Динамика направленности исследований корпоративной культуры вуза во взаимосвязи с ключевыми трендами развития высшей школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 января, печатный экземпляр отправим 22 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 05.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Фролова, М. Л. Динамика направленности исследований корпоративной культуры вуза во взаимосвязи с ключевыми трендами развития высшей школы / М. Л. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120131/ (дата обращения: 07.01.2025).



Проблемы формирования и развития корпоративной культуры вуза, её изменения под воздействием внешних факторов и её же влияния на внутреннюю среду современного университета исследуются в научной литературе уже сравнительно давно, однако направленность таких исследований меняется в связи с изменениями основных тенденций как в экономике страны, так и в сфере образования. Различны и подходы, применяемые в таких исследованиях: социологический, институциональный, психологический, культурологический, философский, ценностный, деятельностный, коммуникационный, поведенческий и др.

Ещё в 2006 М. В. Ионцева [1] в своём исследовании социально-психологических основ формирования корпоративной культуры высшего учебного заведения выделила такие её составляющие, как идеологию, процедуры и правила, межличностные и межгрупповые отношения и имидж образовательной организации.

И. Н. Богданова [2], рассматривая корпоративную культуру вуза как «неустоявшийся» социальный объект и определяя методологию исследования репрезентативной сущности такого объекта, делает акцент на том, что ценности, идеи и установки вузовской корпоративной культуры определяют как вектор, так и характер деятельности и администрации, и преподавателей, и студентов университета.

Ряд авторов в своих исследованиях делают акцент на дуальной по своей сути структуре корпоративной культуры современного вуза.

Так, С. А. Питина, исследуя проблему профессионального взаимодействия субъектов разных уровней в рамках корпоративной среды университета, выделяет в качестве «ключевых первичных субъектов вузовской организационной культуры» преподавателей и студентов, а в качестве вторичных — стремительно растущую «армию чиновников». При этом автор делает неутешительный вывод о том, что в современных условиях демократичная культура общения сохраняется только в коммуникациях между преподавателями и студентами, между тем как на других уровнях всё больше проявляется бюрократизация профессионального взаимодействия. Также подчёркивается, что «корпоративная культура вуза — понятие комплексное, постоянно меняющееся и развивающееся, требующее глубокого изучения» [3, с. 96].

Созвучно с категориями С. А. Питиной, Р. В. Леньков и Е. И. Боровлёва [4] называют преподавателей и студентов «ядром корпоративной культуры вуза».Считая корпоративную культуру одним из факторов эффективности вуза, авторы выделяют ряд проблем в её развитии, связанных со слабой приобщённостью преподавателей и студентов к организационным ценностям, предпочтением неформальных традиций формальным, а также с низким уровнем использования современных информационно-коммуникационных технологий. Анализируя результаты исследований М. Ю. Козлова [5], авторы делают интересный вывод о том, что «уровень авторитарности корпоративной среды возрастает по мере продвижения «вниз», от управления вузом в целом к управлению факультетами и кафедрами». Определяя концепт корпоративной культуры вуза, авторы подчёркивают её двойственную природу, обусловленную тем, что современный университет должен не только достигать определённых интересов на рынке образовательных услуг, но и призван быть хранителем гуманистических ценностей.

Двойственность структуры культурной базы современного университета рассматривает в своём концептуальном философском исследовании и Г. И. Петрова, отмечая, что «назначение корпоративной культуры современного университета — повысить его конкурентоспособность — вызвано необходимостью ответить на прагматизм современной исторической ситуации» [6, с. 86], при том, что культура классического университета «отдавала преимущество теоретическим фундаментальным знаниям». Выделяя две актуальные составляющие университетской культуры — профессорскую и корпоративную — и рассматривая кажущиеся непримиримыми противоречия между ними, автор, подчёркивая важность формирования «культуры взаимопонимания, доверия, коммуникации и сотрудничества», делает вывод о том, что современные реалии с неизбежностью приводят к трактовке «корпоративной культуры как управленческого механизма, обеспечивающего не только конкурентоспособность университета, но и пригодного для формирования человека, способного жить в сетевом, взаимосвязанном и едином мире» [6, с. 89].

Между тем, многие прикладные исследования посвящены анализу изменений, происходящих в корпоративной культуре российской высшей школы. При этом практическая необходимость обращения к проблематике корпоративной культуры вуза связывается «с формированием принципиально новых условий жизнедеятельности вуза как самостоятельной конкурентоспособной организации» [4] в эпоху экономики знаний.

Так, исследовательская группа в составе О. Б. Томилина, И. М. Фадеевой, О. О. Томилина и А. К. Клюева проанализировала изменения организационной культуры вузов, произошедшие за 13 лет, и выявила воздействие ряда факторов на культурные установки персонала, а именно: типа университета, должностного статуса сотрудника, преподаваемых профильных дисциплин. В целом, авторы делают вывод о том, что наблюдаемая модернизации организационной культуры вузов вполне соответствует вектору общественного развития и таким реалиям высшей школы, как усиливающийся бюрократизм, сокращение академической самостоятельности, дисбаланс университетских корпоративных ценностей. Также подчёркивается, что наблюдаемые «адаптационные реакции институционального, содержательного и технологического характера» призваны обеспечить «эффективную реализацию функций высшего учебного заведения как социального института» [7, с. 104].

Рассматривая корпоративную культуру в качестве одного из инструментов усиления конкурентоспособности вуза, И. В. Троцук и Д. В. Суховерова приходят к выводу о росте доли рыночного и адхократического типов в организационной культуре российских классических университетов за последние 10 лет в противовес снижению доли кланового и иерархического типов корпоративной культуры. Авторы подчёркивают, что формирование корпоративности, наряду с экономической самостоятельностью и конкурентной борьбой, помогает университетам в современных условиях «занять выгодную позицию на рынке образовательных услуг и активно взаимодействовать с внешней средой» [8, с. 44].

Е. В. Забелина и Я. Н. Сизова, исследуя взаимозависимость между уровнем приверженности персонала и типом организационной культуры вуза, приходят к выводу, что приверженность «повышается с повышением значений клановой и адхократической культуры и понижается с повышением значений бюрократической организационной культуры» [9, с. 117].

Е. С. Сахарчук констатирует развитие «рыночного» типа организационной культуры во всех отечественных высших учебных заведениях, «хотя и на разном уровне развития и в разных формах (в зависимости от статуса, роли в обществе и науке, отраслевой принадлежности, истории, традиций и т. д.)» [10, с. 172].

Т. Л. Чернышева [11], рассматривая специфику корпоративной культуры опорного университета, акцентирует внимание на проблеме недостаточной сформированности у профессорско-преподавательского состава вузов ценностей, мотивирующих к изменениям в контексте проводимой реформы высшего образования, и делает вывод о том, что высокие показатели по программам стратегического развития университетов могут быть достигнуты при формировании сильной корпоративной культуры, в особенности предпринимательского типа.

И. В. Легостаева [12, с. 66] также делает акцент на «на необходимости формирования и развития сильной, динамичной корпоративной культуры» в обстоятельствах, когда вузы меняют ориентиры своей стратегии. Рассматривая вуз как самостоятельную экономико-социальную организацию [13], автор изучает корпоративную культуру преподавателей (профессионалов) на трёх уровнях, — нравственном, этическом и коммуникативном — соответственно, выделяя в её структуре три ключевых элемента: аксиологический, когнитивный и коммуникативно-деятельностный.

Итак, многие исследователи подчёркивают существенное влияние на развитие корпоративной культуры вуза современных трансформаций высшей школы и вызовов, формируемых экономикой знаний.

Бесспорно, что усиление в последние годы процессов цифровизации и дигитализации во всех отраслях экономики, включая и сферу высшего образования, не может не отразиться на дальнейшем развитии университетской корпоративной культуры. Как подчёркивают М. А. Лукашенко и Т. Ю. Добровольская, «исследование параметров и показателей цифровой корпоративной культуры становится актуальной научной задачей» [14, с. 84]. Авторы делают акцент на том, что новым конкурентным преимуществом вуза становится именно сильная цифровая корпоративная культура, основанная на стратегии цифровой трансформации, что предполагает формирование цифровых образовательных платформ и сервисов, развитие цифровых компетенций преподавателей, студентов и персонала, а также цифровизацию системы управления обучением в целом.

И эти новые изменения, происходящие прямо сейчас, исследуются как в контексте их ценностной составляющей, так и инструментальной. Как отмечаетН. Цыцарова, «объектами различных исследований становятся процессы внедрения цифровых технологий и процессы цифровой трансформации» [15, с. 122]. При этом автор обращает внимание, что наличие в организации сильной корпоративной культуры, резистентной к процессам цифровизации, может свести на нет все предпринимаемые усилия по цифровой трансформации.

Подводя общий итог, можно констатировать, что корпоративная культура вуза развивается под воздействием быстро меняющихся трендов современности, а неослабевающий интерес исследователей к этому феномену, как и использование весьма разнообразных подходов, объясняется важностью той роли, которую играет эта система «ценностей, мотивов, форм и способов коммуникации» [16] в достижении актуальных целей, стоящих перед высшей школой.

Литература:

  1. Ионцева, М. В. Социально-психологические основы формирования корпоративной культуры вуза: специальность 19.00.05 «Социальная психология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Ионцева Мария Владимировна. — Москва, 2006. — 37 с.
  2. Богданова, И. Н. Репрезентативность вузовской корпоративной культуры как фактор формирования стиля жизни студентов / И. Н. Богданова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 6–2(32). — С. 33–37.
  3. Питина, С. А. Субъекты профессиональной деятельности в корпоративной культуре университета / С. А. Питина // Вестник Челябинского государственного университета. — 2015. — № 20(375). — С. 94–96.
  4. Леньков, Р. В. Корпоративная культура как фактор эффективности вуза / Р. В. Леньков, Е. И. Боровлева // Интернет-журнал Науковедение. — 2013. — № 5(18). — С. 4.
  5. Козлов М. Ю. Социальные технологии управления корпоративной культурой высшего учебного заведения: Автореф. дис. … канд. соц. наук. — Белгород, 2009. — 20 с.
  6. Петрова, Г. И. «Дух информационализма» — ответ корпоративной культуры университета на вызовы времени / Г. И. Петрова // Университетское управление: практика и анализ. — 2017. — Т. 21, № 2(108). — С. 86–91.
  7. Организационная культура российских университетов: ожидания и реалии / О. Б. Томилин, И. М. Фадеева, О. О. Томилин, А. К. Клюев // Высшее образование в России. — 2018. — Т. 27, № 1. — С. 96–107.
  8. Троцук И. В., Суховерова Д. В. Корпоративная культура как инструмент повышения конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 44–54.
  9. Забелина, Е. В. Взаимосвязь типа организационной культуры с уровнем приверженности сотрудников вуза / Е. В. Забелина, Я. Н. Сизова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — № 7–4(38). — С. 117–120.
  10. Сахарчук Е. С. Возможности социокультурной среды вуза в формировании специалистов корпоративного образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 2(88). С. 168–175.
  11. Чернышева Т. Л., Специфика корпоративной культуры опорного университета // Сервис plus. Т. 12. 2018. № 1. С. 108–122.
  12. Легостаева, И. В. Корпоративная культура современного университета: социологический анализ / И. В. Легостаева // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2019. — № 2(59). — С. 8.
  13. Легостаева, И. В. Педагогическое сообщество университета как носитель и транслятор социокультурных ценностей / И. В. Легостаева // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 2. — С. 230.
  14. Лукашенко, М. А. Цифровая корпоративная культура предпринимательского университета / М. А. Лукашенко, Т. Ю. Добровольская // Современная конкуренция. — 2020. — Т. 14, № 4(80). — С. 84–94.
  15. Цыцарова, Н. М. Роль корпоративной культуры в цифровой трансформации организации / Н. М. Цыцарова // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2022. — № 2(164). — С. 121–124.
  16. Пискунова, Е. В., Заир-Бек, Е. С. Академическая культура университета в условиях цифровой трансформации образования // Международный журнал исследований культуры. — 2023. — № 4 (53). — С. 82–93.
Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная культура, корпоративная культура вуза, современный университет, автор, высшая школа, том, цифровая трансформация, высшее образование, высшее учебное заведение, организационная культура.


Похожие статьи

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Модель развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза

Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов колледжа в контексте реализации ФГОС

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Место и роль интерактивных технологий в процессе формирования профессиональной компетенции выпускников вузов

Педагогическая диагностика в инновационном процессе профессионального образования вуза

Педагогический потенциал иноязычного образования в процессе формирования читательской компетентности студентов вуза

Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи

Особенности развития инновационной деятельности в образовательной организации

Похожие статьи

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Модель развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза

Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов колледжа в контексте реализации ФГОС

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Место и роль интерактивных технологий в процессе формирования профессиональной компетенции выпускников вузов

Педагогическая диагностика в инновационном процессе профессионального образования вуза

Педагогический потенциал иноязычного образования в процессе формирования читательской компетентности студентов вуза

Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи

Особенности развития инновационной деятельности в образовательной организации

Задать вопрос