Профессор доктор Мустафа Кафалы является одним из ведущих ученых в интеллектуальной и научной жизни Турции. В новейшей истории турецкой историографии он своим вкладом стал заметной фигурой как академик, так и как член «Национальной школы». Начиная с детства, он был одним из важнейших сторонников турецкого национализма, а позже стал теоретиком. После смерти Мустафы Кемаля Ататюрка турецкий национализм ослабел, но Нихал Атсиз поддержал данную идеологию в следствии чего влияние националистического направления только усиливалось. С 1944 года турецкий национализм систематически интегрировался в турецкую интеллектуальную и политическую жизнь, и Мустафа Кафалы был частью этого движения вместе с Ациз-беем. После восстания 12 сентября 1980 года он стал самой авторитетной фигурой в области националистической идеологии, продолжая без перерыва свою научную работу и став человеком, знающим турецкую историю и культуру от начала до наших дней.
Мустафа Кафалы, который учился на факультете в Анкаре, а затем стал ассистентом на литературном факультете Стамбульского университета, проработал много лет, прежде чем поступить в Университет Конья-Сельчук вместе с Эролом Гюнгором. Однако после 12 сентября из-за его работы и статей, написанных в Конье, тогдашний военачальник счел его спорным, и ему было приказано покинуть город вместе с женой; по инициативе Ихсана Дограмаджи и тогдашнего ректора Университета Анкары профессора доктора Тарика Сомера он зарегистрировался на историческом факультете факультета языка, истории и географии Университета Анкары.
Он окончил этот факультет в 1959 году. В 1960 году он поступил на кафедру общей истории Турции литературного факультета Стамбульского университета в качестве ассистента профессора доктора Зеки Велиди Тогана. Он начал докторантуру под руководством профессора доктора Зеки Велиди Тогана. Мустафа Кафалы был первым и последним человеком, получившим докторскую степень под руководством профессора доктора Зеки Велиди Тогана. В 1965 году он получил докторскую степень, защитив диссертацию «История народа Кучи согласно Отемишу Хаджи». После получения докторской степени он отправился выполнять военную службу. Мустафа Кафалы свободно владел английским и русским языками.
В 1971/1972 учебном году он по университетской квоте отправился в Англию для проведения научных исследований. Вернувшись из Англии, Кафалы продолжил учебу в должности доцента и написал работу: «Царствование династии Сайидов в Золотой Орде». С ноября 1974 года он преподавал по дисциплинам ханствам Золотая Орда, по государствам Чагатай и Ильханидам в 3-м и 6-м семестрах, историю Тимура и Тимуридов, а также курсы исторического метода для студентов в 7-м и 8-м семестрах на факультете истории Турции, где он работал. Он также проводил семинары и исследования источников и османских текстов.
В 1975 году он принял приглашение литературного факультета Багдадского университета и пробыл в Ирак в качестве приглашенного профессора на два года. За это время, читая лекции и семинары по турецкой истории, языку и культуре в Багдадском университете, он также установил связи с уже знакомым ему туркменским народом. Он внимательно интересовался национальными и культурными проблемами тюрков в Ираке и писал о них научные статьи, публикуемые в различных журналах. Он также пытался донести до турецкой общественности свои впечатления и положение туркменского народа посредством различных панелей и конференций, организованных в рамках Kirkuk Turks и Иракских турок.
Что касается этого периода, Мустафа Кафалы утверждает, что многие рукописи, относящиеся к сельджукскому и османскому периодам, были найдены в библиотеках, которые были сожжены и разграблены в Багдаде. Мустафа Кафалы имел возможность изучить библиотеки Багдада в период с 1975 по 1977 год, во время премьер-министра Саддама.
Мустафа Кафалы, заявивший, что многие произведения, принадлежащие османам и туркам, были найдены в библиотеках, а не в музеях Ирака, он говорит следующее о своих наблюдениях там: «В Национальной библиотеке в Багдаде были сотни рукописей сельджукского и османского периодов... Потому что Багдад был одним из важных центров Османского периода. Разграбление этих важных сооружений — это потеря не только для иракцев, но и для всего человечества».
Мустафа Кафалы вернулся в страну в 1977 году и сдал языковой экзамен по русскому языку в 1979 году [1]. Позже он защитил профессорскую диссертацию на тему «Чагатайское ханство» и получил звание профессора. По разным причинам Кафалы смог перейти на должность профессора только в 1982 году по решению Сената Стамбульского университета. В 1982 году он стал одним из преподавателей-основателей Университета Конья-Сельчук и имел возможность служить в своем родном городе, где он родился и вырос. Он занимал пост декана факультета естественных наук и литературы и директора Института социальных наук с 1983 года. В этот период, когда бремя военного режима 12 сентября тяжело повлияло на деятельность университета и ему пришлось покинуть Конью.
Мустафа Кафали начал работать профессором на кафедре общей истории Турции факультета языка, истории и географии Университета Анкары в январе 1984 года. В 1985 году он был назначен директором Института истории турецкой революции Университета Анкары. Вышел в отставку 1 августа 2001 года по собственному желанию. В настоящее время профессор доктор Мустафа Кафалы является членом Турецкого исторического общества и членом Консультативного совета Института изучения турецкой культуры. До конца жизни он продолжал преподавать магистратуру и докторантуру на кафедре общей истории Турции факультета языка, истории и географии Университета Анкары.
Работы. Прежде чем рассматривать работы профессора доктора Мустафы Кафалы, необходимо упомянуть процесс изменений, через который прошли его работы и статьи. Произошло ли это изменение с годами или после научной и интеллектуальной зрелости или трансформации профессора Кафалы? Работы профессора Кафалы, особенно в середине 1970-х годов, стали больше фокусироваться на интеллектуальном и, возможно, даже политическом содержании, в дополнение к его академическим работам, которые представляли собой в основном статьи, биографии и работы по истории Чагатайского ханства, которые он представил. в качестве докторской и доцентской диссертации. Хотя интеллектуальные труды профессора доктора Мустафы Кафалы приобрели известность, это не означает, что его личность как ученого была полностью отброшена. У него есть важные научные работы, которые он написал после этого.
В одной из своих интервью профессор доктор Мустафа Кафалы сказал: «Освещение истории эпохи естественным образом происходит с разъяснением всех видов документов. Поскольку документы неадекватны, возникают предположения и индивидуальные суждения, ведущие к спекуляциям».
Однако, помимо его личности как историка, результатом его понимания ответственности можно считать то, что он обладает знаниями и опытом в таких областях, как языки, литература, искусство и т. д., в той степени, в которой он является экспертом в этих областях. Хотя он скромно оценивал свой интерес к этим областям как хобби, он показал нам лучший пример интеллектуальной стороны историка, особенно в вопросах культуры и авторских статьях.
Мы можем разделить историографию профессора доктора Мустафы Кафалы и связанные с ней работы на три основные категории. Первый связан с областью его специализации, благодаря которой он сделал академическую карьеру. Центром притяжения здесь являются Золотая Орда и Чагатайское ханства, от Чингисхана до Тимуридов. Профессор доктор Мустафа Кафалы завоевал законное место во всем мире благодаря своим научным исследованиям. Юрий Бригель, например, в своей работе «История Хорезма» показал профессора доктора Мустафу Кафалы как учёного, правильно использовавшего источники Золотой Орды. В своих исследованиях профессор доктор Мустафа Кафалы пытался подчеркнуть тюркский характер государств, основанных Чингисханом и его потомками, с точки зрения политических, военных и культурных аспектов, а не отталкиваясь от того, были ли они тюркскими или монгольскими по происхождению. Таким образом, он осуществил синтез идей своих учителей Зеки Велиди Тогана и Ибрагима Кафесоглу по этому вопросу.
Вторая группа работ профессора доктора Мустафы Кафалы состоит из исследований, связанных с концепцией родины, тюркской географией и тюркским миром. Тюркификация Анатолии занимает особое место в исследованиях профессора доктора Мустафы Кафалы в рамках концепции родины. С завоеванием Анатолии начался новый период в тюркской истории, и это событие имеет большое значение для западных тюрков по своим результатам. По этой причине профессор доктор Мустафа Кафалы не только подробно описал этапы тюркизации Анатолии в своих исследованиях, но и провел научные исследования, направленные на ее раскрытие в свете источников того периода. Магистерские и докторские диссертации были подготовлены путем изучения истории анатолийских тюркских городов на основе этих исследований, подкрепленных земельными реестрами 16-го века, записями Кади 17–19 веков и, наконец, архивными документами периода национальной борьбы.
Помимо всего тюркского мира, политическая ситуация и культурные проблемы Сирии, Ирака, Азербайджана и балканских турок занимают особое место в историографии профессора доктора Мустафы Кафалы. Как и в случае с Анатолией, процесс изучения географических, политических и культурных аспектов родины был рассмотрен шаг за шагом, и эти исследования оказались эффективными в возрождении национальной чувствительности как в Турции, так и за рубежом. Третья категория работ профессора доктора Мустафы Кафали включает исследования, связанные с турецкой культурой, и его авторские статьи в этой области.
Несомненно, привязанность профессора доктора Мустафы Кафалы к национальным и духовным ценностям исходит из его семьи. Его отец Мехмед Саид, являлся патриотом и продемонстрировал это тем, что взял имя Эртугрул в конституционный период, также он принимал участие в национальной борьбе и проявлял большой интерес к истории. После инцидента 1944 года знакомство его сына с работой Атсыза станет важной остановкой в борьбе, которой профессор доктор Мустафа Кафалы посвятил всю свою жизнь. Его интеллектуальная и идеологическая жизнь, следующая линии турецкого национализма и тюркизма, началась с Ассоциации турецких националистов, возглавляемой Саитом Бильгичем в 1950 году, и продолжилась Ассоциацией турецкого языка и продолжалась и после того, как он поступил в университет. Наконец, он встретился с Ацызом в 1960 году, и их научные и интеллектуальные отношения продолжались до смерти Ацыза.
Чтобы быть хорошим историком, необходимо быть также хорошим лингвистом, литературоведом, географом и фольклористом. Мустафа Кафалы обладал всеми этими качествами. Мустафа Кафалы хорошо знал Бозлаги Центральной Анатолии, хойраты Киркука, песни фольклора Черного моря, Кавказа и Крыма, а также Токатского региона.
Профессор доктор Мустафа Кафалы внес большой вклад в турецкую историографию своими исследованиями турецкой истории и культуры, а также ценными работами, появившимися на их основе. Он также передал свои знания молодым людям на курсах, которые преподавал в различных университетах. Обычно он писал статьи в националистически-тюркистских журналах. Его способность писать о каждом аспекте турецкой истории показывает широту его области исследований. Если оценивать его как историка, можно увидеть, что профессор доктор Мустафа Кафалы подчеркивает важность образования и подчеркивает, что принципы историографии должны быть основаны на методе и исследовании с учетом национальных элементов. Видно, что профессор доктор Мустафа Кафалы оценивает турецкую историю только с точки зрения тюркской идентичности, без каких-либо политических мотивов.
В своих трудах он выразил, что турки с древних времен верны своим традициям, беря их с собой куда бы они ни пошли, даже в государства, которые они создают, и поэтому они не отделились друг от друга. Кроме того, в своих работах он подчеркивает важность языка в сохранении единства тюрков. Еще одним важным аспектом, который не следует упускать из виду в работе профессора доктора Мустафы Кафалы, являются «живые работы», которые он создал, обучая и направляя своих студентов и ассистентов, и которые он считает, пожалуй, своим самым важным вкладом в турецкий академический мир.
Книги
«Чагатайское ханство»
Другой важной работой профессора доктора Мустафы Кафалы является книга под названием «Чагатайское ханство», состоящая из двух основных разделов и в общей сложности, состоящей из 156 страниц. Работа представляет собой исследование, дающее оценку жизни ханов, принявших управление государством в период от основания Чагатайского ханства до распада, и тех, кто был краеугольным камнем событий, происходивших в эти периоды. В целом, книга написана для того, чтобы иметь возможность рассказать молодежи об условиях и трудностях создания Чагатайского ханства и внести небольшой вклад в работу исследователей. На первый взгляд, работа кажется хрестоматийной по тематике. Однако при рассмотрении в общих чертах становится понятно, что это работа, выходящая за рамки учебника, с точки зрения предметов, которым она посвящена, и информации, которую она предоставляет по этим предметам.
Профессор доктор Мустафа Кафалы использует следующие предложения, чтобы выразить причину написания своей книги под названием «Чагатайское ханство и его значение для истории Турции»: «Недостаток научной жизни и литературы в период Чагатайского ханства аналогичен с точки зрения историографии. За исключением Мюльхакату, которую Джемаль Карши написал в 1303 году при поддержке кашгарских учёных, то других работ на тему Чагатайского ханства не существует.
По этой причине современные историки, писавшие о трёх других народах, не очень склонны писать о Чагатайском ханстве из-за скудности источников. Начиная с Дегиня в середине восемнадцатого века и продолжая д'Оссоном и Йозефом фон Хаммер-Пургсталем к середине девятнадцатого века, оставляя разрозненные сведения, упоминая при этом историю чагатай, как нацию в своих произведениях, которые они писали о других народах из-за этих невозможностей, специалисты в этой области в конце девятнадцатого века, такие как Генри Ховорт, и в первой половине двадцатого века, такие как Бертольд Спулер и Зеки Велиди Тоган.
Та же ситуация и с работой Рене Груссе, которая представляет собой хорошую компиляцию. Позднее В. Бартольд начал добавлять раздел на эту тему в свой труд «Туркестан», но не смог его завершить, так как прожил недостаточно долго. Несмотря на то, что работа, посвященная этой теме, потребовала многих лет, чтобы представить проблемы важного периода для истории тюрков, она до сих пор не изучена достаточно [2].
Книга профессора доктора Мустафы Кафалы под названием «Чагатайское ханство» состоит из двух основных разделов. Прежде чем приступить к первому разделу, Мустафа Кафалы сначала обсуждает источники, которые он использовал при написании книги. Под заголовками «Истории», «Генеалогии», «Книги о путешествиях и географии» и «Мескукат» дается подробная информация об источниках, использованных при создании произведения, что дает нам информацию о том, как формировалась книга.
Название «Истории» относится ко всем видам исторических работ, написанных в официальном, общем, частном стиле или стиле повествования о событиях. Первое из них представляет собой официальную работу, написанную на монгольском языке. Эта история, которая является наиболее оригинальным источником монгольской династии и традиций, — это «Мангхол-ун Нюка Топчиан», написанная во время последнего курултая, проведенного ханом Угэдай в 1240 году. Второй источник — «Всеобщая персидская история», содержащая события до 1260 года. Автором данного произведения, названного Тарих-и Чехан-гюша, является Алаеддин Ата Мелик-и Кувейни, государственный деятель, служивший в Ильханстве.
В первом разделе книги; во-первых, включены сведения об устройстве Чагатайского улуса. Затем в нем обсуждаются государственная организация, военная организация, финансовые вопросы, судебные вопросы, почтовые дела и управление городами, представляя читателям важную информацию о социальной, экономической, административной и культурной жизни Чагатайского ханства.
Во втором разделе книги профессора доктора Мустафы Кафалы под названием «Чагатайское ханство»; начиная с основателя и первого правителя государства Чагатай-хана, читателям предоставляются сведения о жизни всех ханов, правивших в Чагатайском ханстве, и политическом, административном, экономическом и культурном положении государства в этот период.
Имена ханов и периоды их правления в Чагатайском ханстве, составляющие подзаголовки второго раздела книги, следующие:
– Чагатай-хан (1227–1242)
– Кара Хулагу Хан (1242–1246)
– Есун Мункэ-хан (1246–1251)
– Органа Хатун (1251–1261)
– Алгу-хан (1261–1266)
– Мубарак Шах Хан (1266 г.)
– Барак Хан (1266–1271)
– Негубей-хан (1271–1274)
– Бука-Тимур-хан (1274–1277)
– Дува Хан (1277–1307)
– Кончек-хан (1307–1308)
– Талику-хан (1308–1309)
– Ильяс Ходжа (1309–1319)
– Кебек-хан (1319–1326)
– Ильчигедей-хан (1326)
– Аладдин Тармаширин-хан (1328–1355)
В заключительном разделе книги под названием «Упадок ханства» даются сведения о процессе распада Чагатайского ханства и об административных, политических и экономических факторах, повлиявших на этот процесс.
«Завоевание и тюркизация Анатолии»
Книга под названием «Завоевание и тюркизация Анатолии», являющаяся одной из самых важных работ профессора доктора Мустафы Кафалы, состоит из трех разделов и состоит из 124 страниц. Каждый из этих трех разделов состоит из нескольких заголовков внутри себя. В 21 веке западный мир начал новый крестовый поход против турок; наряду с пропагандой того, что Анатолия — не место для турок и что они должны вернуться на свою родину в Туркестан, усиливается деятельность, направленная на разделение Турции и турецкой нации. В это время сочинения и речи профессора доктора Мустафы Кафалы, одного из величайших мастеров турецкой истории, о тюркизации и концепции родины в Анатолии были собраны воедино и опубликованы в виде книги «Завоевание и тюркификация Анатолии» издательства «Берикан».
Если говорить о содержании книги «Завоевание и тюркизация Анатолии», то в этой книге отражено историческое и культурное прошлое анатолийских земель, за которые боролись и проливали кровь на протяжении тысячелетий, где было создано множество государств и жили многие нации, которыми жаждали обладать все великие правители в истории.
Говоря о характеристиках анатолийских земель в книге, поясняется, что эти земли никогда не охватывали ни одну нацию, в том числе тюрок, и что в течение последних двухсот лет шла открытая и тайная борьба за удаление турок с этих земель.
Анатолия была известна тюркам с древних времен. Тюркские гунны проникли в Анатолию различными путями и дошли до Сирии и Ирака. За последние пять столетий, особенно из-за турецких поселений в Восточной Анатолии и Азербайджане, они дали тюркские имена каждому месту. Эти земли стали жизнью, любовью, матерью и родиной тюрков. Турки прошли тысячи километров от места своего рождения, чтобы прийти сюда и сделали эту местность своей родиной [3]. Они пролили пот и кровь за эту страну и заплатили высшие жертвы, которые ничем нельзя измерить. Турецкий народ не пролил столько крови ни за какую землю, как за Анатолию за свою 5000-летнюю историю. Они поставили свою печать на каждый камень и угол и сделали ее турецкой, назвав ее Турцией, пишет Мустафа Кафалы в своих работах.
Профессор доктор Мустафа Кафалы составил эту книгу на основе симпозиумов, которые он посещал в разное время, статей, которые он опубликовал, и своих сочинений в различных журналах и газетах.
Первый раздел состоит из восьми подзаголовков под основным названием «Родина Турции». Подзаголовки, составляющие первый раздел, и их источники следующие:
– Родина-Государство-Нация, журнал «Yeni Düşünce», выпуск 7, 15 сентября 1981 г.
– Прародина турков «Симпозиум по истории турецких государств, Университет Анкары, 1987 г., Труды, Том I, Анкара, 1987 г., стр. 1–2».
– Завоевание и тюркификация Анатолии «Турки, Том VI, стр. 77–193, Yeni Türkiye Publications, Анкара, 2002 г».
– Завоевание Анатолии и битва при Малазгирте
– Турецкое население в Анатолии «Турецкое население и культурная структура в Анатолии на протяжении всей истории, Турецкие общества, Лекции, Публикации на родине Турции, Анкара, 1995»
– Великое завоевание «Журнал Yeni Düşünce, выпуск 34, 28 мая 1982 г».
– Турецкая идентичность в Черноморском регионе «Симпозиум по истории Трабзона, 6–8 ноября 1998 г., материалы, Трабзон, 1999 г».
– Справедливость — основа государства» Журнал «Yeni Düşünce», номер 8, 1 октября 1981 г.
Второй раздел состоит из двух подзаголовков под основным названием «Турецкое государство». Подзаголовки, составляющие второй раздел, и их источники следующие».
Государство в турках» «Деревня Адана Союз YSE-İŞ, Семинар «Текущие проблемы Турции в свете Ататюрка», Адана, 1981 г., Праздник национальной культуры в Адане», Турецкий литературный журнал, выпуск 90, апрель 1981 г».
– Концепция нации и исторического сознания «Журнал «Диянет», № 45, август 2003 г».
Третий раздел состоит из пяти подзаголовков под основным названием «Турецкая культура». Подзаголовки, составляющие третий раздел, и их источники следующие:
– Что такое национальная культура? «Журнал Yeni Düşünce, выпуск 7, 5 ноября 1982 г».
– Важность национальной культуры в развитии «Журнал Yeni Düşünce, выпуск 66, 7 января 1983 г».
– Навруз и календарь в турецкой культуре «Публикация Высшего учреждения культуры, языка и истории Ататюрка Культурного центра Ататюрка, выпуск 100, серия материалов конгресса и симпозиума, выпуск 5, Анкара, 20–22 марта 1995 г».
– Цвета в турецкой культуре «Завоевание и тюркификация Анатолии, Образы из серии 30 турецкой культуры, Публикации президента Культурного центра Ататюрка, Анкара, 1997, стр. 19–25»
– Тюрки и религия «Газета «Хергюн», 10 ноября 1979 г».
«Статьи»
Книга профессора доктора Мустафы Кафалы под названием «Статьи» была подготовлена к публикации профессором доктором Семихом Ялчином и доцентом профессором доктором Сулейманом Озбеком. Книга состоит из 542 страниц, которая включает статьи, относящиеся к его специализации, статьи из энциклопедии и три основных раздела под названием «Тюркский мир».
Проф. д-р Семих Ялчин и доц. Профессор доктор Сулейман Озбек, подготовивший эту книгу к публикации, и описывают свои цели следующим образом:
Эта работа была подготовлена для того, чтобы объединить статьи, написанные профессором доктором Мустафой Кафалы, который за свою сорокалетнюю академическую карьеру обучил множество студентов, и предложить их исследователям. Книга состоит из трех основных разделов. В первый раздел вошли семнадцать статей, опубликованных профессором доктором Мустафой Кафалы в разное время, связанных с его специализацией. Названия этих семнадцати статей следующие:
– Политическая роль и значение племен и кланов в улусе Джучи
– Улусы Дест-и Кипчак и Джучи
– Династия Шибан и Узбекский улус
– Династия Джучи и ее ветви
– Улус Джучи и ханства Золотой Орды (Алтын-Орда), Голубой Орды (Гек-Орда)
– Золотая Орда (Алтын-Орда) Ханство
– Чагатайское ханство
– Библиографическая критика истории Золотой Орды (Алтын-Орда)
– Завоевание и тюркизация Анатолии
– Навруз и календарь в турецкой культуре
– Цвета в турецкой культуре
– Проблема терминологии в истории Турции
– Государство, Родина и Нация
– Концепция нации и исторического сознания
– Оценка Divanü Lügat'it Türk как источника по географии.
– История в рассказах Омера Сейфеттина
– Турки и религия
Во втором разделе книги есть статьи, написанные профессором доктором Мустафой Кафалы в таких энциклопедиях, как Малая турецкая исламская энциклопедия, Исламская энциклопедия Фонда Диянет и т. д. Записи в энциклопедии следующие:
– Бахчесарай (Bağce Saray)
– Баку
– Балаклава (Баликлава)
– Балхаш (Балхаш)
– Бараба
– Барак Хан, Золотоордынский (Алтын Орда) хан (1425–1427)
– Барак-хан, Чагатай-хан (1266–1271)
– Хан Бату (ум. 653/1256)
– Чингисхан (1206–1227)
– Джучи Хан (ум. 624/1227)
– Абу аль-Гази Бахадур-хан, Узбек-хан (1642–1663)
– Тамерлан
– Тохтамыш.
Статьи 2
Книга профессора доктора Мустафы Кафалы под названием «Статьи 2» была подготовлена к публикации профессором доктором Семихом Ялчином и доц. профессором доктором Сулейманом Озбеком. Книга состоит из четырех основных разделов, включающая биографии, выступления на различных научных мероприятиях, беседы и интервью, а также интеллектуальные и политические сочинения, общим объемом 507 страниц.
Первый раздел книги содержит биографии выдающихся научных деятелей и исторических личностей. Эти биографии включают следующих людей:
– Профессор доктор Осман Туран (Мюмтаз Сима из Трабзона)
– Профессор доктор Ибрагим Кафесоглу
– Фарук Кадри Тимурташ (Семьсот лет цепочки добродетели)
– Дюндар ТАШЕР
– Издательское дело и журналистика Исмаила Гаспирали
– Мерзифонлу Кара Мустафа Паша
– Эпоха и окружающая среда Физули
– Вани Мехмед Эфенди (выдающийся деятель турецко-исламской мысли)
– Эпоха и окружение Ахмета Есеви
– Историки Туркестана
Второй раздел книги содержит выступления профессора доктора Мустафы Кафалы на различных научных мероприятиях в разное время. Если перечислить эти выступления по названиям, то они будут следующими:
– Прародина тюрков
– Золотая Орда (Алтын Орда) Ханство
– Чагатайское ханство
– Государство по-тюркски
– Место Диярбакыра в истории Турции
– Гиресун и Черное море в истории Турции
– Место Гектюрков в истории Турции
– Важность Кахраманмараша для Анатолии
– Предки и Ахилик Османа Гази
– Турецкое население в Анатолии
– Место Афьонкарахисара в исторической структуре
– Трабзон в истории Турции
– Турецкая идентичность в Черном море
– Трабзон в истории
– Место турецких обществ в нашей новейшей истории
– Турецкий спорт в истории.
Третий раздел книги содержит беседы и интервью, данные профессором доктором Мустафой Кафалы из журналов и телевизионных программ, таких как «Турецкий литературный журнал», «Konevî Journal», «Gündem Programme», «Gönül Dağı Program» и т. д. Беседы и интервью, включенные в этот раздел книги такие:
– Попытка осудить турецкий национализм 3 мая
– Интервью об империализме и национальной культуре относительно завоевания Стамбула
– Исторические дебаты
– Культура разговора на турках
– Тюркский мир и тюркские племена
– Народные песни в турецкой культуре
Четвертый раздел книги состоит из интеллектуальных и политических сочинений профессора доктора Мустафы Кафалы из различных выпусков журнала Yeni Düşünce Journal. Эти интеллектуальные и политические произведения:
– Турецкая Республика Северного Кипра
– Турецкие киприоты и греческая пропаганда
– Результаты выборов на Кипре и в Турции
– Утопия и реальность
– Турция и Греция
– Турки Западной Фракии и Греция
– Западная Фракия и турецкие земли
– Кто турок, кто грек?
– Реакция на искажения
– Давайте не будем забывать наших афганских братьев
– Туркестан и Китай
– Туркестан и Советский Союз
– Линия Судьбы
– Судьба турка и бесконечная миграция
– Иракские турки
– Праздник и черный день
– Сегодня нет порабощенных народов, есть только порабощенные турки.
– Наши соотечественники и наши чувства
– События в мировой политике и Турции
– Чего они хотят?
– Пропаганда и правда
– НАТО и Свободная Европа
– Изменение советской политики?
– Неизменный метод коммунистов
– Тюркский мир и коммунизм
– Банкротство коммунизма
– Чего хочет польский народ?
– События в Польше
– Уродливая политика и уродливая Британия
– За кулисами палестинского дела
– Игры, сыгранные в Ливане
– Текущая ситуация в Ливане
– Пусть человечеству будет стыдно.
– Проблема Боснии и Герцеговины
– АСАЛА и ее убийства
– Нерешенные проблемы
– 300-летие поражения
– 26 августа
– Великое завоевание
– Родина, Государство, Нация
– Что такое национальная культура?
– Важность национальной культуры в развитии
– Образование должно быть национальным
– Чтение книг
– Греческая история преподается с тривиальными деталями
– Национальные основы внешней политики Турции
– О национальных дворцах и фондах
– Ради туризма
– Проблема народонаселения
– Справедливость — основа государства.
– Призыв к серьезности
– Ошибки
– О квалификации
– Стремление к трудностям
– Борьба за добродетель
– Каждая нация находит то, что заслуживает
– Терпение
– Великий и безумец
– Рассказывание историй
– Затянуть ремень или удушить шею?
– Что происходит в Эрзуруме?
– Язык новой Конституции
– Новая Конституция и единство властей
– Ожидания от новой Конституции
– Призыв к турецким националистам (Открытое письмо)
За свою академическую карьеру профессор доктор Мустафа Кафалы написал множество статей и работ. Ниже мы постарались перечислить тридцать таких из них.
– «Критика в библиографии по истории Золотой Орды», Турецкая культура, выпуск 11, Анкара, 1962.
– «Династия Кучи и ее ветви», Журнал Института истории, выпуск 1, Стамбул, 1970, стр. 103–120.
– «Люди Кучи, Ак-Орда и Гек-Орда», Исторический журнал, выпуск 24, Стамбул, 1970, стр. 59–68.
– «Дешти Кыпчак и народ Кучи», Исторический журнал, выпуск 25, Стамбул, 1971, стр. 179–188.
– «Политическая роль и значение провинций и племен среди народа Кучи», Журнал Института истории, выпуск 2, Стамбул, 1971, стр. 99–110.
– «Династия Шибан Хан и узбекский народ», Мемориальная книга Атсыза, Стамбул, 1976 г.
– «О терминах Ак-Орда и Гек-Орда», II. Международный тюркологический конгресс, Стамбул, октябрь 1972 г.
– Симпозиум «Золотая Орда» по турецким государствам в истории, Анкара, 20–25 мая 1985 г., Том. 2, Анкара, 1987, стр. 569–571.
– «Записки по истории Золотой Орды», II. Международный тюркологический конгресс, Стамбул, 5 октября 1976 г.
– «Родина тюрков», Симпозиум по истории турецких государств, Анкара, 20–25 мая 1985 г., Том. 1, Анкара, 1987, стр. 1–3.
– «Мировой тюркизм и пленные турки», журнал Töre, выпуск 9, 1979 г.
– «Турки на Земле», Отюкен, 126/74.
– «Азербайджан и азербайджанские тюрки», журнал «Азербайджан», 25 (217), 1976 г.; Журнал Töre, 16 апреля, 1977 г.
– «Турки Киркука», журнал Töre, 17 апреля, 1972 г.
– «Турки Сирии», журнал Töre, 23 мая, 1973.
– «Турки Киркука: сегодня и недавнее прошлое», Милли Ишик, 4/43, 1990.
– «Тюркификация Анатолии», Милли Ишик, 22 февраля, 1969.
– «Неделя пленных народов и пленных турок», «Коневи», выпуск 10 (июль), 1983 г.
– «Формирование турецкой родины в Анатолии», Симпозиум, посвященный 900-летию завоевания Харпута, Элязыг, 1985 г.
– «Место Черного моря в истории Турции», Конгресс по истории Черного моря, Самсун, 1986 г.
– «Проблема терминологии в истории Турции», Исследования турецкой культуры (Памяти Ибрагима Кафесоглу), Анкара, 1985, стр. 341–347.
– «Классификация турецкого языка с точки зрения историка», III. Международный тюркологический конгресс, Стамбул, сентябрь 1979 г»..
– «Невруз и календарь в турецкой культуре», 1-й фестиваль Навруз в тюркском мире, AKM Publications, Анкара, 1995.
– «Цвета в турецкой культуре», Материалы 2-го фестиваля Навруз в тюркском мире, AKM Publications, Анкара, 1996.
– «Издательство и журналистика Исмаила Гаспринского», Турецкая культура, выпуск 29 (1991), стр. 337–338.
– «Место турецких обществ в нашей новейшей истории», Turkish Homeland, vol. 8 (февраль 1987 г.), с. 9.
– «История в рассказах Омера Сейфеттина», Турецкая литература, 1980, выпуск 86.
– «Происхождение Осман-бея и Ахилика», Труды Балы Шейха (1999).
– «Условия, которые подготовили турецкую революцию, и принципы Ататюрка, революции и структура мышления Ататюрка», Ориентационный семинар «Принципы Ататюрка и история революции», 37 марта 1986 г.
– «Учебная программа «Принципы Ататюрка и история революции», ориентационный семинар «Принципы Ататюрка и история революции», 3–7 марта 1986 г.
Энциклопедические статьи:
– «Тимур», Энциклопедия Ислама (ЭИ), Стамбул, 1973, Том. 12/1, стр. 336–346.
– «Токтамыш», Э. И. Том. 12/1, Стамбул, 1973, стр. 412–420.
– «Бахчесарай», Малая турецко-исламская энциклопедия, Стамбул, 1981, Том. 4.
– «Баку», Малая Турецко-Исламская Энциклопедия, Стамбул 1981, Том. 4, стр. 299–300.
– «Балаклава», Малая Турецко-Исламская Энциклопедия, Стамбул 1981, Том. 4, стр. 303–304.
– «Балкаш», Малая Турецко-Исламская Энциклопедия, Стамбул 1981, Том. 4, стр. 307–308.
– «Бараба», Малая турецко-исламская энциклопедия, Стамбул 1981, Том. 4, стр. 314–315.
– «Абдулгани аль-Курайми», Большая исламская энциклопедия, 1982.
– «Абд ар-Раззак ас-Самарканди», Большая исламская энциклопедия, 1982.
– «Алмыш Хан», Большая исламская энциклопедия, 1982.
– «Золотоордынское ханство», Большая исламская энциклопедия, 1982.
– «Бараба», ТДВ, вып. 5, стр. 60–61.
– «Барак-хан» (Чагатай-хан), ТДВ, т. 5, стр. 63–64.
– «Барак-хан» (Золотоордынский хан), ТДВ, т. 5, с. 64.
– «Баты Хан», ТДВ, т. 5, стр. 208–210.
– «Чингисхан», ТДВ, т. 7.
– «Кучи», ТДВ, вып. 8.
– «Эбагази Бахадир Хан», TDV, том. 10, Стамбул 1994».
«Профессор доктор Мустафа Кафалы выделяется среди многих ученых своего времени своими идеями и, что более важно, способом их выражения. Его интеллектуальные труды, такие как работы, которые были упомянуты выше, могут создать впечатление, что его национализм слишком заметен и что ученый, возможно, не должен присутствовать в местах, которые могут оказать влияние на национальную политику. Однако одним из основных принципов историографии является оценка событий, принимая во внимание время и условия, в которых они произошли. Исходя из этого, профессор доктор Мустафа Кафалы не мог оставаться вне общей атмосферы этого периода и, в некотором смысле, выполнял требования условий. Как националистический интеллектуал и мыслитель того периода, когда страна сталкивалась с различными угрозами и опасностями, он делал то, что было необходимо, и определял свою позицию.
Хотя идеи профессора доктора Мустафы Кафалы в первую очередь связаны с Турцией, они выходят за пределы Турции и охватывают весь тюркский мир. Работы, являются важнейшим свидетельством этого. Профессор Мустафа Кафалы занимает особое место благодаря своим статьям, опубликованным в различных изданиях среди видных националистических интеллектуалов и мыслителей своего времени. Если рассмотреть его интеллектуальные труды, можно сказать, что он был ученым, нацией и мыслителем, который пролил свет на национальную историю и внес большой вклад в национальное турецкое сознание.
Как можно заметить по его работам, где он выражал свои идеи, профессор доктор Мустафа Кафалы не только раскрыл суть проблемы, но и перечислил решения. Что является главной заслугой и вкладом Мустафы Кафалы в турецкую историографию.
Литература:
- Kafalı M., Altın-Orda A. O. H. D. Hanlığı (1227–1360) //Habilitasyon Tezi, İstanbul. — 1972.
- Mogollarin Gizli Tarihi, Ahmed Temir tere., Ankara 1948, s. 169.
- R. Grousset, Cuei Han'in Dogu Dest-i Kipçak'da kaligin istiklälini ilän etmek isteyigine yorumlamaktadir (L'Empire des Steppes, Paris 1960, s. 309). Fakat kaynaklarda bu hususu destelleyen berhangi bir ifadeye rastlanamaktadir.
- Tiesenhausen, Altinordu Deulett Tarihine Àit Metinler, I. H. Izmirlitere., istanbul 1941, s. 55.
- Kadi Ahmed Gaffäri, Tarih-t Cihan-ara, Mücteba Minovi agr., Tahran,1942 в. 208–205.
- Mu'inüddin Natanzi, Tärih-i Ma'int, Jean Aubin ngr., Tahran 1957 s. 81.
- B. Spuler, Die Goldene Horde, Die Mongolen in Russland (1223–1502), Wiesbaden 1955, s. 25.
- R. Grousset, l'Empire des Steppes, s. 468–470.
[1] Статья подготовлена в рамках реализации проекта грантового финансирования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан ИРН АР13268967 «Современная турецкая историография изучения Золотой орды».