Прокурорский надзор и методика выявления коррупционных правонарушений на государственной (муниципальной) службе в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 09.12.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Силаев, А. В. Прокурорский надзор и методика выявления коррупционных правонарушений на государственной (муниципальной) службе в РФ / А. В. Силаев, Н. В. Степанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 614-617. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120159/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья раскрывает актуальные проблемы, связанные с прокурорским надзором за исполнением законодательства о противодействии коррупции государственными органами и должностными лицами данных органов. Внимание акцентируется на методике осуществления данного надзора, применения новых цифровых способов проверки, а также трудностях, возникающих при производстве антикоррупционных проверок. Авторы приходят к выводу о том, что данная отрасль прокурорского надзора требует особого внимания и детальной регламентации.

Ключевые слова: прокурорский надзор, прокуратура, коррупция, государственная служба, доходы.

Современное общество на данном этапе развития не может обойтись без органов управления, которыми выступают государственные и муниципальные органы власти и должностные лица, замещающие государственные должности. Управление государством — есть механизм четкого и слаженного взаимодействия всех его частей. Однако, к большому сожалению, нередко случаются ситуации, когда должностные лица пренебрегают своими полномочиями, нарушая данные ими обязательства, и совершают противоправные, уголовно-наказуемые деяния с целью извлечения собственной выгоды. Коррупционные правонарушения и преступления препятствуют стабильному функционированию отдельных отраслей государства, а иногда и всей страны в целом. Поэтому противодействие коррупции является одной из самых важных задач государственной политики. В качестве подтверждения приводим положение из приказа Генпрокуратуры России от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», (далее приказ № 454), в котором коррупция представляется как одна из системных угроз безопасности Российской Федерации [5].

В настоящее время надзор за соблюдением и исполнением законодательства о коррупции является одной из задач органов прокуратуры. Задачами прокуратуры Российской Федерации является выявление, пресечение, предупреждение и профилактика правонарушений в данной области, а также противодействие коррупции. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции — это деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по профилактике коррупции, борьбы с ней и минимализации (ликвидации) коррупционных правонарушений [2].

На важность данного предмета надзора не раз обращал внимание Президент РФ, руководство Генеральной прокуратуры РФ. В одном из интервью «Российской газете» Генерального прокурора России Игоря Краснова, которое он дал в канун Международного дня борьбы с коррупцией, он сказал: «на протяжении последних лет число коррупционных правонарушений практически не меняется и колеблется в пределах тридцати тысяч».

Такие цифры, безусловно вызывают беспокойство и привлекают внимание всего общества. Но какие именно правонарушения в области государственной и муниципальной службы составляют данный список? Перечислим лишь некоторые правонарушения: несоблюдение квалификационных требований, предъявляемых законодательством к лицам, замещающим должности государственной и муниципальной службы; несоблюдение конкурсных процедур при поступлении на государственную (муниципальную) службу или при замещении государственной (муниципальной) службы; непредставление (представление недостоверных, неполных, заведомо ложных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; непроведение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего и членов его семьи, а также иных представляемых сведений; непринятие государственным и муниципальным служащим мер по предотвращению возникшего или могущего возникнуть конфликта интересов, а равно неуведомление представителя нанимателя (непосредственного начальника) о возникшем конфликте интересов, либо о наличии личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов. Что касается коррупционных преступлений, обращаясь к Уголовному Кодексу РФ, следует выделить получение должностным лицом лично либо через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления имущественных прав за совершение действий в пользу взяткодателя [1].

Для соблюдения целей и задач прокурорского надзора за коррупцией прокурорам следует строго следовать законодательству Российской Федерации, неукоснительно соблюдать свои обязанности, также руководствоваться имеющимися сведениями и методикой проведения проверок в данной отрасли.

Методика прокурорской проверки может заключаться и основываться на следующих действиях: проверка прокурором полноты и достоверности нормативно-правовой базы, справок о доходах, отчетности лиц об имеющихся у них имуществе. Тщательной проверки должны подвергаться сведения о невозможности предоставления сведений о доходах, причинах непредоставления данных сведений. Исполнение подразделениями, осуществляющими контроль за коррупционными правонарушениями, своих обязанностей по проверке и анализу достоверности предоставляемой им информации. Также проверяется информация о предоставлении данных гражданами, претендующими на замещение должности, и лицами, замещающими должности. Зафиксировав факт совершения актов коррупции, прокурорам субъектов надлежит лично контролировать организацию надзора за расследованием наиболее актуальных уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, в том числе уголовных дел, по которым установлены факты вывода за рубеж активов, полученных от преступной деятельности (приказ № 454) [5].

При проведении проверок, прокурор должен обратить внимание на список должностей, информация и документы которых должны быть проверены, а также сведения об их родных (супруги и несовершеннолетние дети). Данный список формируется на основании III Перечня должностей, утвержденного Указом Президента РФ № 557 от 18.05.2009 [4].

Также предлагаем ознакомиться с примерным планом антикоррупционной проверки. До начала проверки необходимо истребовать все необходимые документы, содержащие сведения о должностях, состоящих на службе в данном органе, справки о доходах данных лиц, список все сотрудников в настоящее время замещающих должности государственной службы и уволенных с нее. При получении необходимой информации нужно направить запросы в органы, осуществляющие учет доходов граждан, а также органы, содержащие дополнительные сведения о гражданах. К таким органам относятся: органы ГИБДД, кадастровые палаты по соответствующему субъекту, банковские и кредитные организации, учреждения имеющие сведения о находящихся в собственности лиц транспортных средствах, а также в правоохранительные органы на факт имеющихся зарегистрированных нарушений своих полномочий и обязательств, несоблюдения ограничений и запретов, неурегулированных конфликтов интересов у данных должностных лиц. В рамках непосредственно проверки прокурору необходимо сопоставить полученные от органов сведения с справками о доходах на предмет расхождения. Внимание стоит уделить приобретенному имуществу. В случае, если стоимость данного имущества превышает совокупный доход семьи за 3 года и не отражена соответствующим образом в справках о доходах, то прокурор должен получить объяснение о причине не указания данной информации, источник получения данных денежных средств, на которые было куплено данное имущество. Выявив такое имущество, активно способствовать его обращению в доход государства. После совершения сверки предоставленной информации прокурор инициировать процедуру контроля за расходами в ходе которой также может выявиться подтверждение незаконности получения денежных средств. При обнаружении такого несоответствия использовать свое право на обращение в арбитражные суды с исками о признании недействительными сделок и применении последствий недействительности ничтожных сделок. Также, в случае наличия ущерба, прокурору необходимо обеспечить его взыскание, вплоть до возврата незаконно полученных активов из-за рубежа.

В процессе проведения проверки также устанавливается: наличие должностного лица, ответственного за профилактику коррупции, наличие плана противодействия коррупции, существует ли порядок уведомления о возникшем нарушении, попытках склонения других лиц к совершению коррупционных нарушений, порядок поступления и рассмотрения жалоб, получение должностными лицами подарков.

Особое внимание необходимо уделять срокам проведения проверок. В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 № 2202–1 срок проведения прокурорской проверки не должен превышать 30 дней [3]. Из-за большого объема материалов, подлежащих запросу из различных органов, необходимости их анализа и осуществления сверки данной информации, прокурорский работник может не уложиться в указанные сроки, из-за чего вся прокурорская проверка может быть провалена.

Для повышения эффективности прокурорских проверок органы прокуратуры взаимодействуют с другими органами, такими как Пенсионный Фонд РФ, Федеральная налоговой службой РФ, Федеральной службой государственной регистрации РФ, Министерством Внутренних дел РФ, с которыми Генеральная Прокуратура РФ заключает соглашения о сотрудничестве. Приказ № 454 уточняет данное взаимодействие, приказывая прокурорам налаживать и поддерживать взаимодействие с общественными организациями, средствами массовой информации, субъектами предпринимательской деятельности [5].

Также органами прокуратуры активно используется работа с электронными ресурсами, например «СПАРК» и «СМЭВ», которые упрощают и ускоряют процесс получения органами прокуратуры необходимой информации.

Несмотря на разработанные методики проведения проверок, различные рекомендации и специальные электронные «помощники», в процессе деятельности по контролю за состоянием коррупции в органах и учреждениях государственной и муниципальной службы возникает ряд проблем. Одним из проблемных моментов является недостаточность правового регулирования роли прокурора в борьбы с коррупцией. Действующее законодательство устанавливает обязанность органов прокуратуры принимать участие в борьбе с коррупцией, координировать деятельность иных государственных структур, задействованных в данном процессе, проводить на постоянной основе проверки соблюдения коррупционного законодательства. При этом на практике органы прокуратуры существенно ограничены в возможности реализации возложенных на них функций в отдельных сферах.

Следующим проблемным моментов является отсутствие на законодательном уровне допуска прокурора к сведениям, представляющим банковскую тайну. Информацию такого рода могут получить только лица, которые включены в специальные перечни, разработанные на федеральном уровне.

Следующая проблема напрямую связана с деятельностью прокурора в рамках проведения проверок, а именно допущения прокурорскими работниками большого количества ошибок. Совершение таких действий в большом количестве в конечном счете негативно сказывается на продуктивности прокурорской деятельности и итоговый результат прокурорской проверки.

В частности, прокурорами совершаются просчеты уже на этапе планирования прокурорской проверки. Сотрудники органов прокуратуры на этапе планирования прокурорской проверки не берут в учет тот факт, что по некоторым видам ответственности существуют четко регламентированные сроки привлечения к ответственности, нарушение которых приводит к невозможности предъявления каких-либо требований к лицу, допустившему нарушение коррупционного законодательства. В первую очередь, это касается привлечения к дисциплинарной ответственности, требования к срокам которой установлены трудовым законодательством.

Подводя итог, хочется сказать, что прокурорский надзор за коррупционными правонарушениями, безусловно, является важным направлением в действующей государственной политике. В силу распространенности способов и средств осуществления данного деяния нельзя не отметить сложность деятельности прокурорских работников по противодействию данным актам. Вместе с тем, разработано большое количество методических рекомендаций, приказов Генеральной прокуратуры и областных прокуратур, призванных помочь прокурору в осуществлении данного вида надзора. Прокурорскому работнику необходимо с особым вниманием подходить к анализу всех имеющихся материалов, использовать весь опыт для надлежащего проведения проверки и путем неукоснительного соблюдения закона добиваться преждевременного пресечения коррупции на территории нашей страны.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.12.1996 N 63-ФЗ (с изм. и доп. от 09.11 2024) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ — Доступ и справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изм. и доп. от 08.08.2024) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ — Доступ и справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30.09.2024) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/6e24082b0e98e57a0d005f 9c20016b1393e16380/ — Доступ и справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (ред. от 26.02.2024) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87844/ — Доступ и справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Приказ Генпрокуратуры России от 29.08.2014 N 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» (ред. от 24.08.2021) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170843/ — Доступ и справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Филоненко Т. В. Антикоррупционная политика России. Роль органов прокуратуры в ее формировании и реализации: дис. канд. юр. наук: 12.00.08. — Владивосток, 2020. — 242
  7. Иванцова Г. А. Некоторые проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах // Право и государство: теория и практика. — 2020. — С. 103–105.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорская проверка, прокурорский надзор, Российская Федерация, орган, орган прокуратуры, противодействие коррупции, исполнение законодательства, лицо, особое внимание, прокурор.


Похожие статьи

Задать вопрос