Перспективы развития государственного управления недвижимостью в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 09.12.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Нигматулин, Р. Р. Перспективы развития государственного управления недвижимостью в Российской Федерации / Р. Р. Нигматулин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120327/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор проводит исследование текущей ситуации в сфере государственного управления недвижимостью в Российской Федерации. Автор выявляет и описывает некоторые перспективы развития государственного управления недвижимостью.

Ключевые слова: государственное управление недвижимостью, управление недвижимостью в Российской Федерации, государственная недвижимость, перспективы управления недвижимостью.

Эффективное управление государственной недвижимостью обеспечивает стране рациональное распределение ресурсов и, вместе с тем, стимулирует инвестиции в инфраструктуру. Поэтому крайне важно не только представлять текущее состояние, но и понимать перспективы развития данной сферы деятельности.

Исторически сложилось, что в России роль государства в процессах управления недвижимостью очень высока. При этом основные процессы, связанные с государственным управлением недвижимостью, в последние годы сводились к приватизации.

Между тем, в рамках программы приватизации в 2017–2019 гг. было передано слишком большое количество объектов недвижимости, из-за чего государственный бюджет Российской Федерации недополучил значительную часть средств (рисунок 1).

Динамика поступлений в государственный бюджет РФ

Рис. 1. Динамика поступлений в государственный бюджет РФ

средств от приватизации в 2011–2019 гг. Составлено автором по [6]

После анализа данной ситуации Минэкономразвития России учло некоторые из факторов риска и в программе приватизации госимущества

на 2020–2022 гг. вместо 253 федеральных государственных унитарных предприятий (как было в плане 2017–2019 гг.) заложили 86 предприятий [5].

Помимо приватизации, в Российской Федерации существует тренд на участие государства в различных предприятиях. Их можно назвать компаниями с государственным участием (далее — КГУ). Количество таких компаний в стране постоянно растет. По данным Мосбиржи, в конце 2023 года 40 % эмитентов являются КГУ [2]. Примеры подобных КГУ можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1

Компании с госучастием на Московской бирже. Составлено автором по: [2]

Наименование компании

Эффективная доля государства

Наименование компании

Эффективная доля государства

ОАК

92,3 %

Сбербанк

50,0 %

Таттелеком

87,2 %

Газпром

50,0 %

ИРКУТ

85,0 %

Газпром нефть

47,9 %

Совкомфлот

82,8 %

КамАЗ

47,1 %

НМТП

80,0 %

ОГК-2

40,5 %

Транснефть

78,5 %

Роснефть

40,4 %

ФСК Россети

75,0 %

Татнефть

34,0 %

Аэрофлот

73,8 %

Интер РАО

33,8 %

РусГидро

70,6 %

ТГК-1

25,9 %

АЛРОСА

66,0 %

Мосбиржа

25,1 %

ВТБ

60,9 %

ВСМПО-АВИСМА

25,0 %

Ростелеком

56,3 %

VK Group

5,7 %

Башнефть

56,0 %

НОВАТЭК

5,0 %

Мосэнерго

53,3 %

На сегодняшний день в России наблюдается большое количество институциональных форм участия государства в управлении недвижимостью. К ним относятся, например, унитарные предприятия федеральной собственности, федеральные государственные бюджетные учреждения, акционерные общества, государственные компании и государственные корпорации, институты развития, региональная и муниципальная собственность. При этом некоторые из таких предприятий, внося в ВВП страны в целом 55 % (по данным Росстата по состоянию на 01.07.2021), являются непрозрачными.

Что касается современного состояния в сфере государственного управления недвижимостью, можно отметить, что доходность и рентабельность хозяйствующих субъектов с долей государственного участия снижается [3]. Такие предприятия играют важную роль в достижении социального эффекта, обеспечении независимости и развития государства, ведь они задействованы в таких сферах, как социальная, производственная, транспортная, образовательная, экологическая, а также затрагивают средства коммуникации и связь [3].

При этом ориентироваться только на доходность в качестве результативности процесса управления государственной недвижимостью нельзя. Текущее состояние и результаты деятельности по управлению недвижимостью в Российской Федерации и ее субъектах целесообразно оценивать через экономические и социальные критерии.

Так, качество государственного регулирования, которое оценивается Всемирным банком, в период с 2018 по 2022 гг. в Российской Федерации снижалось (рисунок 2). Также на рисунке 2 можно увидеть уровень контроля коррупции в России, который остается на достаточно низком уровне.

Уровень качества государственного регулирования и контроля коррупции в Российской Федерации в 2018–2022 гг. Составлено автором по: [8]

Рис. 2. Уровень качества государственного регулирования и контроля коррупции в Российской Федерации в 2018–2022 гг. Составлено автором по: [8]

В то же время по условиям и процедурам регистрации собственности Россия находится на 12 месте по рейтингу Всемирного банка Doing Business [7]. То есть в настоящее время наблюдаются не только негативные, но и позитивные тенденции в сфере управления недвижимостью в России.

Все эти тенденции выливаются в ряд проблем, с которыми сталкивается российская сфера управления государственной недвижимостью. Например, в связи с большой долей непрозрачности в секторе государственного управления недвижимостью и имуществом существует опасность коррумпирования и присвоения административной ренты. Безусловно, это негативно влияет на качество и результативность процесса государственного управления недвижимостью.

Вдобавок к этому, зачастую в России не реализуются принципы наилучшего использования объектов недвижимости, платности и открытости информации. Так, большое количество объектов недвижимости находятся на стадии незавершенного строительства. Многие объекты недвижимости не используются никаким образом, а производственные мощности на их территории простаивают [4].

Чаще всего объекты государственной недвижимости передаются через приватизацию (очень масштабную даже по меркам страны) или на льготных условиях, что противоречит принципу платности. Информация о некоторых сделках по передаче государственной недвижимости находится в закрытом доступе, что противоречит принципу открытости.

Следует отметить, что государственная недвижимость является источником обеспечения государственной деятельности, а также финансирования государственных функций. То есть от эффективности государственного управления недвижимостью зависит и реализация различных программ в России — политических, экономических, социальных. Однако даже при реализации программы приватизации в 2017–2019 гг. Счетной палатой РФ зафиксировано невыполнение плана на 75 % [6].

Для нивелирования негативных последствий текущего состояния сферы управления государственной недвижимостью, а также содействия дальнейшему развитию данного процесса в России, полагается возможным сформулировать перспективы развития государственного управления недвижимостью в Российской Федерации и ее субъектах.

Во-первых, привлечение частных инвестиций. Такие инвестиции позволят сделать рынок управления государственной недвижимостью более прозрачным и открытым.

Одним из методов работы с инвестициями является государственно-частное партнерство, которое на сегодняшний день также реализуется в сфере государственного управления недвижимостью. Однако более тесное и детально проработанное сотрудничество государства и частного сектора позволит снизить финансовую нагрузку на бюджет, привлечь новые технологии и управленческие подходы [1].

Дополнительно к реализации проектов ГЧП возможна разработка инвестиционных проектов под процессы управления недвижимостью.

Во-вторых, усиление прозрачности и контроля процессов государственного управления объектами недвижимости. Это не только будет способствовать снижению уровня коррупции, но и поможет повысить доверие общества и бизнес-структур к государственным органам и их инициативам.

Для усиления прозрачности необходимо развитие открытых данных и цифровизация большинства процессов управления недвижимостью и их мониторинга. Возможным решением данного вопроса может стать создание цифровой платформы для публикации открытой информации о состоянии государственного управления недвижимостью, рынка недвижимости в целом, предложений для сотрудничества с населением и предприятиями.

В-третьих, на всех уровнях государственного управления недвижимостью в России необходимо улучшение межведомственного взаимодействия. На данный момент процесс решения различных вопросов государственного управления недвижимостью на региональном или муниципальном уровне является очень долгим ввиду необходимости согласования данных с федеральными ведомствами.

Межведомственное взаимодействие должно быть отлажено не только в части сотрудничества федеральных, региональных и муниципальных органов власти, но и в парадигме работы с населением и бизнес-структурами. В конечном итоге такое взаимодействие поможет выработать необходимые решения по актуальным вопросам в области управления недвижимостью.

Уже сейчас ведется работа в данном направлении: одной из эффективных инициатив стало внедрение Федеральной государственной информационной системы учета недвижимости, которая позволяет обмениваться данными между федеральными и региональными органами государственной власти. Благодаря этому улучшается учет и контроль за недвижимостью, налаживается межведомственное взаимодействие.

Таким образом, текущее состояние сферы государственного управления недвижимостью в Российской Федерации нельзя назвать полностью благоприятным и устойчивым. Существуют достаточно глубокие проблемы в управлении государственной недвижимостью, такие как ошибки в межведомственном взаимодействии, коррупция и непрозрачность информации, отсутствие полноценной цифровизации и др.

Однако при помощи грамотно выстроенных мер, ориентируясь на актуальные для Российской Федерации перспективы развития в сфере государственного управления недвижимостью, возможно улучшить текущую ситуацию и наладить процессы государственного управления.

Литература:

  1. Государственно-частное партнерство — Текст: электронный // Министерство инвестиций и развития Свердловской области: [сайт]. — URL: https://mir.midural.ru/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-0 (дата обращения: 25.11.2024).
  2. Компании с государственным участием на Московской бирже — Текст: электронный // Сервис Газпромбанк инвестиции [сайт]. — URL: https://gazprombank.investments/blog/reviews/state-participation-companies/ (дата обращения: 23.11.2024).
  3. Кузьмина Л. А., Лоскутов Н. В. Проблемы и перспективы совершенствования управления государственной собственностью в российской федерации — Текст: электронный // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 3–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-sovershenstvovaniya-upravleniya-gosudarstvennoy-sobstvennostyu-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 07.12.2024).
  4. Попов, В. М. Принципы управления недвижимостью / В. М. Попов. — Текст: электронный // Институт недвижимости и информальной юстиции: [сайт]. — URL: https://ino.ast.social/novosti/182-printsipy-upravlenija-nedvizhimostju.html (дата обращения: 07.12.2024).
  5. Прогнозный план приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2020–2022 годы — Текст: электронный // Правительство Российской Федерации [сайт]. — URL: http://government.ru/docs/38757/ (дата обращения: 20.11.2024).
  6. Счетная палата заявила о неэффективности приватизации в России — Текст: электронный // Сетевое издание РБК [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/economics/27/05/2021/60ae3f369a7947e218229e39 (дата обращения: 20.11.2024).
  7. Doing Business. — Текст: электронный // World Bank Group: [сайт]. — URL: https://archive.doingbusiness.org/ru/doingbusiness (дата обращения: 27.11.2024).
  8. Worldwide Governance Indicators. — Текст: электронный // World Bank: [сайт]. — URL: https://www.worldbank.org/en/publication/worldwide-governance-indicators (дата обращения: 27.11.2024).


Задать вопрос