Статья связана с актуальной проблематикой современных педагогических исследований, анализирующих специфику системы тьюторского сопровождения обучающихся в образовательном пространстве китайских высших учебных заведений.
Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, тьюторант, педагогические исследования.
Система вузовского образования в современном Китае представляет собой сложную парадигму, ориентированную на учет дидактических факторов индивидуализации. Значимую роль в этом играет становление и развитие тьюторских практик и их последовательная реализация. Необходимость исследования особенностей тьюторского сопровождения китайских студентов определяет актуальность обращения к данной методической проблеме.
Представляется развернутой и функциональной существующая уровневая классификация тьюторов вуза:
1) Как правило, на первом уровне задействованы студенты старших или средних курсов, интеграция которых в данную систему педагогических взаимоотношений является ограниченной временными рамками.
2) На втором уровне специальная педагогическая и психологическая профессиональная подготовка является непременным условием интеграции тьюторанта в образовательный процесс.
3) Сопровождение на третьем уровне осуществляет наставник, имеющий степень кандидата наук и обладающий достаточными профессиональными компетенциями.
4) Тьюторы трех предыдущих категорий должны осуществлять свою деятельность под непосредственным руководством супервизора, что реализуется на четвертом уровне. В рамках данной категории координировать работу и формировать индивидуальный стиль педагогов может только профессор, доктор наук. Это тьютор для тьюторов [2, с. 110–115].
В 2015 году Министерство образования КНР опубликовало «Положение о создании группы Фу дао юань (辅导员) в высших учебных заведениях». Требования к Фу дао юань (辅导员) являются достаточно высокими, предполагают, что консультанты университетов и колледжей должны быть членами Коммунистической партии и в рамках реализуемого направления учебной деятельности способствовать развитию студентов.Таким образом, nьютор (Фу дао юань辅导员) — это отдельная специализация по работе со студентами в вузах Китая.
Фу дао юань (辅导员) занимаются идеологическим воспитанием студентов, реализуют ряд управленческих и учебных фукций, курируют трудоустройство, а также координируют вопросы, связанные с личностным ростом и нравственным развитием.
Каждый Фу дао юань осуществляет групповое и индивидуальное тьюторское сопровождение 200–250 студентов. К Фу дао юань предъявляются следующие требования:
- Быть членом Коммунистической партии Китая.
- Иметь степень магистра или более высокую научную степень.
- Быть ответственным и готовым посвятить себя идеям образования и просвещения студентов.
- Владеть основными принципами и базовыми знаниями дисциплин, связанных с идейно-политическим блоком.
- Обладать развитыми организационно-управленческими способностями.
- Обладать развитым чувством самодисциплины.
Китайские исследователи вопросов тьюторства в числе главных задач подчеркивают необходимость учета национально-культурной специфики, как общедидактической, так и в рамках формирования компетенций по отдельным дисциплинам [3].
Одной из продуктивных и успешно реализуемых, на наш взгляд, является следующая модель тьюторского сопровождения китайских студентов, обучающихся в российских вузах: в качестве основы используется двухуровневая модель. Деятельность на первом уровне осуществляется студентами — волонтерами. На следующем уровне тьютором может быть только преподаватель или магистр.
В соответствии с этим к тьюторам первой группы предъявляются следующие требования: высокий уровень владения русским языком; хорошая академическая успеваемость; достаточная социальная мобильность. Каждый прикрепляется к китайским студентам одного курса. Сам тьютор проходит обучение по программе первого уровня формирования необходимых профессиональных компетенций.
В основе данной концепции тьюторского сопровождения китайских студентов лежат следующие значимые принципы:
значимость в тьюторском сопрвождении базовых психолого-педагогические компетенций и степени их сформированности;
поэтапная и последовательная оценка усвоения знаний и оценивание степени осознанности данного процесса студентами;
регулярное повышение мотивированности процесса усвоения знаний и повышения квалификации;
разработка комплексной схемы или модели тьюторского сопровождения;
оценка результатов функциональной реализации различных этапов тьюторского сопровождения;
регулярный анализ эффективности общей координации процесса;
использование современных педагогических методов, применяемых в реализации тьюторской практики.
В современных условиях развития вузовской теории и практики тьюторского сопровождения китайских студентов в России наиболее реаализованной является деятельность тьюторов первого уровня — студентов-волонтеров. Такие специалисты еще не имеют достаточных для самостоятельной деятельности знаний, поэтому должны работать, регулярно консультируясь с преподавателями — тьюторами более высокого уровня подготовки.
Анализ структуры тьюторского сопровождения позволяет выявить следующие ее составляющие:
«по субъектности: тьютор в лице студент-волонтера или академический тьютор;
по содержанию тьюторского сопровождения: цели и задачи обучения и содержательный аспект, в том числе когнитивный;.
технологический: методы, приемы, средства коммуникации;
ресурсный;
результативный» [1].
Таким образом, педагог, осуществляющий тьюторское сопровождение студентов китайских вузов, должен развивать системное и стратегическое мышление, позволяющее выявлять индивидуальные способности студентов, и в профессиональном и в психологическом аспектах.
Литература:
- Гедгафова, Л. М. Тьюторское сопровождение студентов высших учебных заведений: сравнительный анализ зарубежной и российской практики: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики, образование»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Гедгафова Людмила Мартиновна; Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова. — Владикавказ, 2014. — 22 с. — Место защиты: Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова. — URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005549692?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 15.02.2024).
- Кокамбо, Ю. Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса / Ю. Д. Кокамбо, О. В. Скоробогатова // Вестник Амурского Государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». — 2013. — № 60. — С. 110–115.
- Чжу, Ц. Индивидуализация в России и Китае как фактор развития профессионального образования / Ц. Чжу // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — Т 8. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN220.pdf (дата обращения: 15.02.2024).