Особенности цифровых рынков в аспекте предотвращения злоупотребления доминирующим положением на них | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 07.12.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Власов, В. В. Особенности цифровых рынков в аспекте предотвращения злоупотребления доминирующим положением на них / В. В. Власов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 448-450. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120228/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автором рассмотрены отдельные особенности цифровых рынков в аспекте предотвращения злоупотребления доминирующим положением на них, что позволило установить ряд проблем правового регулирования, снижающих эффективность антимонопольного законодательства и наиболее показательные пути их решения.

Ключевые слова: антимонопольное регулирование, цифровой рынок, товарный рынок, доминирующее положение, доминирование.

В актуальных условиях развития цифровых технологий особое значение приобретает вопрос определения правомерности деятельности субъектов на цифровых рынках и, прежде всего, установления факта их доминирования. Однако ввиду того, что законодательная база в данной области начала формироваться относительно недавно, уполномоченные антимонопольные органы сталкиваются с трудностями в процессе определения признаков нарушения антимонопольного законодательства субъектами цифрового рынка.

Так, Стратегией развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года установлено, что одним из направлений деятельности антимонопольных органов является дальнейшее совершенствование антимонопольного законодательства в целях обеспечения его эффективного применения с учетом современных условий цифровой экономики [1].

Прежде всего необходимо отметить, что на сегодняшний день в базовом нормативном акте в сфере конкурентных отношений — ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» — не регламентирована дефиниция понятия «цифровой рынок» (в п. 4 закреплена лишь обобщающая категория «товарный рынок», не указывающая на особенности исследуемого понятия) [2].

В наиболее общем смысле, цифровыми могут быть признаны рынки, в рамках которых осуществляется деятельность, основанная на применении цифровых технологий. К признакам цифровых рынков в литературе принято относить стремительно изменяющийся характер, возможность функционирования рынка с нулевой ценой, возможность блокировки получателей услуг, предоставляемых на них [3, с. 32].

Как отмечается в научной литературе, первостепенной значимостью в аспекте определения особенностей доминирования на цифровом ранке обладает вопрос установления характера цифрового рынка (транзакционный (при котором наблюдается прямое взаимодействие сторон цифровой платформы) или нетранзакционный (при котором отсутствует подобное взаимодействие)) [4, с. 205].

Также следует выделять следующие особенности:

1) границы цифрового рынка устанавливаются путем исследования взаимозаменяемости товаров на данном рынке. При этом традиционный способ определения возможности взаимозаменяемости товаров через анализ готовности покупателей заменить товар при изменении цены первоначального товара на другой товар не целесообразен. В рамках цифровых рынков взаимозаменяемость определяется через готовность продавцов предложить иной аналогичный товар взамен ранее реализованному им;

2) практически все существующие на сегодняшний день цифровые рынки тесно взаимосвязаны между собой, что добавляет трудностей при расследовании дел о нарушении конкурентного законодательства [4, с. 206].

Федеральный закон от 10 июля 2023 г. № 301-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» в ч. 4 ст. 1 закрепляет следующие критерии признания хозяйствующего субъекта цифрового рынка занимающим доминирующее положение:

1) «сетевой эффект дает такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, на котором совершение сделок между продавцами и покупателями осуществляется посредством цифровой платформы, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам;

2) доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями посредством цифровой платформы, превышает в стоимостном выражении тридцать пять процентов общего объема сделок, совершаемых на соответствующем товарном рынке;

3) выручка такого хозяйствующего субъекта за последний календарный год превышает два миллиарда рублей» [5].

Помимо этого, сегодня наблюдаются трудности в процессе оценки монопольной власти конкретного субъекта, в том числе невозможность достоверного определения потенциальных барьеров для входа на цифровой рынок. В юридической литературе существует позиция, согласно которой потенциальными барьерами в данном аспекте целесообразно признавать «стоимость производства, которую должна нести фирма, стремящаяся войти в отрасль, но не оплачиваемая фирмами, уже работающими в отрасли» [6, с. 40].

Ввиду чего вопрос дальнейшего совершенствования правового регулирования злоупотребления доминирующим положением на цифровом рынке является непосредственно важным для защиты прав всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в рамках него, а также пользователей услуг и товаров, предоставляемых такими субъектами [7, с. 89].

Подводя итог всему вышеизложенному, к особенностям цифрового рынка следует относить: необходимо установление характера цифрового рынка (транзакционный или нетранзакционный; границы цифрового рынка устанавливаются путем исследования взаимозаменяемости товаров на данном рынке; цифровые рынки тесно взаимосвязаны между собой; критерии признания хозяйствующего субъекта цифрового рынка занимающим доминирующее положение отличаются от критериев, установленных на товарных рынках в целом и являются сравнительно новыми для российского законодательства; невозможность достоверного определения потенциальных барьеров для входа на цифровой рынок. При этом злоупотребление доминирующим положением на цифровом рынке основано на применении цифровых технологий.

Указанные особенности цифрового рынка должны быть обязательно учтены для защиты прав и интересов всех субъектов конкурентных отношений в актуальных условиях развития цифровых технологий, а также своевременного реагирования на факт доминирования в их границах.

Литература:

  1. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. протоколом Президиума ФАС России от 03.07.2019 № 6) // Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru /cons/cgi /online.cgi?req=doc&base=LAW&n=334321&cacheid=5D10F879D3682C4BA5B8739094705A78&mode=splus&rnd=LQNFLVUUlSXq1JN7 #BfUFLVUAVaU0ifFd1 (дата обращения: 27.11.2024).
  2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3434; 2024. — № 33 (Часть I). — Ст. 4971.
  3. Седнев, В. А. Доминирующее положение на цифровых рынках // Российское конкурентное право и экономика. — 2021. — № 1 (25). — С. 30–36.
  4. Белых, В.С., Болобонова, М.О., Коньков, К. А. Проблемы и перспективы определения доминирующего положения в условиях цифровой экономики // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). — 2020. — № 11. — С. 202–210.
  5. Федеральный закон от 10 июля 2023 г. № 301-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. — 2023. — № 29. — Ст. 5319.
  6. Глускер, Е. А. Особенности злоупотребления доминирующим положением на рынке цифровых технологий // Юриспруденция, государство и право: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. — 2022. — С. 39–41.
  7. Ашфа, Д. М. Антиконкурентные практики на цифровых рынках и правовые способы их пресечения // Журнал российского права. — 2024. — № 4. — С. 89–102.
Основные термины (генерируются автоматически): цифровой рынок, доминирующее положение, товарный рынок, хозяйствующий субъект, антимонопольное законодательство, рынок, цифровая платформа, актуальное условие развития, антимонопольное регулирование, дальнейшее совершенствование.


Похожие статьи

Задать вопрос