В статье автор проводит исследование текущей ситуации в сфере государственного управления недвижимостью в Российской Федерации. Автор выявляет и описывает некоторые перспективы развития государственного управления недвижимостью.
Ключевые слова: государственное управление недвижимостью, управление недвижимостью в Российской Федерации, государственная недвижимость, перспективы управления недвижимостью.
Эффективное управление государственной недвижимостью обеспечивает стране рациональное распределение ресурсов и, вместе с тем, стимулирует инвестиции в инфраструктуру. Поэтому крайне важно не только представлять текущее состояние, но и понимать перспективы развития данной сферы деятельности.
Исторически сложилось, что в России роль государства в процессах управления недвижимостью очень высока. При этом основные процессы, связанные с государственным управлением недвижимостью, в последние годы сводились к приватизации.
Между тем, в рамках программы приватизации в 2017–2019 гг. было передано слишком большое количество объектов недвижимости, из-за чего государственный бюджет Российской Федерации недополучил значительную часть средств (рисунок 1).
Рис. 1. Динамика поступлений в государственный бюджет РФ
средств от приватизации в 2011–2019 гг. Составлено автором по [6]
После анализа данной ситуации Минэкономразвития России учло некоторые из факторов риска и в программе приватизации госимущества
на 2020–2022 гг. вместо 253 федеральных государственных унитарных предприятий (как было в плане 2017–2019 гг.) заложили 86 предприятий [5].
Помимо приватизации, в Российской Федерации существует тренд на участие государства в различных предприятиях. Их можно назвать компаниями с государственным участием (далее — КГУ). Количество таких компаний в стране постоянно растет. По данным Мосбиржи, в конце 2023 года 40 % эмитентов являются КГУ [2]. Примеры подобных КГУ можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1
Компании с госучастием на Московской бирже. Составлено автором по: [2]
Наименование компании |
Эффективная доля государства |
Наименование компании |
Эффективная доля государства |
ОАК |
92,3 % |
Сбербанк |
50,0 % |
Таттелеком |
87,2 % |
Газпром |
50,0 % |
ИРКУТ |
85,0 % |
Газпром нефть |
47,9 % |
Совкомфлот |
82,8 % |
КамАЗ |
47,1 % |
НМТП |
80,0 % |
ОГК-2 |
40,5 % |
Транснефть |
78,5 % |
Роснефть |
40,4 % |
ФСК Россети |
75,0 % |
Татнефть |
34,0 % |
Аэрофлот |
73,8 % |
Интер РАО |
33,8 % |
РусГидро |
70,6 % |
ТГК-1 |
25,9 % |
АЛРОСА |
66,0 % |
Мосбиржа |
25,1 % |
ВТБ |
60,9 % |
ВСМПО-АВИСМА |
25,0 % |
Ростелеком |
56,3 % |
VK Group |
5,7 % |
Башнефть |
56,0 % |
НОВАТЭК |
5,0 % |
Мосэнерго |
53,3 % |
На сегодняшний день в России наблюдается большое количество институциональных форм участия государства в управлении недвижимостью. К ним относятся, например, унитарные предприятия федеральной собственности, федеральные государственные бюджетные учреждения, акционерные общества, государственные компании и государственные корпорации, институты развития, региональная и муниципальная собственность. При этом некоторые из таких предприятий, внося в ВВП страны в целом 55 % (по данным Росстата по состоянию на 01.07.2021), являются непрозрачными.
Что касается современного состояния в сфере государственного управления недвижимостью, можно отметить, что доходность и рентабельность хозяйствующих субъектов с долей государственного участия снижается [3]. Такие предприятия играют важную роль в достижении социального эффекта, обеспечении независимости и развития государства, ведь они задействованы в таких сферах, как социальная, производственная, транспортная, образовательная, экологическая, а также затрагивают средства коммуникации и связь [3].
При этом ориентироваться только на доходность в качестве результативности процесса управления государственной недвижимостью нельзя. Текущее состояние и результаты деятельности по управлению недвижимостью в Российской Федерации и ее субъектах целесообразно оценивать через экономические и социальные критерии.
Так, качество государственного регулирования, которое оценивается Всемирным банком, в период с 2018 по 2022 гг. в Российской Федерации снижалось (рисунок 2). Также на рисунке 2 можно увидеть уровень контроля коррупции в России, который остается на достаточно низком уровне.
Рис. 2. Уровень качества государственного регулирования и контроля коррупции в Российской Федерации в 2018–2022 гг. Составлено автором по: [8]
В то же время по условиям и процедурам регистрации собственности Россия находится на 12 месте по рейтингу Всемирного банка Doing Business [7]. То есть в настоящее время наблюдаются не только негативные, но и позитивные тенденции в сфере управления недвижимостью в России.
Все эти тенденции выливаются в ряд проблем, с которыми сталкивается российская сфера управления государственной недвижимостью. Например, в связи с большой долей непрозрачности в секторе государственного управления недвижимостью и имуществом существует опасность коррумпирования и присвоения административной ренты. Безусловно, это негативно влияет на качество и результативность процесса государственного управления недвижимостью.
Вдобавок к этому, зачастую в России не реализуются принципы наилучшего использования объектов недвижимости, платности и открытости информации. Так, большое количество объектов недвижимости находятся на стадии незавершенного строительства. Многие объекты недвижимости не используются никаким образом, а производственные мощности на их территории простаивают [4].
Чаще всего объекты государственной недвижимости передаются через приватизацию (очень масштабную даже по меркам страны) или на льготных условиях, что противоречит принципу платности. Информация о некоторых сделках по передаче государственной недвижимости находится в закрытом доступе, что противоречит принципу открытости.
Следует отметить, что государственная недвижимость является источником обеспечения государственной деятельности, а также финансирования государственных функций. То есть от эффективности государственного управления недвижимостью зависит и реализация различных программ в России — политических, экономических, социальных. Однако даже при реализации программы приватизации в 2017–2019 гг. Счетной палатой РФ зафиксировано невыполнение плана на 75 % [6].
Для нивелирования негативных последствий текущего состояния сферы управления государственной недвижимостью, а также содействия дальнейшему развитию данного процесса в России, полагается возможным сформулировать перспективы развития государственного управления недвижимостью в Российской Федерации и ее субъектах.
Во-первых, привлечение частных инвестиций. Такие инвестиции позволят сделать рынок управления государственной недвижимостью более прозрачным и открытым.
Одним из методов работы с инвестициями является государственно-частное партнерство, которое на сегодняшний день также реализуется в сфере государственного управления недвижимостью. Однако более тесное и детально проработанное сотрудничество государства и частного сектора позволит снизить финансовую нагрузку на бюджет, привлечь новые технологии и управленческие подходы [1].
Дополнительно к реализации проектов ГЧП возможна разработка инвестиционных проектов под процессы управления недвижимостью.
Во-вторых, усиление прозрачности и контроля процессов государственного управления объектами недвижимости. Это не только будет способствовать снижению уровня коррупции, но и поможет повысить доверие общества и бизнес-структур к государственным органам и их инициативам.
Для усиления прозрачности необходимо развитие открытых данных и цифровизация большинства процессов управления недвижимостью и их мониторинга. Возможным решением данного вопроса может стать создание цифровой платформы для публикации открытой информации о состоянии государственного управления недвижимостью, рынка недвижимости в целом, предложений для сотрудничества с населением и предприятиями.
В-третьих, на всех уровнях государственного управления недвижимостью в России необходимо улучшение межведомственного взаимодействия. На данный момент процесс решения различных вопросов государственного управления недвижимостью на региональном или муниципальном уровне является очень долгим ввиду необходимости согласования данных с федеральными ведомствами.
Межведомственное взаимодействие должно быть отлажено не только в части сотрудничества федеральных, региональных и муниципальных органов власти, но и в парадигме работы с населением и бизнес-структурами. В конечном итоге такое взаимодействие поможет выработать необходимые решения по актуальным вопросам в области управления недвижимостью.
Уже сейчас ведется работа в данном направлении: одной из эффективных инициатив стало внедрение Федеральной государственной информационной системы учета недвижимости, которая позволяет обмениваться данными между федеральными и региональными органами государственной власти. Благодаря этому улучшается учет и контроль за недвижимостью, налаживается межведомственное взаимодействие.
Таким образом, текущее состояние сферы государственного управления недвижимостью в Российской Федерации нельзя назвать полностью благоприятным и устойчивым. Существуют достаточно глубокие проблемы в управлении государственной недвижимостью, такие как ошибки в межведомственном взаимодействии, коррупция и непрозрачность информации, отсутствие полноценной цифровизации и др.
Однако при помощи грамотно выстроенных мер, ориентируясь на актуальные для Российской Федерации перспективы развития в сфере государственного управления недвижимостью, возможно улучшить текущую ситуацию и наладить процессы государственного управления.
Литература:
- Государственно-частное партнерство — Текст: электронный // Министерство инвестиций и развития Свердловской области: [сайт]. — URL: https://mir.midural.ru/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-0 (дата обращения: 25.11.2024).
- Компании с государственным участием на Московской бирже — Текст: электронный // Сервис Газпромбанк инвестиции [сайт]. — URL: https://gazprombank.investments/blog/reviews/state-participation-companies/ (дата обращения: 23.11.2024).
- Кузьмина Л. А., Лоскутов Н. В. Проблемы и перспективы совершенствования управления государственной собственностью в российской федерации — Текст: электронный // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 3–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-sovershenstvovaniya-upravleniya-gosudarstvennoy-sobstvennostyu-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 07.12.2024).
- Попов, В. М. Принципы управления недвижимостью / В. М. Попов. — Текст: электронный // Институт недвижимости и информальной юстиции: [сайт]. — URL: https://ino.ast.social/novosti/182-printsipy-upravlenija-nedvizhimostju.html (дата обращения: 07.12.2024).
- Прогнозный план приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2020–2022 годы — Текст: электронный // Правительство Российской Федерации [сайт]. — URL: http://government.ru/docs/38757/ (дата обращения: 20.11.2024).
- Счетная палата заявила о неэффективности приватизации в России — Текст: электронный // Сетевое издание РБК [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/economics/27/05/2021/60ae3f369a7947e218229e39 (дата обращения: 20.11.2024).
- Doing Business. — Текст: электронный // World Bank Group: [сайт]. — URL: https://archive.doingbusiness.org/ru/doingbusiness (дата обращения: 27.11.2024).
- Worldwide Governance Indicators. — Текст: электронный // World Bank: [сайт]. — URL: https://www.worldbank.org/en/publication/worldwide-governance-indicators (дата обращения: 27.11.2024).