Работа посвящена проблеме влияния моды на социальное поведение студентов. Раскрываются особенности отношения к моде у студентов с различными типами поведенческой активности.
Ключевые слова: отношение к моде, поведенческая активность, студенты вуза.
Мода имеет огромное социокультурное значение и оказывает влияние на различные слои населения. Особенно актуальна мода в студенческой среде. В самом широком смысле мода определяется как существующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение к внешним формам культуры. В принципе социум предопределяет культуру индивидуума, а уже тот, в зависимости от уровня развития, выбирает модную форму одежды, предметов или стиль поведения [1; 2; 3].
Значимый вклад в изучение влияния моды на социальное поведение внесли такие авторы, как Н. Г. Артемцева, Т. Н. Грекова, А. О. Сороколетова, О. Н. Филатова, А. Хаустова, О. В. Чурсина и др.
Нами было проведено психологическое исследование, целью которого было выявление отношения к моде у студентов с разным типом поведенческой активности.
Для достижения цели использовались следующие методики исследования: диагностическая методика «Тип поведенческой активности» (Л. И. Вассермана и Н. В. Гуменюка), анкета «Исследование отношения к моде». Исследование проводилось в НИУ «БелГУ» г. Белгорода, в нем приняли участие студенты 2 курса в количестве 50 человек.
Приступим к обсуждению полученных результатов эмпирического исследования. Для изучения особенностей типа поведенческой активности и образа жизни студентов была использована диагностическая методика «Тип поведенческой активности» Л. В. Вассермана и Н. В. Гуменюка (рис. 1).
Рис. 1. Распределение студентов по типу поведенческой активности студентов (%)
Из полученных данных видно, что у большинства студентов (62 %) выявляется промежуточный (переходный) тип поведенческой активности (АБ). Этот тип характеризуется активностью, эффективностью, различными интересами, умеют четко соразмерить свою активность, тяжелую работу с разнообразными занятиями и организованным отдыхом, они не проявляют явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах они уверенно принимают на себя роль лидера; характеризуются эмоциональной стабильностью и предсказуемостью в поведении, относительной устойчивостью к действию стрессовых факторов, хорошей приспособляемостью к различным видам деятельности. У 22 % диагностируется тип поведенческой активности А1 (тенденция к поведенческой активности), такие студенты активны, деловиты, напористы, целеустремлены, постностью увлечены работой. Умеют четко выбирать основное направление деятельности; отличаются особенностью в короткий срок принимать решения; стремятся быть успешными, им интересна роль лидера; как правило, характерна эмоционально насыщенная жизнь; чувствительны к оценкам их деятельности со стороны окружающих; чаще всего в стрессовых ситуациях настроение и поведение нестабильно; постоянно стремятся улучшить результаты проделанной работы, своими достижениями неполностью удовлетворены; стремление к конкурентоспособности, но без амбициозности и агрессивности; в обстоятельствах, препятствующих осуществлению планов, легко возникает беспокойство, уровень личного контроля снижается, но преодолевается силой воли. Часто у таких студентов совершенно не хватает времени для отдыха и развлечений. 16 % составляют студенты с типом поведенческой активности Б1 (склонность к поведенческой пассивности), для них характерна осторожность, рациональность, предпочитают остаться в тени. Тип поведенческой активности А (выраженная активность) и Б (выраженная пассивность) в данной отсутствуют.
Рассмотрим результаты модных предпочтений студентов с различным типом поведенческой активности.
Модные предпочтения и отношение к моде студентов с разными типами поведенческой активности распределились следующим образом.
Мнения студентов с типом поведенческой активности АБ разделились: 58 % считают, что мода оказывает большое влияние на жизнь современного человека, для них важно следовать современным модным тенденциям, большая половина опрошенных огорчается услышав плохой отзыв об их гардеробе, а остальные 42 % утверждают, что мода оказывает незначительное влияние на их жизнь, они имеют ограниченное представление о моде, ссылаясь только на одежду.
Студенты с типом поведенческой активности А1 (100 %) считают, что мода является неотъемлемой частью их жизни. Они по возможности следят за модными тенденциями и стараются им следовать, что свидетельствует о скрытом желании быть более популярными. Для них свойственно покупать вещи только потому, что они вошли в моду
Мнения студентов с типом поведенческой активности Б1 разделилось: 25 % респондентов утверждают, что мода оказывает на них большое влияние, они смело экспериментируют со своей внешностью, следуя современным модным тенденциям, а другие 75 % респондентов утверждают, что мода вообще никаким образом не влияет как на их жизнь, они покупают и носят ту одежду, которая им самим нравится.
Для выявления отношения к моде у студентов с разным типом социальной активности был применен критерий Краскела — Уоллиса (таблица 1).
Таблица 1
Выраженность показателей отношения к моде у студентов с разным типом социальной активности (ср. б.)
Показатель |
Типы социальной активности |
Н эмп |
||
АБ |
А1 |
Б1 |
||
Отношение к моде |
8 |
10 |
5 |
0,3679 ** |
Примечание: *- p≤0.05; **- p≤0,01
Из таблицы 1 видно, что в большей степени следуют модным тенденциям студенты с А1 типом социальной активности, т. е. имеющие тенденцию к социальной активности (Н эмп = 0,3679, p≤0,01).
Таким образом, исследование показало, что в большей степени следуют модным тенденциям активные, деловитые, напористые, целеустремленные и увлеченные работой студенты.
Литература:
- Абромоскина, Я. В. Аспекты взаимосвязи показателей экстраверсии и нейротизма и отношения к моде студентов социально-гуманитарного профиля [Текст] / Я. В. Абромоскина // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер 2022). — 2022. — С. 4–7.
- Лавриненкова, Е. В. Отношение студентов к моде [Текст] / Е. В. Лавриненкова // Исследования молодежи — экономике, производству, образованию XI Всероссийская молодежная научно-практическая конференция (дистанционно-заочная): сборник материалов. — 2020. — С. 34–35.
- Макарян, М. Е. Социальная адаптация студентов в свете их отношения к моде [Текст] / М. Е. Макарян, В. В. Тимохин // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер 2023). — 2023. — С. 161–165.