В статье рассмотрены влияющие на лояльность факторы, проанализирована зависимость стратегии компании от лояльности персонала.
Ключевые слова: лояльность персонала, приверженность, факторы лояльности, значение лояльности, стратегия развития организации.
The article examines the factors influencing loyalty, analyzes the dependence of the company's strategy on loyal personnel.
Keywords: staff loyalty, development strategy, organization, commitment, dependence.
Современный бизнес сталкивается с постоянным изменением внешней среды: глобализация, технологические инновации, изменение предпочтений потребителей и нестабильность экономических условий. В таких обстоятельствах важным фактором успешной адаптации и устойчивого роста компании становится внутренняя стабильность, особенно в области управления человеческими ресурсами. Одним из ключевых факторов является лояльность персонала, которая играет ключевую роль в стратегическом развитии организации. Лояльные сотрудники способны значительно повлиять на корпоративную культуру, эффективность процессов, инновационную активность и конкурентоспособность компании. Лояльность становится тем ключевым элементом, который не просто дополняет процессы в компании, но и, несмотря на возможную бюрократизацию отношений и другие проблемы, становится мостом между рядовыми сотрудниками и управленцами, поскольку все стратегическое развитие в конечном итоге зависит от состояния людей внутри организации — атмосфера в коллективе, отношения сотрудников, достойные бонусы и оплата труда и прочее — любой элемент можно представить как составляющее звено внутри системы организации деятельности компании, которая ложится в основу стратегии.
В данной статье рассматривается влияние лояльности персонала на стратегическое развитие организации, а также примеры из реального бизнеса, дополненные актуальной статистикой и цифрами за последние два года.
Лояльность сотрудников традиционно рассматривается как преданность компании, её целям, ценностям и миссии. В контексте стратегического развития организациям необходимы не просто лояльные, но и вовлечённые сотрудники, которые активно поддерживают и реализуют корпоративные стратегии. Лояльность влияет на различные процессы в организации, такие как:
— Снижение текучести кадров. Высокая лояльность приводит к сокращению текучести кадров, что снижает затраты на рекрутинг и обучение новых сотрудников. Согласно исследованию Gallup (2023), компании с высокой лояльностью сотрудников теряют на 25–50 % меньше работников в год по сравнению с конкурентами.
— Повышение производительности. Лояльные сотрудники более заинтересованы в успехах компании и готовы вкладывать усилия в достижение её стратегических целей. По данным McKinsey (2023), вовлечённые сотрудники демонстрируют на 30 % более высокую производительность.
— Инновационность. Лояльные сотрудники более склонны предлагать новые идеи, улучшать существующие процессы и принимать активное участие в реализации стратегии компании. Примером может служить компания Google, где уровень вовлеченности сотрудников составляет 90 %, что способствует постоянному внедрению инноваций и увеличению рыночной доли.
— Устойчивость к изменениям. В условиях постоянных изменений и неопределенности лояльность персонала способствует устойчивости компании, так как сотрудники, разделяющие корпоративные ценности, легче адаптируются к новым условиям и поддерживают организацию в переходный период.
Подытожив вышесказанное можно сделать вывод о том, что стратегия компании в конечном итоге всегда держится на тех факторах, на которые возможно повлиять через человеческие ресурсы — зачастую все упирается в персонал. Мотивация — тонкий инструмент, и обратный эффект от неправильно внедренной системы может во сто раз превзойти возможный положительный эффект [2, с. 8]. Именно поэтому важно подобрать инструменты так, чтобы они работали на компанию как слаженный механизм из грамотно выстроенных отношений с персоналом. Как полагают современные исследователи в области стратегического менеджмента, способность осуществлять стратегию может быть более важна, чем непосредственное содержание самой стратегии, что многократно актуализировало поиск нового управленческого инструментария [3, с. 209]. Лояльность персонала оказывает существенное влияние на долгосрочную стратегию компании. Можно выделить несколько ключевых направлений взаимодействия лояльности и стратегии развития организации (таблица 1).
Таблица 1
Ключевые направления взаимодействия лояльности персонала со стратегией развития организации
Направление |
Суть |
Исследование |
Поддержка корпоративной культуры и ценностей |
Лояльные сотрудники становятся носителями и распространителями корпоративной культуры, что способствует её укреплению и интеграции во все процессы организации |
Согласно отчету Deloitte (2022), 83 % сотрудников, имеющих высокий уровень вовлеченности, активно поддерживают и развивают корпоративные ценности компании. |
Устойчивость и стабильность организации |
Лояльные сотрудники оказывают положительное влияние на корпоративную репутацию и поддерживают стабильность в организации в условиях изменений, таких как реструктуризация, слияния или выход на новые рынки |
В 2023 году компании с высоко лояльным персоналом пережили экономические кризисы с меньшими потерями, по сравнению с конкурентами, чьи сотрудники испытывали низкую приверженность. |
Увеличение прибыльности |
Исследования подтверждают, что компании с высоким уровнем лояльности персонала показывают более высокие финансовые результаты |
По данным Gallup (2023), такие организации демонстрируют на 21 % большую прибыльность и на 17 % более высокую производительность, чем их конкуренты с низким уровнем вовлеченности сотрудников. |
Поддержка стратегических изменений |
Лояльность персонала играет ключевую роль при внедрении стратегических изменений. Сотрудники, приверженные миссии и ценностям компании, легче воспринимают изменения и активно участвуют в их реализации |
Например, компания IBM в 2022 году осуществила крупную трансформацию, направленную на усиление роли в области облачных технологий, и это удалось благодаря высокому уровню лояльности сотрудников, которые поддерживали стратегические изменения и адаптировались к новому курсу. |
Источник: составлено авторами.
Формирование и поддержание лояльности персонала является сложным процессом, который требует от организации внимательного подхода к корпоративной культуре, мотивации сотрудников и условиям труда. По данным исследования PwC Russia (2023), 78 % российских компаний начали внедрять более гибкие условия труда, включая работу на удаленке или гибридные форматы, что напрямую влияет на повышение уровня лояльности среди сотрудников. Особенно это важно для поколений Y и Z, которые ценят гибкость и комфорт в работе. Важным фактором для повышения лояльности является обеспечение заработной платы, которая соответствует рыночным стандартам и инфляции. Но для многих повышение зарплаты не является главным фактором. Вместо этого они обращают внимание на корпоративную культуру, возможности для карьерного роста и баланс работы и личной жизни. Таким образом, российские компании, сталкиваясь с экономической нестабильностью, начинают вкладываться в нефинансовые аспекты удержания персонала. Как утверждал американский экономист и публицист Питер Фердинанд Друкер: «Выживают только лидеры перемен — те, кто чутко улавливают тенденции изменений и мгновенно приспосабливаются к ним, используя себе во благо открывающиеся возможности» [1]. Текущая тенденция сейчас такова, что лояльность персонала сейчас не всегда формируется за счет увеличения доходов своих сотрудников. Существующие сейчас методы ведут к тому, что лояльный персонал для стратегических целей формируется путем нефинансового стимулирования лояльности, что позволяет укрепить связь между организацией и сотрудником.
Существуют несколько эффективных методов, которые помогают формировать лояльность, не прибегая к финансовым аспектам (стоит рассмотреть их, поскольку финансовая составляющая вопроса не всегда корректно помогает оценить настоящую лояльность сотрудника к компании).
Открытость и прозрачность. Лояльность формируется через доверие. Сотрудники ценят открытость в вопросах управления и стратегии, честность в коммуникации и осознание того, что их мнение учитывается при принятии решений. Согласно исследованию Glassdoor (2023), 70 % сотрудников заявляют, что готовы оставаться в компании, если их мнение учитывается на всех уровнях управления.
Развитие и обучение. Лояльность также поддерживается через предоставление сотрудникам возможностей для профессионального и личностного роста.
Корпоративная культура и ценности. Важно, чтобы ценности организации совпадали с личными убеждениями сотрудников. В компаниях, активно работающих над корпоративной культурой и поддерживающих эти ценности на всех уровнях, лояльность сотрудников значительно выше. Грамотно составленная корпоративная культура позволяет сотрудникам четко видеть цели компании и понимать свое дальнейшее развитие в ней, а это в свою очередь может послужить залогом лояльности персонала [4].
Признание и вознаграждение. Признание достижений сотрудников и достойное вознаграждение также играют важную роль в поддержании лояльности.
Рассмотрим несколько примеров компаний, которые успешно используют лояльность персонала как стратегический ресурс (таблица 2).
Таблица 2
Примеры действующих компаний, нацеленных на развитие лояльности персонала
Компания |
Привлекательность для сотрудников |
Лояльность |
Яндекс |
Активно практикует публичное признание достижений сотрудников, включая награды, премии, а также внутренние программы карьерного роста |
В 2023 году компания провела серию внутренних тренингов и мероприятий, направленных на поддержание высокого уровня вовлеченности и лояльности, что позволило компании удерживать ключевых специалистов на фоне растущей конкуренции на рынке труда |
ТБанк |
Внедрила внутреннюю цифровую платформу для сотрудников, позволяющую взаимодействовать с коллегами, получать информацию о корпоративных событиях и участвовать в обучающих программах |
Согласно внутренним исследованиям, использование такой платформы помогло снизить уровень текучести кадров на 15 % в 2023 году |
Сбер |
Активно внедряет корпоративные программы развития для сотрудников, включая обучение, карьерное консультирование и менторство, а также поддержку инновационных инициатив |
В результате, согласно внутренним данным компании, уровень лояльности сотрудников Сбер в 2023 году составил 85 %, что способствует высокой производительности и инновационной активности |
Tesla |
Компания известнейшего на сегодняшний день человека, миллиардера и популяризатора науки и космических исследований Илона Маска, известная своими инновациями и высокими требованиями к сотрудникам |
Активно работает над формированием лояльности через предоставление акций компании своим работникам. В 2023 году уровень удержания сотрудников в Tesla составил 80 %, что значительно выше среднего показателя по отрасли. Это позволяет Tesla сохранять свою лидерскую позицию в отрасли электромобилей и ускорять внедрение новых технологий. |
Apple |
Ежегодно подтверждает свою репутацию привлекательного работодателя, предлагая сотрудникам гибкие условия труда, возможности для карьерного роста и программы поощрения |
Лояльность сотрудников Apple в 2023 году была на уровне 90 %, что стало важным фактором в успешном запуске новых продуктов |
Amazon |
Amazon активно инвестирует в лояльность своих сотрудников, внедряя программы для обучения и повышения квалификации, а также создавая комфортные условия работы |
В 2023 году компания потратила более $1,2 млрд на развитие своих сотрудников, что позволило снизить текучесть кадров на 20 % и повысить общую производительность на 18 % |
Источник: составлено авторами на основе корпоративных общедоступных исследований.
Одним из преимуществ управления лояльностью является повышение конкурентоспособности организации, улучшение корпоративной культуры и снижение затрат на привлечение новых кадров. Оценить уровень лояльности персонала на всех уровнях организации не всегда легко. Однако использование анкетирования, обратной связи и анализа текучести кадров позволяет получить точные данные о вовлеченности. Также современной рабочей среде наблюдается разница в мотивационных факторах между поколениями. Компании, стремящиеся поддерживать лояльность разных групп сотрудников, должны учитывать эти различия и разрабатывать соответствующие стратегии. Управление лояльностью персонала позволяет сформировать «желаемое» производственное поведение сотрудников и создать предпосылки для эффективной работы. Это является необходимым условием для достижения стратегических целей организации, на что ориентировано стратегическое управление человеческими ресурсами [5, с. 5].
Лояльность персонала является важным фактором стратегического развития организации. В условиях нестабильности и высококонкурентной среды лояльные сотрудники могут стать ключевым ресурсом для достижения долгосрочного успеха. Важность лояльности заключается не только в снижении текучести кадров, но и в улучшении корпоративной культуры, повышении производительности, инновационности и устойчивости компании.
Литература:
- Друкер П Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2007.
- Максимаш А. Н. Лояльность персонала организации // НОЧУ ВО Московский финансово-промышленный университет «Синергия». — С. 1–16.
- Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / под ред. д-ра экон. наук О. К. Миневой — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 275 с.
- Овчинникова О. Г. Лояльность персонала. — М.: Феникс, 2009. — 134 с.
- Осипова А. А., Чистякова С. В. Лояльность персонала как фактор стратегического развития организации // Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Челябинск. — С. 3–9.