Работа посвящена дискуссионным аспектам природы транспортной преступности. Определены особенности расследования преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Описывается современное состояние транспортной отрасли и транспортной безопасности. Автор отмечает, что причины данных преступлений могут быть различными, включая халатность, намеренное нарушение правил либо недостаточная квалификация персонала. Особенности расследования преступных нарушений в сфере железнодорожного транспорта во многом зависят от характерных черт функционирования самого транспорта. Расследование таких дел требует от правоохранительных органов не только знания транспортного законодательства, но и глубокого понимания технической стороны эксплуатации железных дорог.
Ключевые слова: транспортная преступность, криминалистическая характеристика, лесные насаждения, расследование дел, нарушение правил дорожного движения, эксплуатация транспортных средств, техническое состояние транспортного средства, нарушения эксплуатации и движения.
The work is devoted to the controversial aspects of the nature of transport crime. The features of the investigation of criminal violations of traffic safety rules and operation of rail transport are determined. The current state of the transport industry and transport security is described. The author notes that the causes of these crimes can be different, including negligence, intentional violation of rules or insufficient qualification of personnel. The features of the investigation of criminal violations in the field of rail transport largely depend on the characteristic features of the functioning of the transport itself. Investigation of such cases requires from law enforcement agencies not only knowledge of transport legislation, but also a deep understanding of the technical side of railway operation.
Keywords: transport crime, forensic characteristics, forest plantations, investigation of cases, violation of traffic rules, operation of vehicles, technical condition of vehicles, violations of operation and traffic.
Расследование дел о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является наиболее сложным и трудоемким, так как требует установления механизма развития события, что предполагает воссоздание обстановки, максимально совпадающей с существовавшей в момент происшествия.
Железнодорожный транспорт, являясь одним из ключевых видов перевозки грузов и пассажиров, занимает значимую роль в экономике и повседневной жизни страны. Именно поэтому нарушения, связанные с его функционированием, влекут за собой серьезные последствия, вплоть до катастрофических аварий, с множеством человеческих жертв и значительными материальными потерями. Под транспортным преступлением предлагаем понимать виновно совершенное деяние, нарушающее требование безаварийного функционирования транспорта как единого технологического комплекса либо создающее угрозу его функционирования [1, c. 40].
В научной литературе выделяют три типа угроз, обусловленных:
— техническим состоянием транспортного средства;
— нарушениями эксплуатации и движения;
— вмешательствами извне.
Под преступлением, соответственно, будем понимать виновное деяние, совершенное на железнодорожном транспорте. Такое преступление может выражаться в разнообразных формах: от незаконного вмешательства в работу транспортных средств до осуществления террористических актов или контрабандных операций. При этом, понятие «транспорт», не идентично понятию «транспортное средство». Транспорт включает и объекты с соответствующей инфраструктурой (вокзалы, станции, аэропорты, морские и речные порты, причалы, пристани), а также само транспортное средство. Таким образом, совершенные на транспорте преступление, это общеуголовные наказуемые деяния, характеризующиеся местом их совершения (транспортное средство, как правило, общего пользования или предназначенное для перевозки грузов и объекты транспортной инфраструктуры). Транспортные же преступления характеризуются общим объектом посягательства — безопасность функционирования, эксплуатации и движения транспорта. Для таких деяний наиболее также характерен специальный субъект их совершения — ответственное за данное направление лицо. Помимо этого, на железнодорожных вокзалах и в поездах происходят акты вандализма и хулиганства. Это может выражаться в порче имущества, раскрашивании вагонов граффити, а также в агрессивном поведении, направленном на окружающих. Такие действия не только наносят материальный ущерб, но и создают атмосферу страха и незащищенности среди пассажиров. Для предотвращения подобных проявлений вводятся системы видеонаблюдения и повышенные меры контроля, что позволяет фиксировать нарушения и своевременно реагировать на них [3, c. 53].
Необходимо учитывать, что следователь должен учитывать множество факторов, чтобы определить конкретные действия, необходимые для раскрытия преступления. В первую очередь, необходимо тщательно анализировать обстановку, в которой произошло дорожно-транспортное происшествие, учитывая такие элементы, как погодные условия, состояние дорожного покрытия, освещение и знаки на дороге. Каждый из этих факторов может иметь значительное влияние на развитие событий и должен рассматриваться как часть общей картины.
Первоначальная стадия расследования преступлений в данной области заключается в сборе информации о произошедшем инциденте. Это включает в себя анализ места происшествия, опрос очевидцев, изучение технических характеристик транспортных средств и железнодорожного полотна. Специализированные экспертизы, такие как судебно-технические, иногда также играют ключевую роль в прояснении картины происшествия, позволяя определить состояние защиты и безопасности на момент аварии.
Инспекторы по безопасности железнодорожного транспорта в координации с органами правопорядка обязаны детально изучить, были ли нарушены нормы, предписываемые национальными и международными стандартами безопасности. Особое внимание уделяется проверке документов, свидетельствующих о прохождении транспортными средствами регулярного технического осмотра, а также квалификационным требованиям, предъявляемым к работникам, напрямую связанным с эксплуатацией железнодорожного транспорта.
Далее, ключевое значение имеет работа с данными, полученными из черных ящиков поездов, куда заносится информация о скорости, тормозном пути, а также переговорах машинистов с диспетчером. Эти сведения могут пролить свет на причину аварии, будь то человеческий фактор или неисправность технического оборудования. Выяснение этих вопросов помогает не только в идентификации виновных лиц, но и в предупреждении подобных происшествий в будущем [9, c. 110].
План является основой правильной организации расследования дорожно-транспортного преступления и должен предусматривать следующие мероприятия:
— осмотр места происшествия, осмотр транспортных средств, участвовавших в ДТП;
— освидетельствование лиц, участвовавших в ДТП; установление и опрос очевидцев и других свидетелей; розыск новых свидетелей;
— определение тяжести телесных повреждений пострадавших либо подтверждение факта смерти;
— проведение судебно-медицинских и криминалистических экспертиз;
— организацию взаимодействия;
— розыск транспорта и водителей, скрывшихся с места происшествия;
— применение технических средств; помощь специалистов.
Также важным аспектом является сбор и сохранение доказательств. Следователь обязан обеспечить надлежащее документирование места происшествия, включая фотографии, видеозаписи и свидетельские показания. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем можно было провести точное восстановление событий и реконструкцию происшествия. Использование современных технологий, таких как дроны для аэрофотосъемки места события или программное обеспечение для моделирования ДТП, может значительно повысить качество и точность собранного материала [6, c. 246].
Вместе с тем актуальными вопросами при расследовании уголовных дел анализируемой категории всегда остаются организация и тактика производства отдельных следственных действий, установление обстоятельств исходя из анализа следственной ситуации. Необходимо своевременно определить круг свидетелей и других участников событий, которые могут предоставить ценную информацию. Психологический климат в ходе опроса этих лиц также играет ключевую роль.
В целом, планирование расследования по делу о нарушении правил дорожного движения является процессом многослойным и требующим большого внимания к деталям. Комплексный подход к сбору и анализу доказательств, грамотное использование всех доступных ресурсов и методов следствия позволяет не только установить виновных, но и предотвратить возможные будущие инциденты. Расследование таких дел требует от правоохранительных органов не только знания транспортного законодательства, но и глубокого понимания технической стороны эксплуатации железных дорог. К примеру, при рассмотрении случая аварии имеет значение изучение таких аспектов, как состояние подвижного состава, работа сигнализационных систем, а также соблюдение стандартов технического обслуживания и ремонта.
Современное состояние транспортной отрасли характеризуется как положительными достижениями, так и актуальными вызовами в области безопасности. С одной стороны, внедрение новых технологий и повышение качества инфраструктуры улучшают общее состояние сектора. С другой стороны, цифровизация и автоматизация процессов требуют разработки новых подходов к обеспечению безопасности, включая защиту от киберугроз и модернизацию систем контроля. Обеспечение транспорта высококвалифицированными кадрами, их регулярное обучение и совершенствование систем безопасности становятся приоритетными задачами для поддержания надежности и безопасности транспортной системы.
В заключительной стадии расследования, на основе полученных данных, формируются выводы, фиксируются иски, выносятся суровые наказания виновным и разрабатываются рекомендации по усовершенствованию системы обеспечения безопасности. Этот этап требует анализа всех составляющих происшествия и соотнесения их с законодательной базой.
Только системный подход к расследованию позволяет достигнуть справедливости, обеспечить безопасность в будущем и дает обществу уверенность в надежности железнодорожного транспорта как основного средства передвижения и транспортировки грузов.
Основное направление превентивной работы в сфере транспортной безопасности связано с разработкой и внедрением мер, обеспечивающих защиту объектов транспортной инфраструктуры и подвижного состава от потенциальных угроз. Это включает в себя как физическую защиту, так и информационную безопасность, необходимую для предотвращения кибератак, которые могут нарушить функционирование транспортных систем. Важным аспектом является также взаимодействие с правоохранительными органами и специализированными службами, занимающимися мониторингом и анализом различных угроз в этой области [5, c. 45].
Неотъемлемым элементом системы транспортной безопасности является работа с персоналом, занятым в данном секторе. Обучение сотрудников правилам безопасности и алгоритмам действий в случае возникновения угроз способствует снижению вероятности успешного осуществления преступлений. Кроме того, регулярные тренировки и учения позволяют отработать действия в чрезвычайных ситуациях и минимизировать негативные последствия возможных инцидентов. Информационные кампании, направленные на повышение осведомленности как работников, так и пользователей транспортных услуг, также играют значительную роль в предотвращении преступлений.
Особенным вызовом в контексте транспортной безопасности является борьба с терроризмом и нелегальной деятельностью, такой как контрабанда и торговля людьми. Для эффективного противодействия этим угрозам требуется интеграция международных усилий и координация между различными странами и организациями. Совместные проекты, такие как обмен информацией о потенциальных рисках и подозрительных лицах, а также стандартизация мер безопасности на международном уровне, способны значительно усилить защиту транспортных систем и уменьшить риск совершения преступлений [7, c. 25].
При этом важна не только профилактическая работа, но и эффективная система расследования и привлечения виновных к ответственности. Это требует скоординированной работы правоохранительных органов, использования современных методик анализа и обработки данных, внедрения международных соглашений и обмена информацией между государствами. Только комплексный подход, включающий в себя как профилактику, так и оперативную работу, способен обеспечить должный уровень безопасности и минимизировать риски, связанные с преступлениями на транспорте.
Необходимо повысить эффективность работы по предупреждению транспортных преступлений с использованием, имеющихся в регионах дислокации ресурсов государственной системы профилактики, усиление профилактической деятельности по предотвращению совершения преступлений в общественных местах, а также совершенных несовершеннолетними.
Литература:
- Бабенко С. В. Особенности прокурорского надзора за расследованием преступлений на железнодорожном транспорте / С. В. Бабенко. // Российская юстиция. 2021. № 1. С. 40–43.
- Балашов С. К. Уголовно-правовая охрана безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта: автореферат дис.... кандидата юридических наук: 12.00.08 / С. К. Балашов. Ростов-на-Дону. 2007. 26 с.
- Груздева Л. М. Уголовно-правовые средства борьбы с преступностью на транспорте / Л. М. Груздева. // Транспортное право и безопасность. 2020. № 3(35). C.53.
- Ивушкина О. В. Кражи грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта: характеристика и предупреждение: региональный аспект: автореферат дис.... кандидата юридических наук: 12.00.08 / О. В. Ивушкина. Красноярск. 2018. 28 с.
- Ивушкина О. В. Криминологический анализ состояния преступности на объектах обслуживания Восточно-Сибирской железной дороги / О. В. Ивушкина // Российский следователь. 2020. № 6. С. 45–49.
- Корягина С. А. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / С. А. Корягина // Молодой ученый. 2020. № 23 (313). С. 246.
- Кравец И. П. Общие и специальные меры предупреждения транспортных преступлений / И. П. Кравец. // Научные проблемы водного транспорта. 2014. № 41. С. 25–27.
- Суденко В. Е. Специфика расследования преступлений, совершённых организованными преступными группами и преступными сообществами, в том числе на объектах транспортной инфраструктуры / В. Е. Суденко. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2019. № 2. С. 8–12.
- Халандачев Н. П. Анализ механизмов реализации транспортной стратегии РФ / Н. П. Халандачев // Синергия Наук. 2019. № 33. С. 110–126.