Особенности тьюторского сопровождения в китайской образовательной системе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Разуванова, С. В. Особенности тьюторского сопровождения в китайской образовательной системе / С. В. Разуванова, О. Г. Крылова, В. Н. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 319-321. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120256/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья связана с актуальной проблематикой современных педагогических исследований, анализирующих специфику системы тьюторского сопровождения обучающихся в образовательном пространстве китайских высших учебных заведений.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, тьюторант, педагогические исследования.

Система вузовского образования в современном Китае представляет собой сложную парадигму, ориентированную на учет дидактических факторов индивидуализации. Значимую роль в этом играет становление и развитие тьюторских практик и их последовательная реализация. Необходимость исследования особенностей тьюторского сопровождения китайских студентов определяет актуальность обращения к данной методической проблеме.

Представляется развернутой и функциональной существующая уровневая классификация тьюторов вуза:

1) Как правило, на первом уровне задействованы студенты старших или средних курсов, интеграция которых в данную систему педагогических взаимоотношений является ограниченной временными рамками.

2) На втором уровне специальная педагогическая и психологическая профессиональная подготовка является непременным условием интеграции тьюторанта в образовательный процесс.

3) Сопровождение на третьем уровне осуществляет наставник, имеющий степень кандидата наук и обладающий достаточными профессиональными компетенциями.

4) Тьюторы трех предыдущих категорий должны осуществлять свою деятельность под непосредственным руководством супервизора, что реализуется на четвертом уровне. В рамках данной категории координировать работу и формировать индивидуальный стиль педагогов может только профессор, доктор наук. Это тьютор для тьюторов [2, с. 110–115].

В 2015 году Министерство образования КНР опубликовало «Положение о создании группы Фу дао юань (辅导员) в высших учебных заведениях». Требования к Фу дао юань (辅导员) являются достаточно высокими, предполагают, что консультанты университетов и колледжей должны быть членами Коммунистической партии и в рамках реализуемого направления учебной деятельности способствовать развитию студентов.Таким образом, nьютор (Фу дао юань辅导员) — это отдельная специализация по работе со студентами в вузах Китая.

Фу дао юань (辅导员) занимаются идеологическим воспитанием студентов, реализуют ряд управленческих и учебных фукций, курируют трудоустройство, а также координируют вопросы, связанные с личностным ростом и нравственным развитием.

Каждый Фу дао юань осуществляет групповое и индивидуальное тьюторское сопровождение 200–250 студентов. К Фу дао юань предъявляются следующие требования:

  1. Быть членом Коммунистической партии Китая.
  2. Иметь степень магистра или более высокую научную степень.
  3. Быть ответственным и готовым посвятить себя идеям образования и просвещения студентов.
  4. Владеть основными принципами и базовыми знаниями дисциплин, связанных с идейно-политическим блоком.
  5. Обладать развитыми организационно-управленческими способностями.
  6. Обладать развитым чувством самодисциплины.

Китайские исследователи вопросов тьюторства в числе главных задач подчеркивают необходимость учета национально-культурной специфики, как общедидактической, так и в рамках формирования компетенций по отдельным дисциплинам [3].

Одной из продуктивных и успешно реализуемых, на наш взгляд, является следующая модель тьюторского сопровождения китайских студентов, обучающихся в российских вузах: в качестве основы используется двухуровневая модель. Деятельность на первом уровне осуществляется студентами — волонтерами. На следующем уровне тьютором может быть только преподаватель или магистр.

В соответствии с этим к тьюторам первой группы предъявляются следующие требования: высокий уровень владения русским языком; хорошая академическая успеваемость; достаточная социальная мобильность. Каждый прикрепляется к китайским студентам одного курса. Сам тьютор проходит обучение по программе первого уровня формирования необходимых профессиональных компетенций.

В основе данной концепции тьюторского сопровождения китайских студентов лежат следующие значимые принципы:

значимость в тьюторском сопрвождении базовых психолого-педагогические компетенций и степени их сформированности;

поэтапная и последовательная оценка усвоения знаний и оценивание степени осознанности данного процесса студентами;

регулярное повышение мотивированности процесса усвоения знаний и повышения квалификации;

разработка комплексной схемы или модели тьюторского сопровождения;

оценка результатов функциональной реализации различных этапов тьюторского сопровождения;

регулярный анализ эффективности общей координации процесса;

использование современных педагогических методов, применяемых в реализации тьюторской практики.

В современных условиях развития вузовской теории и практики тьюторского сопровождения китайских студентов в России наиболее реаализованной является деятельность тьюторов первого уровня — студентов-волонтеров. Такие специалисты еще не имеют достаточных для самостоятельной деятельности знаний, поэтому должны работать, регулярно консультируясь с преподавателями — тьюторами более высокого уровня подготовки.

Анализ структуры тьюторского сопровождения позволяет выявить следующие ее составляющие:

«по субъектности: тьютор в лице студент-волонтера или академический тьютор;

по содержанию тьюторского сопровождения: цели и задачи обучения и содержательный аспект, в том числе когнитивный;.

технологический: методы, приемы, средства коммуникации;

ресурсный;

результативный» [1].

Таким образом, педагог, осуществляющий тьюторское сопровождение студентов китайских вузов, должен развивать системное и стратегическое мышление, позволяющее выявлять индивидуальные способности студентов, и в профессиональном и в психологическом аспектах.

Литература:

  1. Гедгафова, Л. М. Тьюторское сопровождение студентов высших учебных заведений: сравнительный анализ зарубежной и российской практики: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики, образование»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Гедгафова Людмила Мартиновна; Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова. — Владикавказ, 2014. — 22 с. — Место защиты: Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова. — URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005549692?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 15.02.2024).
  2. Кокамбо, Ю. Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса / Ю. Д. Кокамбо, О. В. Скоробогатова // Вестник Амурского Государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». — 2013. — № 60. — С. 110–115.
  3. Чжу, Ц. Индивидуализация в России и Китае как фактор развития профессионального образования / Ц. Чжу // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — Т 8. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN220.pdf (дата обращения: 15.02.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): сопровождение, студент, дао, уровень, юань.


Похожие статьи

Задать вопрос