В статье исследуется вопрос о роли прокурорского надзора за соблюдением экономических прав и свобод граждан. Путем анализа правовой статистики было выявлено, что законодательство и практика его применения в указанной сфере остаются неблагополучными, в связи с чем существует необходимость усиления механизмов прокурорского надзора, способного обеспечить защиту экономических прав граждан, в частности от незаконного вмешательства в их деятельность как со стороны других лиц, так и со стороны органов публичной власти.
Ключевые слова: защита экономических прав и свобод, прокуратура Российской Федерации, прокурорский надзор, органы прокуратуры, государство, экономическая деятельность, предпринимательская деятельность.
The article examines the role of prosecutorial supervision over the observance of economic rights and freedoms of citizens. By analyzing legal statistics, it was revealed that the legislation and the practice of its application in this area remain unfavorable, and therefore there is a need to strengthen the mechanisms of prosecutorial supervision that can ensure the protection of the economic rights of citizens, in particular from illegal interference in their activities by other persons, and from public authorities.
Keywords: protection of economic rights and freedoms, prosecutor's office of the Russian Federation, prosecutor's supervision, prosecutor's office, state, economic activity, entrepreneurial activity.
Деятельность в сфере соблюдения, защиты прав и свобод человека и гражданина является приоритетной для органов прокуратуры на основании ст. 2 Конституции РФ, закрепившей императивное положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства. Соответственно, вопросы повышения эффективности надзора за исполнением и соблюдением прав и свобод человека и гражданина представляют собой наиболее актуальные проблемы правовой науки и практики прокурорской деятельности [1, с. 57].
Стоит отметить, что надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) выделен в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры, что наглядно подтверждает его существенную юридическую роль. Так, органы прокуратуры должны принимать все предусмотренные законом меры, необходимые для восстановления нарушенных прав вне зависимости от отраслевого (экономические, социальные, политические и др.) или субъективного критерия [3, с. 45].
В последние годы прокурорский надзор за реализацией и защитой экономических прав граждан становится все более актуальным, поскольку возникает множество ранее неизвестных государству и обществу вопросов и проблем, неурегулированных законодательными нормами (например, появляются новые формы преступлений и правонарушений, ограничивающих и нарушающих экономические права граждан), а также значительно расширяется экономическое пространство (многие экономические правоотношения носят транснациональных и цифровой характер) [1, с. 57].
Немаловажное значение прокурорского надзора за соблюдением экономических прав граждан заключается в том, что он осуществляется по схеме: выявление правонарушения, реагирование на него, восстановление нарушенных экономических прав [2, с. 352]. При этом, реагирование осуществляется посредством вынесения прокурором представления, постановления, предостережения, протеста в соответствии с Законом о прокуратуре.
Самое важное отличие прокурорской деятельности в сфере защиты экономических прав граждан от деятельности иных органов власти заключается в том, что, прокурорская деятельность является единственным видом публичной надзорной деятельности, предполагающим правовую оценку соблюдения и исполнения законов поднадзорными субъектами. Правовая оценка осуществляется с целью обеспечения верховенства закона, укрепления законности и обеспечения правопорядка, а также с целью защиты прав и свобод граждан, охраняемых интересов общества и государства [4, с. 230].
Прокурорский надзор в сфере защиты экономических прав граждан на сегодняшний день имеет два основных направления: надзор за соблюдением и исполнением законов органами публичной власти; надзор за соблюдением и исполнением законов гражданами при осуществлении деятельности по реализации своих экономических прав [3, с. 47].
В виду того, что в настоящее время в России складывается нестабильная экономическая ситуация, требующая большего внимания, в частности к ведению бизнеса, прокурорскому надзору необходимо подстраиваться под современные изменяющиеся условия, явления и ситуации, которые ранее не были предметом его деятельности (цифровое и транснациональное пространство, параллельный импорт, блогерская деятельность и др.) для обеспечения законности и правопорядка в государстве [4, с. 238]. Кроме того, экономическую отрасль общественной жизни можно отнести к быстро развивающимся направлениям, эффективное регулирование которого требует постоянного совершенствования механизмов контроля и соблюдения законности [3, с. 47].
Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что состояние законности в данной сфере продолжает оставаться неблагополучным. Нарушения прав и свобод граждан наблюдаются практически во всех отраслях экономики. Так, согласно статистическим данным, представленным Генеральной прокуратурой РФ, состояние законности в сфере защиты экономических прав граждан за 2023 год по сравнению с тем же периодом 2022 года ухудшилось примерно на 15–20 %. Наиболее многочисленные нарушения были зафиксированы по вопросам издания органами государственной власти и местного самоуправления незаконных актов, ущемляющих экономические права граждан. Кроме этого, допускаются нарушения норм права публичными органами в процессе осуществления ими контроля и надзора в отношении предпринимателей, в частности, отсутствует прозрачность проводимых ими мероприятий.
Таким образом, в условиях сложной международной политической обстановки и экономических санкций, прокуратуре, как важной составляющей части государственного механизма, доверено посредством прокурорского надзора обеспечить возможность свободного осуществления экономической деятельности, создать благоприятный инвестиционный климат, снизить административное давление на бизнес. Вместе с тем, предпринимаемые в последнее время меры по укреплению законности в рассматриваемой сфере свидетельствуют о необходимости системного подхода к обеспечению повышения эффективности существующего правозащитного механизма. С указанных позиций, деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности в рассматриваемой сфере также нуждается в совершенствовании [1, с. 58].
На наш взгляд, реализация задач прокурорского надзора в сфере защиты экономических прав граждан возможна путем проведения постоянного мониторинга нормативных правовых актов, а также их проектов на предмет наличия норм, ущемляющих или нарушающих экономические права граждан, а также норм, устанавливающих определенные административные барьеры для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Так, взаимодействие прокуроров и правотворческих органов на стадии разработки нормативных правовых актов позволит предупредить принятие целого ряда незаконных правовых актов, нарушающих экономические права и интересы частных лиц.
Вторым шагом в повышении эффективности прокурорского надзора в сфере соблюдения и защиты экономических прав граждан является обеспечение законности в деятельности публичных органов, уполномоченных на совершение лицензионно-разрешительных, регистрационных, иных контрольных процедур. Так, предлагается формировать ежегодные сводные планы проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности с целью предотвращения фактов дублирования контрольных действий, пресечения фактов незаконного создания препятствий осуществления экономической деятельности, исключения фактов использования проверок для оказания административного давления.
Третьим направлением совершенствования деятельности органов прокуратуры в сфере защиты экономических прав граждан является обеспечение исполнения законов при предоставлении государственных или муниципальных услуг. В частности, данный вопрос касается проблем оказания поддержки субъектам малого и среднего бизнеса. При этом, следует учитывать, что деятельность органов прокуратуры направлена как на непосредственную защиту частных интересов, так и на защиту публичных интересов, поскольку прокуратура осуществляет надзор от имени РФ и в ее интересах. Публичные и частные интересы в рассматриваемой сфере могут быть обеспечены общими гарантиями соблюдения законности при реализации мероприятий по защите экономических прав граждан.
Литература:
- Григорьева, А. В. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина / А. В. Григорьева // Образование. Культура. Общество: сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. — СПб: Гуманитарный национальный исследовательский институт «Нацразвитие», 2021. — С. 57–59.
- Давтян, Е. С. Значение прокурорского надзора для защиты прав предпринимателей / Е. С. Давтян // Право, экономика и управление: состояние, проблемы и перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. — Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2022. — С. 351–355.
- Полякова, Н. А. Защита конституционного права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности средствами прокурорского надзора / Н. А. Полякова // Защита прав и свобод человека и гражданина как приоритетное направление государственной политики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2022. — С. 41–47.
- Таран, А.Н., Гошкодеря О. А., Морозов, Б. П. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина / А. Н. Таран, О. А. Гошкодеря, Б. П. Морозов // Актуальные проблемы истории, политики и права: сборник статей Х Всероссийской научно-практической конференции / под науч. ред. К. Г. Гаврилова, Л. Ю. Федосеевой, Т. В. Гавриловой. — Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. — С. 228–241.