Диагностика уровня сформированности познавательной речевой компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 07.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Трифонова, Е. С. Диагностика уровня сформированности познавательной речевой компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня / Е. С. Трифонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 338-340. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120241/ (дата обращения: 18.12.2024).



Данная научная работа посвящается исследованию уровня сформированности познавательной компетенции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с разбивкой на отдельные его аспекты и результатом в виде суммы баллов, набранных в ходе диагностики на каждый аспект.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, познавательная сфера, познавательная компетенция речи.

Введение

Актуальность данной работы обусловлена распространенностью данной речевой патологии среди детей дошкольного возраста. Само по себе общее недоразвитие речи третьего уровня не является тяжелым, так как в физиологическом плане у таких детей нарушений нет (в данной работе рассматривается именно такой случай) и интеллект также остается сохранным. Тем не менее, общее речевое недоразвитие охватывает не только все речевые сферы, но влечет за собой недоразвитие уровня высших психических функций ребенка.

Научная новизна исследования заключается в обобщении знаний об общем недоразвитии речи, выявлении компонентов познавательной речевой компетенции и подборе методик по диагностированию каждого компонента в отдельности для составления плана логопедической работы с данным контингентом детей. Цель исследования — диагностика уровня сформированности познавательной компетенции речи у детей старшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Объект познавательная компетенция речи у детей.

Обзор литературы и научных работ по теме исследования

При написании исследовательской работы по данной теме использовались работы таких авторов, как: Р. Е. Левина, Л. С. Выготский, С. В. Князев, Н. А. Петреня, О. Е. Дерезина.

Основная часть

Речевые нарушения запускают сбой в системе развития психики ребенка и его познавательных и коммуникативных способностей, что может повлечь за собой неспособность такого ребенка к обучению и дальнейшей социализации в обществе.

Процесс познания происходит на протяжении всей жизни человека, в особенности в детском возрасте. Познание через ощущения тактильные, зрительные, слуховые — биологически заложенная функция для каждого человека и животного. Познание же через речь — более сложный процесс, который под силу освоить только человеку.

Познавательная компетенция речи этосовокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности , включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности [5].

При общем недоразвитии речи происходит недоразвитие всех речевых компонентов, в зависимости от степени тяжести дефекта, при этом биологические факторы, влияющие на познавательный процесс не нарушены — это слуховой, зрительный анализаторы. Интеллект также остается сохранным.

Общее недоразвитие речи третьего уровня само по себе является менее тяжелым, чем первые два уровня: в данном случае уже присутствует развернутая фразовая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития (Р. Е. Левина).

В ходе выделены четыре компонента познавательной речевой компетенции для выявления уровня сформированности каждого из них:

  1. Когнитивный компонент (или познавательная сфера). Уровень сформированности высших психических процессов (помимо речи): мышления, памяти, внимания, воображения (по Л. С. Выготскому) [1].
  2. Грамматический компонент — состоит из морфологии (умения пользоваться частями речи, их понимание) и синтаксиса (умения правильно использовать слова и составлять из них предложения и высказывания) [2].
  3. Лексический — уровень словарного запаса и умение правильно его использовать [4].
  4. Фонетический компонент. Простыми словами его можно охарактеризовать как — звуковая сторона речи: правильное произношение звуков и уровень фонематического восприятия [3, с. 16].

Ребенку, имеющему общее речевое недоразвитие необходимо особое педагогическое и логопедическое внимание. Коррекционная работа по развитию познавательных навыков таких детей должна быть выстроена на основе индивидуальной диагностики каждого из них.

Опираясь на данные теоретические доводы, в ходе исследования был выбран диагностический инструментарий, подобранный для выявления уровня сформированности каждого из них:

  1. Изучение уровня сформированности конгитивного компонента: методика А. Н. Бернштейна «Узнавание фигур», методика «Нелепицы» Р. С. Немова, методика Н. И. Гуткиной «Домик», «Что бывает круглым» автор Т. С. Комарова.
  2. Изучение уровня сформированности грамматического компонента: дидактическая игра «Три рейки», «А что у тебя?» (Игра на слова с противоположным значением.), «Чего нет у Тани?» «Один и много», Упражнение на подбор глаголов. «Кто что умеет делать», методика «Кто больше назовет действий».

Методика «Что изображено на картинке». Методика «Покажи».

  1. Изучение уровня сформированности лексического компонента: методики: «Понимание инструкций», «Скажи одним словом», «У кого кто?», «Назови профессию», «Из чего состоит предмет».
  2. Изучение уровня сформированности фонетического компонента: методики: «Отражённое воспроизведение рядов слогов и слов», «Дифференциация звуков в произношении слов», «Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений», «Звуковой анализ слов», «Звуковой синтез слов».

Контингент испытуемых: 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Применение на практике данных диагностик дало следующие результаты:

– уровень сформированности когнитивного компонента у подавляющего большинства детей из данной выборки находится на среднем уровне развития. Двое детей, в ходе исследования показали результат ниже среднего,

– уровень сформированности грамматического компонента у всех детей данной группы находится на среднем уровне, аналогично с уровнем развития лексики,

– сформированность фонетического компонента у 7 из 10 детей находится на уровне ниже среднего, трое имеют средний уровень.

Совокупность всех полученных в ходе диагностик баллов указывает на то, что развитие познавательной речевой компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня также остается на среднем уровне.

Выводы и дальнейшие перспективы исследования

Выявленные в ходе исследования результаты говорят об отставании в развитии познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. В ходе диагностики можно сделать вывод, что больше всего трудностей дети используют при различении фонем, у них плохо развито слуховое восприятие. Все вышеперечисленное говорит о важности использования данного инструментария при составлении логопедической работы с данной категорией детей.

Литература:

  1. Выготский. Психология развития человека. / Г. Л. Выготская, Е. Е. Кравцова — М.: Из-во Смысл; Эксмо, 2005.
  2. Дерезина О. Е. Формирование грамматического строя речи у дошкольников. / О. Е. Дерезина. // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. — 2021 — Текст: электронный. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/12/10/formirovanie-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-doshkolnikov (дата обращения 05.12.2024).
  3. Князев, С. В. Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, график и орфография: Учебное пособие для вузов. — 2- изд., перераб. и доп. / С. В. Князев, С. К. Пожарицкая — М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2011.
  4. Петреня Н. А. Лекция по лексике русского языка / Н. Л. Петреня. // сайт «Инфоурок». — 2020. — Текст: электронный. — URL: https://infourok.ru/lekciya-po-leksike-russkogo-yazyka-4433510.html (дата обращения 05.12.2024).
  5. Скрыпник Л. Д. Основы формирования речевой компетенции / Скрыпник Л. Д. — Текст: электронный // Дефектология проф — Московский институт коррекционной педагогики — 2020. — URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osnovyi_formirovaniya_rechevoj_kompetenczii/ (дата обращения: 11.11.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи третьего уровня, познавательная компетенция речи, ребенок, изучение уровня, старший дошкольный возраст, уровень, грамматический компонент, познавательная речевая компетенция, познавательная сфера, фонетический компонент.


Ключевые слова

общее недоразвитие речи, познавательная сфера, познавательная компетенция речи

Похожие статьи

Задать вопрос