Психолого-педагогическая характеристика развития познавательного компонента речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 06.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Трифонова, Е. С. Психолого-педагогическая характеристика развития познавательного компонента речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня / Е. С. Трифонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 336-338. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120189/ (дата обращения: 18.12.2024).



Данное исследование посвящается изучению и описаниюпознавательного речевого компонента у детей при общем недоразвитии речи третьего уровня с точки зрения психолого-педагогической характеристики данной речевой патологии и ее влияния на познавательную активность в целом.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи третьего уровня, речь, познавательный компонент речи.

Введение

При общем недоразвитии речи происходит недоразвитие всех речевых компонентов, в зависимости от степени тяжести дефекта, при этом биологические факторы, влияющие на познавательный процесс не нарушены — это слуховой, зрительный анализаторы. Интеллект также остается сохранным. Общее недоразвитие речи третьего уровня само по себе является менее тяжелым, чем первые два уровня: в данном случае уже присутствует развернутая фразовая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития (Р. Е. Левина). Актуальность исследования заключается в том, чтотретий уровень общего недоразвития речи является более распространенным нарушением среди детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна исследования заключается в обобщении и систематизации знаний о познавательной сфере детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, что позволяет более точно дать характеристику особенностей данной сферы у ребенка при данной степени речевого недоразвития. Цель исследования изучить психолого-педагогические характеристики процесса формирования познавательного компонента речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. Объект процесс формирования познавательного компонента речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Обзор литературы и научных работ по теме исследования

При написании исследовательской работы по данной теме использовались работы таких авторов, как: Р. Е. Левина, Д. Б. Эльконин, В. А. Ковшиков, Т. С. Бодренко, С. Ю. Левицкая, В. А. Шнайдер, И. Т. Власенко.

Основная часть

Прежде чем давать характеристику развития познавательных процессов и познавательного компонента речи при общем недоразвитии речи третьего уровня, необходимо дать описание данному речевому недоразвитию и охарактеризовать таких детей с психолого-педагогической стороны.

Общее недоразвитие речи — нарушение всех речевых компонентов, включающее в себя нарушение лексико-грамматического строя речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, дефектное произношение звуков, отсутствие понимания речи и значения предметов, синтаксические ошибки, при сохранном интеллекте, правильном анатомо-физиологическом строении артикуляционного аппарата, при отсутствии нарушения органов чувств и зрительного и слухового анализаторов. При физиологических и психических нарушениях в развитии может проявляться как вторичный признак. Степень недоразвития всех компонентов зависит от тяжести недоразвития.

Согласно классификации Р. Е. Левиной, общее недоразвитие речи можно разделить на четыре уровня:

  1. Первый уровень общего недоразвития речи — самый сложный по степени тяжести дефекта. У детей первого уровня речь может отсутствовать совсем, их также называют «Безречевые дети». Для них характерно использование лепета, отдельных звуков, звукового подражания. Предложения чаще всего состоят из одного слова, которое, в свою очередь, состоит из аморфных слов-корней. Сама речь нечеткая, смазанная. Словарный запас очень ограничен: одним малопонятным лепетным словом, близким по звучанию к настоящим словам, обозначающим предметы, ребенок может называть несколько предметов, или даже предметов и действий. Сильное нарушение фонематического слуха и восприятия, дети не различают схожие по звучанию, но разные по значению слова.
  2. На втором уровне появляется различение слов по звучанию и их грамматических форм. По-другому этот уровень называется «Начатки общеупотребительной речи». Дети начинают использовать в своей речи общеупотребительные слова, хоть она еще не развернута. Предложения состоят из одного-двух слов, которые знает ребенок, и значение которых он понимает. Словоизменение чаще всего не присутствует в речи ребенка, он не понимает числительные, не может подбирать падежные окончания слов для связи их между собой в предложении, множественное число слова также непонятно ребенку. В большей степени это касается новых для ребенка слов. Значение части слов уже понимает, но не может их правильно применить в своей речи. Выполняя такие диагностические задания, как например рассказ по картинке, описывает предметы скудно и однословно. Характерно незнание слов, обозначающих признаки предметов, что говорит о небольшом словарном запасе при данном уровне. Звуковой анализ слова у ребенка еще недоразвит. Также может происходить замена схожих по звучанию слов и обозначение их одним словом. Ребенок способен различать и понимать только хорошо знакомые слова.
  3. Третий уровень общего недоразвития речи можно описать как «Наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития». Для таких детей уже характерно более полное понимание речи окружающих людей и речи, обращенной к ним. Они уже способны вступать в контакт с другими людьми, но, чаще всего, при помощи взрослых, которые помогают правильно построить предложения. При самостоятельных попытках выстроить разговор, логика повествования теряется и окружающим трудно понять ребенка. Ребенок умеет правильно произносить звуки, но при самостоятельной речи этот навык теряется. При произнесении, звуки не дифференцируются, чаще всего это свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры — один звук может заменять несколько звуков из одной фонетической группы. У детей нет различения частей от целого предмета — части называются общим словом (названием самого предмета). Часто не могут назвать обозначение какой-либо профессии, называют ее действием (например: врач — «тетя лечит» и т. д.). От недостаточно развитого словарного запаса ребенок может взаимозамещать признаки (например, длинный — «большой», короткий — «маленький» и так далее). Анализ и синтез слов у ребенка формируется только при помощи специальных занятий с педагогом, неготовность к самостоятельному развитию этих познавательных речевых навыков обусловлена недостаточным развитием фонематического слуха.
  4. Для четвертого уровня общего недоразвития речи характерно незначительное отклонение речи от возрастной нормы ребенка. Присутствует не сильное нарушение фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Формирование слоговой структуры не закончено, артикуляция не совершенна, что делает речь немного смазанной. Не до конца развита логика при повествовании событий и развернутом рассказе 1.

В данной научной работе подробно рассматриваем именно третий уровень общего речевого недоразвития. У дошкольников данной группы память и зрительное восприятие развиваются хуже, чем у сверстников, не имеющих отклонений. Согласно трудам Д. Б. Эльконина и В. А. Ковшикова, у детей с речевым недоразвитием третьего уровня прослеживается также отставание в развитии наглядно-образной сферы и самоорганизации. Такие дети имеют неустойчивый эмоциональный фон, часто тревожны, им сложно выстраивать коммуникацию с окружающими. Дети могут агрессивно реагировать, если у них возникают трудности во время учебно-познавательного процесса, гипервозбудимы, неусидчивы или же наоборот — апатичны, не активны [3].

Проблемы с самоорганизацией, нестабильное эмоциональное состояние, проблемы с коммуникацией и неуверенность в своих силах способствуют снижению также и познавательной активности ребенка с общим недоразвитием речи третьего уровня. У них снижен интерес к изучаемым процессам и явлениям, отсутствует мотивация на познание, использование знаний, нарушается анализ и синтез [4].

Нарушение слухового и фонетического восприятия у данной категории детей влияет на развитие всех познавательных процессов. Т. Б. Филичева, в своих исследованиях отмечала, что происходит отставание также восприятия зрительного и пространственного. В этой связи проявляется не достаточное понимание речи, согласно возрастной норме ребенка.

Т. В. Власенко указывает на то, что у детей с общим недоразвитием речи прослеживаются недостатки операционного звена мыслительной деятельности в связке с речевой деятельностью, при которых даже при положительной познавательной мотивации нарушен контроль исполнительской деятельности. В конечном итоге, ребенок не может сопоставить результаты своей деятельности с начальными установками [2].

Выявленные в процессе изучения данной проблемы недостатки, указывают на необходимость коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня по развитию у них познавательного компонента речи. Коррекция необходима для развития познавательной сферы такого ребенка, которая оказывает влияние на понимание речи, правильное ее восприятие, умение применять свои навыки в зависимости от ситуации, речевое развитие в целом.

Выводы и дальнейшие перспективы исследования

Общее недоразвитие речи третьего уровня носит менее тяжелый характер проявления, чем предыдущие два уровня, тем не менее при данной речевой патологии недоразвита не только произносительная сторона речи, но и другие ее функции, в том числе и познавательная, также, как и понимание самой речи в целом, в сравнении с возрастной нормой речевого развития. Данная тема исследования всегда актуальна и может быть использована для составления логопедической работы с такими детьми.

Литература:

  1. Бодренко Т. С. Основы уровней речевого развития по Левиной Р. Е. / Т. С. Бондаренко / Текст: непосредственный // Образовательная социальная сеть Nsportal.ru. — 2022. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/05/19/opisanie-urovney-rechevogo-razvitiya-po-levinoy-r-e (дата обращения: 13.11.2024).
  2. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / НИИ дефектологии АН СССР. — М.: Педагогика, 1990.
  3. Левицкая С. Ю. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи третьего уровня / С. Ю. Левицкая // Международный образовательный портал. — 2023. Текст: непосредственный. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/psihologo-pedagogicheskaja-harakteristika-detei-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-tretego-urovnja.html (дата обращения: 13.11.2024).
  4. Шнайдер В. А. познавательное развитие у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе проектирования. / В. А. Шнайдер // Академия «Арт — талант». — 2022. — Текст: непосредственный. — URL: https://www.art-talant.org/publikacii/56667-poznavatelynoe-razvitie-u-doshkolynikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-v-processe-proektirovaniya (дата обращения: 13.11.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи третьего уровня, ребенок, общее недоразвитие речи, познавательный компонент речи, уровень, слово, развернутая фразовая речь, речевая патология, речевое недоразвитие, речевое развитие.


Похожие статьи

Задать вопрос