В статье исследуются ключевые этапы творчества художника Дэвида Хокни, его технические новшества, особенности стиля и влияние на различные направления в искусстве, такие как поп-арт, концептуальное искусство, цифровое искусство и ландшафтная живопись. Также рассматривается критика и восприятие работ художника. В заключении подчеркивается значимость творчества Хокни в контексте эволюции современного искусства и его влияние на последующие поколения художников.
Ключевые слова: современное искусство, живопись, цифровое искусство, перспектива, цвет, поп-арт, ландшафтная живопись, критика, инновации, идентичность.
Дэвид Хокни родился 9 июля 1937 года в городе Брадфорд, в графстве Западный Йоркшир, Англия, в семье Элси и Лесли Хокни. Он был младшим из трех детей. Отец был военнослужащим, а мать — домашней хозяйкой. Семья, несмотря на достаточность средств для обеспечения комфортной жизни, находилась в рабочем классе, что сыграло важную роль в формировании социального и культурного контекста ранних лет Хокни.
Хокни начал проявлять интерес к искусству с раннего возраста. В возрасте 15 лет он начал посещать местную школу искусств Брадфорда, где обучался под руководством учителей, которые заметили его необычные способности.
В 1953 году он поступил в Королевскую академию художеств в Лондоне. Поступление в это учреждение стало поворотным моментом в жизни художника, так как здесь он получил возможность углубить свои знания и навыки в искусстве. Учеба в академии была интенсивной, и именно здесь Хокни познакомился с произведениями более ранних и современных мастеров, что способствовало его художественному развитию.
Его первые работы, выполненные в традиционном реалистическом стиле, не были революционными, но они помогали формировать его художественное видение. Однако через несколько лет Хокни проявил свой интерес к новым формам, ориентируясь на новаторские течения в искусстве. Во время обучения он также начал формировать свою концепцию о том, как передавать реальность, исследуя способы и методы, которые впоследствии станут основными элементами его творческого подхода.
После завершения учебы в Королевской академии в 1962 году Хокни переехал в Лондон, где его работы начали привлекать внимание критиков. В эти годы художник становится частью британской арт-сцены и активно участвует в выставках. Его творчество начало развиваться в контексте поп-арта, однако Хокни всегда оставался независимым от жестких рамок этого течения, что позволило ему создать свой уникальный стиль.
Основные моменты, сформировавшие его художественную личность:
- Семейное воспитание и ранний опыт. Влияние рабочего класса, скромных бытовых условий и семейных ценностей.
- Образование в Королевской академии художеств. Прочность фундаментальных знаний и знакомство с классическим искусством.
- Влияние культурной среды Лондона 1960-х годов. Широкие контакты с современными художниками и арт-сценой Великобритании.
- Влияние поп-арта и новых концепций пространства и перспективы. Стремление выйти за рамки традиционных жанров и техник, что стало основой его поиска индивидуальности в искусстве.
Одним из центральных элементов творчества Хокни является его уникальное восприятие пространства и перспективы. В то время как классическая западная живопись основана на линейной перспективе, Хокни предложил свои альтернативы и новшества в этом направлении. Его подход к перспективе был многократным и фрагментированным, что создавало эффект многослойности и многозначности. Вместо того чтобы следовать одной фиксированной точке зрения, Хокни использует несколько точек зрения одновременно, что позволяет создать динамичную картину, которая кажется «многослойной» и многогранной.
Он стремился передать субъективное восприятие пространства, а не следовать установленным законам перспективы. В его работах, таких как «Большой бассейн в Лос-Анджелесе» (1967), можно заметить, как он искусно комбинирует различные планы и ракурсы. В результате, зритель видит картину не с одной фиксированной точки, а как бы сразу с нескольких. Хокни разрушает традиционные представления о том, как должно восприниматься пространство, привлекая внимание к динамике и времени. Это новаторское восприятие пространства также стало важным элементом его работ в цифровом искусстве, например, в картинах, созданных на iPad.
Хокни всегда уделял особое внимание использованию цвета, который для него стал важнейшим инструментом выражения эмоций и восприятия мира. В его ранних работах цвет служил способом создания яркой, насыщенной и выразительной атмосферы, что было типично для его поп-артовской фазы. Он активно использовал яркие, насыщенные цвета, что отличало его работы от более приглушенных палитр других художников того времени.
Однако на протяжении его карьеры подход к цвету изменялся. В работах конца 1960-х — начала 1970-х годов он использует контрастные и яркие цвета для создания динамичных и насыщенных визуальных образов. Например, в картине «Большой бассейн в Лос-Анджелесе» (1967) Хокни сочетает насыщенные синие и зеленые оттенки для передачи глубины воды, а также яркие цвета для изображения людей и окружающих объектов. Этот яркий, насыщенный цветовой ряд стал визитной карточкой художника, который с помощью цвета передавал не только визуальные, но и эмоциональные особенности окружающего мира [3].
Позднее, в 1980-х годах, Хокни начал использовать более «приглушенные» цвета в своих полотнах, что отражало его стремление к созданию более эмоционально насыщенных и глубоких работ. Эти изменения можно наблюдать в картинах, посвященных теме природы и пейзажей, где цвет стал более тонким и многозначным, а форма — более абстрактной.
Одной из самых ярких черт творчества Хокни является его активное использование технологий для создания произведений искусства. Особенно важно отметить его работы, выполненные с использованием цифровых технологий, таких как работы, созданные на планшете iPad. Эти работы открыли новые горизонты для художественного творчества и значительно расширили возможности в плане создания и редактирования произведений.
Хокни не был первым художником, который использовал компьютеры и планшеты для создания искусства, но именно его работы в этом направлении обрели огромную популярность и были признаны на международном уровне. В картине «Древесное озеро» (2011), созданной с использованием iPad, Хокни использует мобильное приложение Brushes для создания впечатляющих и динамичных изображений природы. В этом контексте он показывает, как современные технологии могут быть использованы для создания не только абстрактных, но и крайне реалистичных образов.
Применение цифровых технологий позволило Хокни не только экспериментировать с формой и цветом, но и с композицией, а также раскрыть новые возможности для взаимодействия между художником и зрителем. Благодаря планшетам он мог работать в любой обстановке и в любое время, что придавало его творчеству новую динамику и гибкость. Этот опыт был важен для его дальнейших поисков и влиял на многие его работы, включая большие мультимедийные проекты, выставленные в галереях по всему миру.
Хокни также активно экспериментировал с портретной живописью, что также отражает его стремление к новаторству. Он использовал различные техники и методы для создания портретов, которые стали значимой частью его творчества. В отличие от традиционных портретов, выполненных в одном ракурсе и с одной точкой зрения, Хокни часто изображал своих моделей с разных углов и в разных позах. Это позволило ему создавать более динамичные и многозначные образы, отражающие не только внешний вид, но и внутренний мир персонажей.
Его знаменитая серия портретов, среди которых «Портрет Эдит» (1976) и «Портрет Кевина» (1983), подчеркивает его экспериментальный подход к изображению людей. Хокни не просто воспроизводил внешний облик, а пытался понять и передать эмоции и индивидуальные особенности своих моделей через форму, цвет и композицию. Этот подход к портрету можно рассматривать как важное новшество в контексте традиционного портретного искусства.
Поздние работы Хокни демонстрируют его увлечение абстракцией и экспрессионизмом. В то время как ранние произведения художника характеризуются фигуративностью и реалистичными образами, в его более поздних картинах он использует абстрактные формы и яркие цвета, чтобы передать эмоциональную составляющую произведений. Это особенно ярко проявляется в его картинах, посвященных природе и пейзажам, где формы становятся более абстрактными, а композиция освобождается от привычных ограничений.
Эти работы можно рассматривать как продолжение его исследования цвета и формы, но в более свободной и эмоциональной манере, где важна не столько точность изображения, сколько ощущение и восприятие окружающего мира. В таких картинах как «Раннее утро в Беверли-Хиллс» (1990) Хокни передает визуальные образы с помощью динамичных форм и смелых цветовых решений, что позволяет зрителю погрузиться в атмосферу картины, а не просто наблюдать за ней.
Одним из наиболее заметных аспектов влияния Дэвида Хокни является его влияние на целые поколения художников, работающих в разных жанрах. Он не только сам продолжал искать инновации в искусстве, но и вдохновил многих на экспериментирование с формой, техникой и стилем [1].
1) Поп-арт и пост-поп-арт.
Хокни был связан с поп-артом, хотя его работы не всегда соответствовали строгим канонам этого движения. Он экспериментировал с изображением обыденной жизни и массовой культуры, что являлось характерным для поп-арта, но делал это через призму своей индивидуальной эстетики. Работы таких художников, как Ричард Хэмблин и Рой Лихтенштейн, находились в диалоге с его творчеством. Однако в отличие от других поп-арт художников, Хокни не был ограничен только яркими визуальными образами массовой культуры; он продолжал искать глубину в искусстве, расширяя горизонты того, как воспринимается реальность.
2) Концептуальное искусство.
Влияние Хокни также ощущается в работах концептуалистов. Он стремился к свободному восприятию реальности и развивал интерес к размытию границ между художественными направлениями. Многие современные художники, работающие в концептуальном искусстве, использовали принципы разрыва с традиционными канонами, что перекликалось с теми экспериментами, которые проводил Хокни с формой и пространством.
3) Цифровое искусство.
Переход к использованию новейших технологий для создания живописи стал вдохновением для многих художников, работающих в жанре цифрового искусства.
Важнейший аспект творчества Хокни связан с его уникальным подходом к изображению человеческой фигуры и выражению идентичности. Хокни был одним из первых художников, которые открыто выразили свои взгляды на сексуальность в искусстве, что стало значимым вкладом в культурное восприятие гомосексуальности и сексуальных меньшинств в широком контексте искусства и культуры.
Хокни также стал одним из первых художников, кто открыто заявил о своей ориентации, что стало важным шагом в искусстве 1960–70-х годов, когда сексуальные меньшинства еще не имели такой видимой платформы. Влияние этого подхода можно проследить в работах последующих художников, таких как Арт Шпигельман и Джефф Кунс, которые также исследуют сексуальность, интимные отношения и идентичность через призму современного искусства.
Одной из наиболее характерных особенностей творчества Хокни является его внимание к архитектурным и природным пейзажам, что также оказало влияние на восприятие этих элементов в искусстве. Он был одним из тех художников, кто революционизировал традиционную пейзажную живопись, превратив её в более динамичную и многослойную форму, чем просто отображение природы [2].
Влияние Хокни на ландшафтную живопись и архитектуру связано с его уникальным подходом к изображению пространства. Он нарушал традиционную линейную перспективу, что стало революционным для изображений природы и архитектуры. Например, в его картинах, таких как «Калифорнийский бассейн» (1967), «Пейзаж с бассейном» (1967), он размывает границу между архитектурными элементами и природой, изображая их одновременно и в пространстве, и во времени. Это создает ощущение того, что пространства и времени существуют одновременно, а не в строгом порядке.
Такие подходы стали основанием для создания новых типов взаимодействия между архитектурой и искусством. Множество современных художников и архитекторов, таких как Даниэль Либескинд и Заха Хадид, приняли этот подход к фрагментированному пространству, который возник как следствие экспериментов Хокни.
Хокни оказал огромное влияние на массовую культуру и на восприятие искусства в целом. Его работы не только были широко представлены в крупных музеях и галереях, но и стали частью массовой культуры, особенно в 1960–70-х годах, когда началась «культурная революция».
Также стоит отметить, что работы Хокни активно используются в коммерческих и рекламных проектах, что подчеркивает его огромную популярность в массовой культуре. Его визуальный стиль и использование ярких цветов стали неотъемлемой частью визуальной идентичности разных брендов и рекламных кампаний.
Один из наиболее фундаментальных аспектов влияния Хокни заключается в трансформации самого понятия «живопись» и «рисунок». В его работах часто пересекаются границы между этими двумя видами искусства.
Хокни не ограничивается только традиционными средствами выразительности, но активно внедряет новые методы, включая фотосъемку, цифровую живопись и видео. Это открыло новые горизонты для художников, работающих в жанре рисунка и живописи, и подтолкнуло к расширению границ этого искусства, включая фотографии, видео, цифровые и мультимедийные работы.
Сведем данные нашего исследования в таблице 1. Эта таблица подчеркивает ключевые аспекты влияния Хокни, которые охватывают не только традиционные художественные направления, но и новые формы искусства и массовую культуру.
Таблица 1
Влияние Дэвида Хокни на различные аспекты современного искусства
Аспект | Влияние Дэвида Хокни | Пример |
---|---|---|
Поп-арт и пост-поп-арт | Вдохновил на использование ярких цветов и образов из массовой культуры, но с глубоким личностным подходом | «Большой бассейн в Лос-Анджелесе»(1967) |
Концептуальное искусство | Способствовал расширению границ искусства, переходу от фигуративного изображения к абстракции и размытию традиционных форм | Эксперименты с перспективой и пространством |
Цифровое искусство | Пионер в использовании технологий (планшетов iPad) для создания живописи, что привело к развитию цифровой живописи как отдельного направления | «Древесное озеро» (2011) |
Сексуальность и идентичность | Открыто исследовал темы сексуальной идентичности и гомосексуальности, создавая значимые образы для ЛГБТ-сообщества в искусстве | «Два мужчины на диване» (1963) |
Ландшафтная живопись и архитектура | Революционизировал восприятие пространства в пейзаже, разрушив традиционную линейную перспективу и создав многослойные изображения пространства | «Большой бассейн в Лос-Анджелесе» (1967) |
Массовая культура | Стал иконой поп-культуры, его работы используются в рекламе и массовых кампаниях, что подчеркивает влияние его визуального стиля | Использование элементов стиля Хокни в рекламе и дизайне |
Публичные выставки и восприятие | Популяризировал искусство через крупные выставки и ретроспективы, что увеличило интерес к современному искусству в широкой аудитории | Ретроспективы «A Bigger Picture» (2012), выставки в Тейт Бритэн |
Портретная живопись | Предложил новый подход к изображению человеческой фигуры, использовав различные ракурсы и точки зрения, что позволило создавать динамичные и многозначные образы | «Портрет Эдит» (1976), «Портрет Кевина» (1983) |
Дэвид Хокни — фигура, которая вызывает как восхищение, так и критику. Его творчество подвергалось разностороннему восприятию, от признания гениальности и новаторства до более сдержанных и даже скептических откликов.
Основные аспекты критики и восприятия творчества Дэвида Хокни представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные аспекты критики и восприятия творчества Дэвида Хокни
Аспект | Критика | Положительное восприятие |
---|---|---|
Перспектива и пространство | Нарушение традиционной перспективы воспринималось как сложное для восприятия и трудное для понимания | Новаторский подход, который предлагает зрителю новое восприятие реальности, многослойность и динамичность |
Цвет и форма | Некоторые критики считали использование ярких цветов избыточным и «пластиковым» | Мастерство в использовании цвета, который передает эмоции и атмосферу, насыщенность и выразительность |
Сексуальность и личная жизнь | Критика за откровенные изображения гомосексуальных отношений в искусстве | Открытое выражение сексуальности стало важной вехой в истории искусства и сделало его работы важными для ЛГБТ-сообщества |
Цифровое искусство | Некоторые критики считают цифровое искусство менее ценным и «слишком простым» в сравнении с традиционной живописью | Применение новых технологий в искусстве открывает новые горизонты для творчества и вдохновляет следующее поколение художников на эксперименты |
Общее восприятие | В начале карьеры работы Хокни воспринимались как «поверхностные» и ориентированные на массовую аудиторию | Современные оценщики признают его работу важной в контексте развития искусства XX и XXI веков, отмечая его уникальность и влияние |
Таким образом, восприятие Дэвида Хокни как художника не ограничивается одной категорией, а включает в себя множество аспектов, от технических новшеств до глубоких философских вопросов.
Литература:
- Конфедерат О. В. К вопросу о генезисе экранных искусств: Леонардо да Винчи — Павел Флоренский — Дэвид Хокни // Вестник Челябинского государственного университета. — 2012. — № 20(274). — С. 161–165.
- Красильникова А. А. Панорамный взгляд на творчество Дэвида Хокни: от фотографии к живописи // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. — 2018. — № 1–1. — С. 201–228.
- Рыков А. В. Творчество Дэвида Хокни 1970-х годов и «неоконсервативный постмодернизм» // Университетский историк: Альманах. — 2005. — С. 258–277.