Физическая культура для студентов с нарушением зрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 11.12.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Гудимова, Ю. А. Физическая культура для студентов с нарушением зрения / Ю. А. Гудимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120351/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются актуальные проблемы организации занятий по физической культуре для студентов, страдающих нарушением зрения, будь то близорукость, дальнозоркость, хронические заболевания и иные виды нарушений. Мы знаем, что физическая культура, несомненно, важна для всех людей, она влияет на их физическое здоровье, активность и образ жизни. Соответственно все студенты в любых вузах обязаны обращать внимание на свое здоровье и заботиться о его поддержании. Однако, не всем студентам предоставлена такая возможность чисто на физическом уровне. Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся. Это дает возможность правильно дозировать физическую нагрузку в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием их здоровья. И в данной статье будет описано то, что необходимо для организации и проведения занятий по физической культуре для студентов Российской таможенной академии, имеющих нарушения зрения.

Ключевые слова: нарушение зрения, специальная группа, близорукость, хронические заболевания глаз, специальные упражнения, противопоказания к занятиям.

The article discusses the current problems of organizing physical education classes for students suffering from visual impairment, whether it is myopia, farsightedness, chronic diseases and other types of disorders. We know that physical education is undoubtedly important for all people, it affects their physical health, activity and lifestyle. Accordingly, all students in any university are obliged to pay attention to their health and take care of its maintenance. However, not all students are given this opportunity purely on a physical level. Annual medical examinations allow students to study the state of health, physical development and functional abilities of the most important body systems, as well as to establish a medical group of students. This makes it possible to properly dose physical activity during physical education classes in accordance with their state of health. And this article will describe what is necessary for the organization and conduct of physical education classes for students with visual impairments.

Keywords: visual impairment, special group, myopia, chronic eye diseases, special exercises, contraindications to classes

Студенты с нарушением зрения, относящиеся по предписанию врача к специальной медицинской группе, должны заниматься физической культурой в соответствии с показаниями и противопоказаниями к физическим упражнениям, которые должны быть прописаны в справочном документе [1]. В категорию слабовидящих входят студенты, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения находится в пределах от 0,05 до 0,4 на лучшем или единственном глазу в условиях оптической коррекции. У данной категории людей нарушение остроты зрения часто сочетается с нарушениями периферического зрения (сужение поля зрения до 35 °) или (и) цветоощущения. Наиболее распространенные заболевания студентов с нарушением зрения: близорукость; дальнозоркость; косоглазие; астигматизм; альбинизм; амблиопия; нистагм; микрофтальм; монокулярное зрение; нарушения центрального и периферического зрения и др. [2].

Для организации и проведения занятий со студентами, имеющими нарушения зрения, преподавателю физической культуры необходимо учитывать: состояние здоровья, характер глазной патологии, общую физическую подготовку и психологические особенности. Преподавателю физической культуры особо важно знать противопоказания к занятиям физическими упражнениями. Так, студентам с нарушениями зрения предусматриваются ограничения, в выполнении следующих упражнений: наклоны головы и туловища, исключены резкие и пружинящие наклоны, прыжковые упражнения, упражнения со значительным отягощением, многие упражнения из раздела акробатика, резкие перемещения положения тела, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения, статические упражнения, физические упражнения выполнять при ЧСС (частоте сердечных сокращений) 150–180 ударов в минуту.

Чтобы сохранить и улучшить остаточное зрение, необходимо использовать методики, имеющие коррекционную и профилактическую направленность и позволяющие учитывать следующие аспекты: охрана остаточного зрения; особенности индивидуального развития студента; щадящий режим зрительной нагрузки; рациональное чередования физической нагрузки и отдыха, специальных упражнений для глаз в течение дня; использование специальных методов и приемов в обучении двигательным действиям; система требований, которые предъявляются студенту. специальные упражнения для глаз лучше выполнять одновременно с дыхательными общеразвивающими, корригирующими упражнениями, а также упражнениями для мышц шеи и спины. Включают их в комплекс упражнений с целью улучшения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также укрепления мышечного корсета, мышц шеи и спины, ослабленной неправильной позой при зрительной работе (резко наклонена голова, сутулая спина). в комплексе профилактических мер поза человека при работе имеет большое значение.

Также следует отметить тренировку глаз, как важную часть занятия физической культурой для студентов, страдающих нарушениями зрения. Следующие рекомендации помогут при проведении упражнений для глаз:

— все упражнения выполнять без очков;

— упражнения выполнять спокойно, без какого-либо напряжения;

— научиться расслабляться (полное физическое и психическое расслабление);

— начинать тренировку лучше всего с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным;

— между упражнениями часто моргать глазами;

— продолжительность занятий: начинать с 1–2 мин, постепенно увеличивая до 10 мин [9].

Необходимо сказать, что упражнения, направленные на тренировку глаз, студенты могут выполнять как в спортивном зале, так и в своей домашней обстановке.

Преподавателю физической культуры в Российской таможенной академии необходимо иметь представления о часто встречающихся заболеваниях и отклонениях со зрением, знать специальную терминологию по данным заболеваниям. Несмотря на многие противопоказания и ограничения к занятиям физической культурой, важно отметить, что опасность для здоровья представляет не вид движений, а методики их проведения [7].

В процессе занятий физической культурой со студентами, имеющими нарушения зрения, решаются общие и специфические задачи.

К общим задачам относятся:

— сохранение и укрепление здоровья;

— содействие гармоничному развитию;

— повышение функциональных возможностей всех систем организма;

— повышение общей работоспособности организма;

— становление физической культуры личности.

Специфические задачи:

— развитие жизнеспособности;

— развитие эффективной самореализации для становления социально значимых членов общества;

— воспитание волевых качеств;

— накопление опыта пространственной ориентировки;

— повышение уровня координации движений;

— коррекция скованности;

— формирование коммуникативности;

— формирование положительных эмоций;

— развитие познавательной деятельности;

— охрана и развитие зрения;

— усиление работы мышц глаза [3].

В работе со студентами, имеющими нарушения зрения, на занятиях физической культурой должны использоваться по большей части те же методы и методические приемы, что и с молодежью без патологии зрения, то есть специфические и общепедагогические методы. Особенности их применения связаны с патологическими состояниями зрительного анализатора и определяются наличием предыдущего зрительного опыта, зависят от навыков пространственной ориентации, знаний и двигательных навыков, а также мест занятий.

Подводя итог, можно сформулировать вывод о том, что занятия физической культурой в Российской таможенной академии необходимы для студентов с нарушением зрения так же, как и для абсолютно здоровых. А также не забывать, что зрение является одним из важнейших факторов восприятия мира. Нарушения зрения приводят к негативным последствиям. Поэтому для поддержания и улучшения состояния зрительных органов необходимо ограничивать цифровое и световое воздействие на глаза, соблюдать правильное питание, включать в рацион больше витаминов, вести активный образ жизни и обязательно периодически проверять зрение у офтальмолога.

Литература:

  1. Кадочникова Ю. В. Физическое воспитание студентов, имеющих заболевания органов зрения: учеб.-метод. пособие // Издательство Уральского университета. 2017. С.108.
  2. Киселева Ж. И. Физическая культура студентов с нарушением зрения: методические рекомендации // Оренбург: Оренбургский государственный университет. 2019.
  3. Караулова С. С., Трифонова Е. П. Особенности организации занятий по физической культуре со студентами с нарушением зрения // Вестник спортивной науки. 2016. № 1.
  4. Бакешин К. П. Основы здорового образа жизни студента: учебное пособие // СпбГАСУ. 2016. С. 91.
  5. Попов Л. Н. Физическая культура и спорт слепых и слабовидящих // Советский спорт, 2003.
  6. Черкашин А. В., Сизоненко К. Н. Занятия по физической культуре в вузе при близорукости // Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2017.
  7. Демеш В. П., Бакешин К. П., Дудус А. Н. Исследования методики физической подготовки студентов на примере Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 4.
  8. Загревская А. И. Инновационный подход к физкультурному образованию студентов специальной медицинской группы в вузе // Адаптивная физическая культура. 2007. № 1.
  9. Толмачев Р. А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих // М.: Сов. спорт, 2004.
  10. Чуракова А. В. Сущность понятия «двигательная культура». Физическая культура, спорт и здоровье: современное состояние и пути развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 21 апреля 2017 года // Мурманск: МАГУ, 2018.


Задать вопрос