, родным.
4. Цифровизация услуг и использование технологий.
С развитием технологий происходит и революция в подходах к предоставлению банных услуг. Сложившаяся ситуация привела к необходимости быстрого перехода на онлайн-платформы для записи и продвижения услуг.
Внедрение онлайн-бронирования, мобильных приложений и платформ для отзывов существенно упрощает процесс выбора и записи на услуги. Например, посредством удобного интерфейса клиент может в любой момент забронировать посещение бани, выбрать необходимые процедуры, а также оплатить услуги онлайн.
Кроме того, адаптация технологий увеличивает возможности в сфере маркетинга. Социальные сети целесообразно использовать для создания устойчивых связей с потребителями товаров и услуг без каких-либо ограничений по месту и времени [4].
Компании могут использовать данные о предпочтениях и поведении клиентов для создания персонализированных предложений и акций. Использование социальных сетей для продвижения услуг, создания сообществ и вовлечения пользователей в обсуждение даёт возможность привлечь новую аудиторию и удержать старую. Активность в социальных сетях помогает банным комплексам формировать имидж и налаживать доверительные отношения с клиентами [10].
5. Повышение интереса к культурным элементам банной культуры.
Банная культура имеет глубокие корни и разнообразные традиции в разных странах, в особенности в России, где русская баня на протяжении нескольких столетий была необходимым атрибутом быта. В последние годы наблюдается рост интереса к аутентичным банным практикам, как русским, так и финским, японским и турецким. Многие бани начали интегрировать элементы национальных традиций не только в процедуры, но и в атмосферу бани, стиль компании. Клиенты всё чаще ищут не просто место для отдыха, а уникальную среду, основанную на культурных традициях. Так компании не только привлекают новых клиентов, но и создают уникальное позиционирование своего бренда на рынке.
6. Стремление людей к душевному равновесию, гармонии, расслабление и поиск медитативного состояния через телесные практики.
В условиях современного мира, который характеризуется высокой скоростью жизни, постоянным стрессом и информационной перегрузкой, всё больше людей обращают внимание на важность душевного равновесия.
Бани, как место для отдыха, предлагают не только физическое очищение, но и психологическое восстановление. Бани начинают включать в себя не только прогревание, что тоже безусловно воздействует на расслабление, а также банные церемонии с красивыми ритуалами, массажем, медитациями, практиками йоги и специальными дыхательными техниками. Эта новая концепция создает атмосферу покоя и уединения, где клиенты могут не только расслабиться, но и глубже понять себя.
Интересными данными, показывающими, что гости приезжают в большинстве случаев посещают бани для отдыха и расслабления, поделилось РИА Новости согласно данным исследования аналитики «Авито Услуг» и «Росгосстраха» [12].
Подавляющее большинство опрошенных (75 %) с удовольствием посещают банные процедуры, при этом каждый пятый (20 %) ходит в баню раз в неделю. Также выяснилось, что четверть опрошенных вовсе никогда в бане не были. «Одна из распространенных причин, по которой россияне посещают баню, — это расслабление и отдых, — так ответили 65 % опрошенных», — говорится в исследовании.
Россияне в основном предпочитают русскую баню (88 %). Самыми популярными процедурами, по статистике данной платформы, у россиян стали парение с вениками (64 %), а также контрастные ванны (34 %).
Современный рынок банных услуг действительно демонстрирует значительные изменения, подстраиваясь под новые запросы и предпочтения клиентов. Для понимания указанных тенденций рассмотрим каждую из них, чтобы глубже понять, как меняется отношение клиентов к различным аспектам услуг и какие именно факторы влияют на их выбор, что можно внедрить новое в бизнес и в цифровое продвижение, исходя из этих трендов (таблица 1).
Таблица 1
Анализ основных тенденции на рынке банных услуг
№ пп |
Тренды |
Изменения в потребительских предпочтениях |
Влияние на бизнес-стратегию |
Цифровое продвижение |
1 |
Увеличение интереса к здоровому образу жизни |
Потребители выбирают услуги, которые способствуют их здоровью и благополучию |
Банные комплексы могут предлагать специализированные программы по здоровью с профессиональными пармастерами |
Использование видеоуроков по правильному парению, опыт как можно правильно ходить в баню и живые трансляции могут привлечь внимание новой аудитории |
2 |
Смена ориентира на местный отдых |
Потребители больше ценят доступность и уникальность местных услуг по сравнению с заграничными |
Увеличение пакетов выходного дня, промо-акций для местных жителей, совместные предложения с ресторанами и отелями |
Локализованный маркетинг в социальных сетях, сотрудничество с блогерами из данной зоны. Оптимизация контента для SEO, чтобы привлекать близкие аудитории |
3 |
Повышение внимания к экологии и устойчивому развитию |
Потребители отдают предпочтение брендам, которые активно внедряют экологические подходы |
Внедрение экологически чистых технологий, использование натуральных материалов и безотходных производств |
Продвижение через социальные медиа экологических инициатив компании и прозрачность в вопросах устойчивого развития, создание тематических блога и контента |
4 |
Цифровизация услуг и использование технологий |
Простота в использовании цифровых инструментов и быстрого доступа к услугам |
Разработка мобильных приложений, внедрение онлайн-бронирования, использования виртуальных туров для презентации услуг |
Система лояльности через приложения, использование контент-маркетинга для размещения полезной информации о здоровом образе жизни и услугах |
5 |
Повышение интереса к культурным элементам банной культуры |
Потребители все больше ожидают индивидуального подхода и уникального опыта от услуги |
Проведение тематических дней, мастер-классов, которые освещают банные традиции и ритуалы |
Создание образовательного контента о традиционных банях, сотрудничество с историками и культурологами для разработки программ |
6 |
Стремление людей к душевному равновесию, гармонии, расслабление |
Потребители стремятся к балансу между телесным здоровьем и душевным благополучием |
Проведение медитативных сессий, создание спа-программ, направленных на расслабление и восстановление |
Создание контента, освещающего преимущества wellness-подхода, активное продвижение на специализированных площадках |
Таким образом, рынок банных услуг претерпевает значительные изменения, адаптируясь к новым культурным, социальным и технологическим условиям. Увеличение интереса к здоровому образу жизни, к совмещению отдыха с оздоровлением и расслаблением, внимание к экологическим аспектам, развитие цифровых технологий и возрождение культурных традиций создают уникальную экосистему для банного бизнеса. С учётом рассмотренных тенденций потребности в данных услугах со временем только будут расти.
Внедрение цифровых решений и технологий становится ключевым элементом в продвижении, что создаёт дополнительные возможности как для бизнеса, так и для общества в целом. Объединив актуальные направления с эффективной цифровой стратегией, компании смогут не только увеличить свою конкурентоспособность, но и оказать положительное влияние на своих клиентов, способствуя их здоровью и благополучию.
Литература:
- Буторов, С.А., Каныгина О. М. Внутренний туризм в России: современное состояние и перспективы // Сервис plus. 2021. Т.15. № 4. — С. 12–19.
- Гончарова, О.В., Халеева С. А. Использование современных digital-каналов и SMM-технологий в продвижении туристских услуг // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 8. — С. 1709–1724.
- Кандрина, И. А. Многофункциональность бани в системе регионального жизнеобеспечения этносов / Л. И. Никонова, И. А. Кандрина // Информационный бюллетень ассоциации этнографов и антропологов России. — 2003. — № 2. — С. 35–46.
- Костин К. Б. Совершенствование методологии технологий стратегического управления маркетингом и эффективность бизнеса на российском рынке туристских услуг. / Монография. — Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2016. — С. 284.
- Кульгачев, И. П. Национальный туризм России: новые реалии или временная адаптация туристского бизнеса / И. П. Кульгачев, В. А. Лепешкин, Т. Т. Христов // Вестник Академии. — 2016. — № 4. — С. 155–165.
- Левченко, К. К. Современные тренды и тенденции развития внутреннего туризма в условиях новых реалий / К. К. Левченко // Всероссийский журнал: Вестник Академии знаний. — 2022. — № 53 (6). — С. 164–168.
- Лысенков, М. С. Влияние цифровых технологий на развитие предприятий // Молодой ученый. — 2020. — №. 41. — С. 243–244.
- Паровар, А. Бизнес по-русски: как отрыть баню / А. Паровар. — Текст: электронный // Журнал стратегия: — URL: https://strategyjournal.ru/ekonomika-i-biznes/biznes-po-russki-kak-otkryt-banyu/?ysclid=m413d6vwyu649628516 (дата обращения: 28.11.2024).
- Суворова, И. Н. Эко-тренд и предпосылки его развития в индустрии туризма и гостеприимства России / И. Н. Суворова // Научный вестник МГИИТ. — 2016. — № 5 (43). — С. 21–26.
- Тамаева, А. М. Цифровой маркетинг в сфере туризма / А. М. Тамаева, М. М. Хирачигаджиева // Вопросы науки и образования. — 2022 г.
- Исследование показало ежегодный рост интереса россиян к теме ЗОЖ. — Текст: электронный // iz.ru: [сайт]. — URL: https://iz.ru/1637881/2024–01–23/issledovanie-pokazalo-ezhegodnyi-rost-interesa-rossiian-k-teme-zozh (дата обращения: 02.12.2024).
- Исследование: каждый пятый россиянин раз в неделю ходит в баню — Текст: электронный // ria.ru: [сайт]. — URL: https://ria.ru/20241109/issledovanie-1982784288.html (дата обращения: 02.12.2024).
- Domestic tourism is a modern trend in the development of the market of tourism services in Russia / T. N. Safronova, T. A. Balyabina, O. M. Evtukhova [et al.] // Экономика и предпринимательство. — 2022. — No. 11(148). — P. 505–512.