В данной научной статье рассматривается вопрос формирования познавательного речевого компонента на этапах психофизического созревания ребенка, условия его формирования, составляющие познавательной речевой компетенции и важность овладения данным компонентом для жизни человека в целом.
Ключевые слова: речь, познавательная компетенция, познавательный речевой компонент.
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что изучение развития познавательного речевого компонента является важной темой научных исследований. Познавательная компетенция речи, как и уровень сформированности познавательного компонента в целом является важнейшей компетенцией в жизни человека. Без овладения ей будет невозможно не только дальнейшее обучение ребенка на этапе формирования его психических функций и личностных качеств согласно возрастной норме, но и процесс усвоения новых знаний на житейском обыденном уровне, так как познавательная компетенция — процесс осознанный и целенаправленный. Знания об окружающем мире человек усваивает, по большей части, посредством речи. Отсюда следует, что овладение познавательной речевой компетенцией является необходимым условием для личностного развития.
Научная новизна исследования заключается втом, чтоизучение литературы по данной тематике позволило более глубоко и обширно определить необходимость развития познавательного речевого компонента на этапах становления личности ребенка. Цель исследования — теоретически описать процесс формирования познавательного речевого компонента и его влияние на жизнедеятельность человека. Объект — развитие познавательного компонента речи.
Обзор литературы и научных работ по теме исследования
При написании исследовательской работы по данной теме использовались работы таких авторов, как: С. Е. Мухина, П. Я. Гальперин, Р. Е. Левина, А. Н. Никашина, Я. С. Елецкова, А. Ю. Журавлева, И. В. Иванова.
Основная часть
Мышление, речь, коммуникация — взаимосвязанные компоненты, которые формируются во взаимной зависимости друг от друга на каждом возрастном этапе развития ребенка. Они влияют также и на развитие познавательной компетенции.
Познавательная компетенция — умение обобщать, синтезировать и использовать накопленные в процессе жизнедеятельности знания, в зависимости от ситуации. Также она проявляется в желании эти знания расширять, носит целенаправленный осознанный характер, личностно мотивированна. Одним из важных факторов владения данной компетенцией является умение действовать и мыслить в неопределенной ситуации [1].
Познавательная компетенция включает в себя такие составляющие, как:
– познавательная активность;
– познавательная мотивация;
– самостоятельность;
– любознательность [1].
С. Е. Мухина понимает познавательную компетенцию, как самостоятельность в решении задач в процессе освоения образовательных программ в связке с развитием познавательных процессов — памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия [2].
На этапе раннего детства речь ребенка еще не сформирована, мозг не готов обрабатывать большое количество информации и формировать познавательную компетентность, действия несут еще не осознанный характер, ребенок на данном этапе еще не владеет целенаправленностью процессов и познавательной деятельности, она постигается больше на уровне чувственного восприятия.
В норме познавательная компетенция формируется в дошкольном возрасте. Ребенок начинает осознавать свои действия, умеет их планировать, у него появляется интерес к окружающему миру, к познанию этого мира, к общению. По психологическим характеристикам данного возрастного периода, ребенок сам по себе любопытен, активен. Желание пробовать что-то новое является неотъемлемой частью детства. Это может проявляться в повторении за действиями взрослых людей, проявлением интереса к их занятиям, а также в желании играть со сверстниками. Игра — основной вид деятельности, через который происходит усвоение социальных ролевых норм, приобретение различных навыков, обработка и запоминание новой информации, коммуникация. Эти простые на первый взгляд вещи оказывают влияние на формирование познавательной сферы ребенка.
Большое влияние на развитие познавательной компетенции ребенка оказывает его нахождение в дошкольном образовательном учреждении, где планомерно выстроена развивающая работа с детьми согласно рамкам их возрастного развития. На занятиях, которые проходят чаще всего в игровой форме педагогом моделируется ситуация, создается мотивация к решению данной ситуации, в которой ребенок может проявить себя.
Таким образом помимо процесса социализации ребенка в коллективе детского дошкольного учреждения, происходит еще и развитие его умственных способностей, осуществляется подготовка к овладению более сложными навыками, необходимыми ребенку для дальнейшего обучения уже в общеобразовательном учреждении.
Параллельно с развитием навыков и приобретением знаний формируется и речь ребенка, она становится более сложной и развернутой. Вся развивающая работа неразрывно связана с процессом развития всех компонентов речи. Важным фактором здесь будет понимание той самой речи.
Усвоение языка ребенком со всеми необходимыми навыками — лексико-грамматическими, синтаксическими, фонетико-фонематическими невозможно без понимания ребенком той самой речи и знания значения называемого предмета. Понимание значения слов развивается также постепенно, как расширяется жизненный опыт ребенка, от простого к сложному. При нормальном ходе психического развития, и овладения речью, ребенок понимает её. 4.
В период от 3 до 4 лет ребенок уже строит фразы, состоящие из 3–4 слов, использует прилагательные, числительные, местоимения, понимает значения предметов, к 5 годам уже точно знает предметы и их качества, овладевает навыком пересказа, речь приобретает развернутый характер, характерны проявления словотворчества, может составить высказывание из нескольких предложений, при этом не потеряв их последовательность и смысл. К 7 годам умеет пользоваться обобщающими понятиями, такими как «овощи», «животные» «мебель» и так далее, владеет абстрактными понятиями, начинает мыслить образами [6].
Познавательная компетенция речи на данном возрастном этапе развивается планомерно и параллельно вместе со всеми познавательными и речевыми навыками дошкольника.
Согласно теории П. Я. Гальперина, развитие познавательной компетенции происходит с помощью целенаправленного развития поэтапного формирования умственных действий. Данная теория разделяет изучаемое действие на две части — ориентировочную часть (понимание действия) и исполнительную. Положение теории предполагает не только совместную развивающую работу с ребенком, но и самостоятельную работу.
Этапы развития познавательной компетенции по П. Я. Гальперину:
1) «Научи» — ребенку наглядными действиями показывается выполнение задания, действия, алгоритм выполнения, для того, чтобы наглядный пример остался в памяти ребенка.
2) «Вместе» — совместное выполнение задания с ребенком, контроль и корректировка его действий.
3) «Твори» — самостоятельное выполнение задания ребенком, самостоятельные поиски путей решения задач [3].
Способы развития познавательного компонента речи:
– проговаривание вслух своих действий. Таким образом происходит формирование организационных способностей, планирования своих действий и их понимание, выстраивание и запоминание алгоритма выполнения задания;
– выработка ассоциаций какой-либо вещи или действия со словом, произносится название предмета с просьбой (например, педагог просит: «дай мне карандаш» и ребенок выполняет это действие, параллельно запоминая название предмета и сопоставляя с его свойствами), также на данном этапе необходимо указывать на предмет и просить ребенка назвать его;
– развитие познавательной компетенции через действие, когда ребенок не только проговаривает, но и самостоятельно выполняет задание и на собственном примере запоминает алгоритм его выполнения, свойства и функции [3].
При различных речевых отклонениях происходит также и замедленное развитие познавательной сферы. Р. Е. Левина и А. Н. Никашина отмечают, что речевое недоразвитие оказывает негативное влияние на все психические процессы. Появляется отставание развития от возрастной нормы, затрудненность в коммуникации, негативизм, затруднено понимание речи, отсутствует мотивация познавательной активности [5].
Выводы и дальнейшие перспективы исследования
Усвоение и владение познавательной речевой компетенциейиграет особую роль в процессе становления личности и личностного развития в целом.Важность изучения данной темы обусловлена необходимостью усвоения и владения данной компетенцией. Процесс и условия формирования познавательной речевой компетенции необходимо изучать при помощи современных научных методов для построения новых алгоритмов педагогической и логопедической работы по ее формированию.
Литература:
- Елецкова Я. С. Современные формы работы по формированию познавательной компетенции дошкольников / Я. С. Елецкова. — Текст: непосредственный // Международный образовательный портал. — 2021. –https://www.maam.ru/archive/publications/1286683 (дата обращения: 12.11.2024).
- Журавлева, А. Ю. Особенности познавательных и речевых компетенций детей старшего дошкольного возраста / А. Ю. Журавлева, Д. Е. Щипанова // Прикладная психология: материалы 7-й Всероссийской научно-практической конференции для практикующих психологов, молодых ученых и студентов / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург: РГППУ. — 2013. Текст: непосредственный — с. 7.
- Иванова И. В. Формирование элементарных основ познавательной компетенции у детей дошкольного возраста. / И. В. Иванова. — Сайт «Открытый урок». — Текст: электронный. — URL: https://urok-1sept-ru.turbopages.org/urok.1sept.ru/s/articles/630640 (дата обращения: 16.11.2024).
- Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа. — 1967. — Вып. 2 (122) — (с. 6)
- Левина Р. Е., Никашина Н. А. Основы теории и практики логопедии / Акад. пед. наук СССР; Под ред. Р. Е. Левиной. — Москва: Просвещение, — 1968. — с.119.
- Речь детей по возрасту. — Текст: непосредственный // Дефектология проф. — Московский институт коррекционной педагогики. — 2021. — URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/rech_detej_po_vozrastu/ (дата обращения: 12.11.2024)