В данной статье рассматривается вопрос о происхождении и развитии жанра литературной сказки, а также описаны три основных подхода в этой сфере: литературная сказка, производная от народной, литературная сказка как уникальный жанр, а также литературная сказка, обладающая секретностью жанра. Автор статьи подчеркивает, что генезис литературной сказки является не просто линейным процессом перехода от фольклорной сказки к литературной, а более сложное взаимодействие различных культурных слоев, на которые оказали влияние фольклорные и литературные источники, а также западноевропейский традиции. В конце статьи автор приходит к выводу о том, что в разные периоды жанр литературной сказки развивался от прямого использования фольклорных сюжетов к новым художественным формам, где народные основы становились менее очевидными.
Ключевые слова: литературная сказка, фольклор, народная сказка, генезис, эволюция, архетип, миф, добро и зло, нравоучение, аллегория, письменная традиция.
Вопрос об истоках литературной сказки относится к дискуссионным. В отечественном литературоведении на этот счет сложилось три концептуальных подхода. Представители первого направления (Лупанова И. П., Померанцева Э. В., Неелов Е. М., Бучугина Т. Г.) исходят из того, что жанр литературной сказки является производным от сказки народной, поскольку многие его черты определены общими тенденциями развития сказки в целом. По выражению Т. Г. Бучугиной, в литературной сказке «сохраняются «корневые» законы сказки народной: установка на вымысел, утверждение законов Добра и Красоты, опора на устойчивые «правила игры» в сюжете и композиции сказки» [3, с. 13].
Среди исследователей завоевывает популярность концепция автономности литературной сказки как самостоятельного жанра, имеющего свой внутренний закон и эволюцию [7, с. 219]. Последователи этого направления обращают внимание на то, что в фольклоре традиционность предполагает следование канону и буквально повторение целого ряд формальны элементов, а в литературе следование традиции довольно редко сводится к повторению конкретных элементов форм фольклорного «прототипа» [6].
Третье направление объединяет литературоведов, придерживающихся идеи синкретичности жанра литературной сказки. Сторонники этой позиции выявили влияние устной традиции на авторскую сказку, обнаружив в ней такие свойственные фольклору элементы, как иносказательность, антропоморфизм, анимизм, метаморфозы, гиперболизация, а также переменные признаки: оптимистический конец, сатирическое заострение классовых явлений, разговорный язык (Д. Д. Нагишкин).
Исследователи по-разному определяют «точку отсчета», с которой начинается становление литературной сказки как самостоятельного жанра. Некоторые авторы (М. О. Скрипиль, Е. П. Званцева) полагают, что литературная сказка существовала уже в XVII веке, поскольку литературные сказки были включены в сборники сказок XVIII века. С другой стороны, O. K. Герлован в диссертации «Русская литературная сказка XVIII — начала XIX века (Понятие. Истоки. Типология)» ссылается на мнения И. П. Лупановой, Р. В. Иезуитовой, Т. Г. Леоновой, И. З. Сурат, которые единодушно склоняются к выводу: жанр литературной сказки формируется с начала 30-х годов XIX века, сказочные произведения XVIII века — это лишь подступы к жанру литературной сказки [4].
Развернутое описание эволюции литературной сказки представлено в диссертационном исследовании О. И. Зворыгиной [Зворыгина О. И., 2020, с. 42]. Остановимся на некоторых ее ключевых пунктах, позволяющих проследить внутреннюю логику развития жанра.
Связывая его зарождение со второй половиной XVIII в. — 20-ми годами XIX века, указанный автор вслед за рядом других исследователей вполне убедительно показывает, что именно в это время отчетливо проявляется интерес писателей и поэтов к литературной сказке. О популярности жанра свидетельствует и тот факт, что к нему обращается и императрица Екатерина II, писавшая аллегорически-дидактические сказки для своего внука будущего императора Александра I.
Вторая половина XVIII века стала временем литературного поиска, в ходе которого происходит усвоение, переработка и творческое перевоплощение фольклорной основы. В этот период заимствование сказочных сюжетов, образов, оборотов идет как непосредственно из самого фольклора, так и опосредованно из многочисленных сборников фольклора.
О. К. Герлован отмечает, что впервые слово «сказка» как определение оригинального литературного произведения появляется у М. Д. Чулкова в заглавии «Пересмешник, или Славенские сказки», что свидетельствовало о том, что авторское сознание творит «сказку», жанрово определяет произведение как «сказку».
Все следующее столетие шел активный процесс освоения художественного наследия народной сказки и одновременно удаления от пражанра в поисках новых жанровых форм, в которых менялось соотношение индивидуального и коллективного, литературного и фольклорного.
В первой половине XIX столетия трансформация волшебной народной сказки в авторской интерпретации, по мнению Л. В. Дерезы, шла в нескольких направлениях, каждое из которых демонстрировало все большее удаление от фольклорной основы: прозаическая сказка-стилизация, поэтическая сказка стилизация, сказки-пародии и нефольклорная литературная сказка.
Наибольшую близость к народной сказке обнаруживает прозаическая сказка-стилизация (например, сказки В. И. Даля, М. Ю. Лермонтова, С. Т. Аксакова), по ряду жанровых признаков приближающаяся к повести или рассказу.
Поэтическая сказка — стилизация (Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, П. П. Ершов) уже в силу своей поэтической формы отдаляется от фольклорного образа, сохраняя многие его черты (сближение речи рассказчика с разговорным языком, использование «сказочных формул)
Безусловно, кульминация развития жанра связана с творчеством А. С. Пушкина. Его художественный поиск был направлен на преодоление архаики фольклорной сказки и вместе с тем на использование ее возможностей для создания более гибких форм, наполненных новым содержанием. Многие исследователи единодушны в том, что только ему удалось создать стройный, внутренне логичный цикл сказок.
Помимо сказок-стилизаций появляется и такая разновидность, как сказки-пародии (Н. М. Языков, П. А. Катенин). Их особенность заключалась в том, что мотивы сказочных сюжетов в них переосмысливаются автором в ироническом ключе. При этом позиция автора не совпадает с позицией персонажа, что и порождает эффект комизма.
Первое тридцатилетие XIX века было отмечено обращением к жанру литературной сказки русских романтиков Е. А. Баратынского, О. М. Сомова, А. Погорельского, В. Ф. Одоевского. В плане эволюции жанра их фантастическая проза рассматривается как вполне самостоятельное литературное явление, характеризующееся такими стилистическими приемами, как психологизм героев, лиризм повествования.
С творчества А. Погорельского и В. Ф. Одоевского начинается создание сказок с авторским сюжетом. В русской литературе это был первый опыт оживления сказки как жанра на литературной основе.
Сказки В. Ф. Одоевского подготовили литературную почву для дальнейшего развития этого жанра в условиях новой социальной и художественной реальности. Эволюция сказки заключалась в ее превращении в аллегорический рассказ обличительной направленности. [2, c. 67].
К началу XX века литературная сказка сложилась не просто как самостоятельный литературный жанр, а как метажанр, «старшинство» которого «по отношению ко многим литературным жанрам связано с его миромоделирующей функцией» [5, с. 162].
В XX веке фольклор занимает совсем иное место в литературном сознании. Трансформировались социально-нравственные и духовные ценности столетия, многое изменилось и в традиционной системе народных идеалов, на которых традиционно базировался художественный мир сказки.
Во второй половине XX столетия жанр литературной сказки пышно разрастается, образуя обширный диапазон видовых модификаций, или, по выражению Л. В. Овчинниковой, функционально-тематических групп: философско-сатирические и философско-аллегорические (Л. С. Петрушевская), философско-лирические (М. М. Пришвин), приключенческие, социальные (А. Гайдар, Ю. Олеша, Л. Лагин), научно-фантастические (братья Стругацкие, К. Булычев), игровые (Э. Успенский), романтические (В. Крапивин), познавательные (В. Бианки, К. Паустовский) [1, с. 221].
Естественно, перечисленные виды литературной сказки не охватывают всего реального многообразия ее форм. На эволюцию жанра влияют такие факторы, как: 1) социально-исторические условия его развития; 2) специфика советской (российской) литературы в целом, ее идейно-художественная сложность; 3) различие идейных течений и литературных направлений, к которым принадлежат разные писатели.
В целом, исследователи выявляют разные векторы трансформации этого жанра на рубеже ХХ — XXI веков, отмечая, с одной стороны, мощное влияние постмодернизма (трансформация и пародирование известных сюжетов, преображение знакомых героев, появление «продолжений»), с другой, — некоторое отдаление литературной сказки на периферию литературного процесса в тень.
Вместе с тем метажанр литературной сказки, порождаемый усложненным сознанием XX–XXI столетий, синтезирует многое из того, что было свойственно предшествующим этапам его развития. Изучение этого процесса с точки зрения взаимодействия фольклорной и авторской составляющих, т. е. соотношения элементов жанровой формы, отразившей архаический (или мифологический) тип художественного сознания и его развитие на протяжении нескольких веков, и индивидуальных точек зрения, неизбежно подводит к рассмотрению проблемы поэтики жанра.
Литература:
- Базарбаева И. С., Лиходзиевский А. С. Жанр литературной сказки и фантастики в современной литературе // Orienss. 2023 № 4. С. 220–223.
- Балобан П. В. типологические черты современной русской литературной сказки для взрослых и детей // Вестник магистратуры. 2023. № 4–3 (139). С. 66–68.
- Бучугина Т. Г. Формирование теоретико-литературных понятий в системе «трех кругов чтения». Народная и литературная сказка в пятом классе: автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 2000. С. 22.
- Герлован О. К. Русская литературная сказка XVIII — начала XIX в.: автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1996. С. 27.
- Кривощапова Т. В. Русская литературная сказка конца XIX — начала XX века: Учебное пособие по спецкурсу. Акмола: Издательство Акмолинского университета, 1995. С. 80.
- Лейдерман М. Н. (М. Липовецкий) Советская литературная сказка (Основные тенденции развития): автореф. дис. канд. филол. наук. Свердловск, 1989. С. 269.
- Скурат И. З. Жанр стихотворной сказки в русской литературе 1830-х годов: дис. канд. филол. наук. М., 1985. С. 239.