Копинг-поведение сотрудников реабилитационного центра как ресурс в противодействии синдрому эмоционального выгорания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 11.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Каргальскова, Т. Ю. Копинг-поведение сотрудников реабилитационного центра как ресурс в противодействии синдрому эмоционального выгорания / Т. Ю. Каргальскова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120379/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье анализируется проблема эмоционального выгорания среди сотрудников реабилитационных центров. Копинг-стратегии рассматриваются в качестве личностного ресурса, позволяющего регулировать стрессовые реакции и противостоять синдрому выгорания. Анализируются результаты исследований, показывающих связь копинг-стратегий и эмоционального выгорания. Делается вывод о наиболее значимых копинг-стратегиях с точки зрения преодоления выгорания.

Ключевые слова : эмоциональное выгорание, стресс, личностные ресурсы, копинг-стратегии, копинг-поведение, сотрудники реабилитационного центра.

В последние десятилетия проблема эмоционального выгорания приобретает большую значимость, особенно среди специалистов, тесно взаимодействующих с людьми. В частности, эта проблема крайне актуальна для сотрудников реабилитационных центров, которые ежедневно работают со сложным контингентом и сталкиваются с интенсивными эмоциональными нагрузками. Постоянный контакт с непростыми жизненными ситуациями, высокий уровень ответственности и эмоционального напряжения ставят перед сотрудниками необходимость эффективного управления стрессом и эмоциональными перегрузками. В этом контексте к личности сотрудников реабилитационного центра предъявляются особые требования, касающиеся умения успешно справляться со стрессом. При отсутствии эффективных навыков противодействия стрессу выгорание у них может развиваться быстрее, что будет снижать качество взаимодействия с пациентами и приводить к профессиональной деформации.

Эмоциональное выгорание в самом общем виде можно определить как синдром, включающий совокупность когнитивных, поведенческих и эмоциональных негативных симптомов, основанных на воздействии трудных условий профессиональной деятельности. Одними из первых обратили внимание на данную проблему К. Маслач и С. Джексон, которые заметили, что у сотрудников, работающих с людьми, формируются негативные симптомы в результате их деятельности: это симптомы эмоционального истощения, которое проявляется в виде хронической усталости, чувства опустошенности и невозможности эмоционально вкладываться в работу, потери интереса к работе и снижении качества профессиональной деятельности; деперсонализации, выраженной в формировании циничного, отчуждённого отношения к клиентам и коллегам, которые рассматриваются как объекты, «случаи», а не реальные люди, что сочетается с дефицитом эмпатии и общим исключением эмоций из профессионального взаимодействия; редукции профессиональных достижений, имеющей непосредственную связь с профессиональным самоотношением и характеризующейся ощущением неуспешности, неудовлетворенности своими результатами труда, потерей веры в собственные профессиональные компетенции [18].

В нашей стране существенный вклад в исследование эмоционального выгорания сотрудников внес В. В. Бойко, который рассматривает данный синдром как отражение особого вида психологической защиты, проявляющейся в виде полного или частичного исключения эмоционального компонента из профессиональной деятельности. Автор выделил фазы выгорания, которые он рассматривал аналогично фазам стрессовой реакции:

  1. Фаза напряжения — первая фаза, которая включает чувство неудовлетворенности, ощущение безысходности и тревогу. Характерны чувство «загнанности в клетку» и депрессия. На этом этапе специалист сталкивается с трудностями в работе, осознает, что не может устранить негативные факторы, что создает порочный круг: высокая рабочая нагрузка и нарастающее напряжение усиливают тревожность, запуская процесс выгорания.
  2. Фаза резистенции — характеризуется поиском способов совладания со стрессом, максимальной мобилизацией ресурсов для этого. Симптомы включают раздражительность, цинизм, равнодушие к другим людям, снижение продуктивности и качества общения. Настроение становится стабильно сниженным из-за избытка отрицательных эмоций. Появляется эмоциональная избирательность, дезориентация, потребность экономить эмоции, снижается эмоциональная вовлеченность в труд.
  3. Фаза истощения — характеризуется значительным снижением физических и психологических ресурсов. Специалист ощущает потерю мотивации, неспособность выполнять задачи и проявлять эмпатию. Работа становится источником разочарования, возникает ощущение ненависти к профессии. Основные симптомы включают эмоциональный дефицит, отстраненность, психосоматические и вегетативные расстройства [4].

Таким образом, эмоциональное выгорание представляет собой сложный синдром, динамика которого сходна с динамикой формирования стресса. В актуальной психологической практике наиболее значимым является вопрос о том, какие характеристики могут помочь человеку справиться с выгоранием, и чаще всего данный вопрос рассматривается в контексте ресурсного подхода.

Ресурсы, как отмечает В. А. Бодров, включают физические и психологические составляющие, активизация которых помогает человеку находить более эффективные способы поведения для преодоления стресса [3]. Н. Е. Водопьянова уточняет, что ресурсы преодоления включают актуальные возможности человека, действующие как инструменты саморегуляции для управления различными стрессорами. На ранних стадиях выгорания люди пытаются использовать имеющиеся ресурсы для сопротивления ему, однако при их недостатке могут возникнуть фрустрация, тревожность и чувство безысходности. Кроме того, человек может стараться накопить ресурсы, минимизируя их потери из-за чрезмерных эмоциональных затрат без получения желаемого результата [7].

На основе обобщения представлений различных авторов мы можем выделить следующие основные виды ресурсов:

  1. Индивидуальные ресурсы — осмысленность жизни, осознанность, мотивация, интернальность, самооценка, самоконтроль и другие черты, влияющие на саморегуляцию; особенности состояния здоровья; установки личности [1,7,12].
  2. Профессиональные ресурсы — профессиональные знания, навыки и опыт, которые позволяют эффективно регулировать поведение и справляться со стрессом в условиях профессиональной деятельности; особенности профессиональной мотивации [1,12,14].
  3. Социальные ресурсы — особенности социальной поддержки со стороны семьи, коллег, начальства; коммуникативные навыки, гибкость в общении и позитивное отношение к людям [1, 3].
  4. Материальные ресурсы — представляют собой финансовые возможности и доступ к различным формам помощи [12].

В контексте нашего исследований особенно актуальны индивидуальные ресурсы, одними из которых являются копинг-стратегии. В соответствии с классическим определением, которое было дано Р.Лазарусом и С.Фолкманом, копинг-стратегии — это динамическая система определенных действий, которые применяются личностью в стрессовой ситуации для преодоления её негативного влияния на функционирование и включают когнитивные и поведенческие усилия [17]. Первоначально проблема копинг-поведения рассматривалась в контексте ситуативного подхода, примером которого являются и работы Р. Лазаруса и С. Фолкманагде подразумевалось, что определяющим копинг-поведение фактором являются особенности самой стрессовой ситуации; однако, в дальнейшем сформировался диспозиционный подход, который предполагал, что наиболее важными при формировании копинг-поведения являются индивидуальные особенности личности, находящейся в стрессовой ситуации [15].

В современных отечественных работах копинг-поведение пониманием в контексте интегративного подхода: так, Т. Л. Крюкова определяет его как систему действий, которая способствует осознанному использованию различных инструментов совладания, адекватных особенностям личности и самой проблемной ситуации. Автор подчеркивает, что при реализации копинг-поведения человек является не пассивной жертвой ситуации, а активным субъектом, способным противодействовать проблеме [10].

В настоящий момент существует большое количество подходов к классификации копинг-стратегий, которые подчеркивают их многогранность и различие по степени адаптивности. В самом общем виде ещё Р. Лазарус и С. Фолкман выделили стратегии, ориентированные на снижение эмоционального напряжения и стратегии, ориентированные на саму проблему, подразумевающие когнитивные и поведенческие действия по её преодолению [17]. Ряд авторов, например, Дж. Вэйллант, выделяют как особый вид копинг-стратегий те, которые ориентированы на поиск социальной поддержки, отличая их от стратегий, отражающих различные способы переосмысления реальности, и стратегий, включающих осознанные способы коррекции стресса [19]. В целом в большинстве классификаций копинг-стратегий подчеркивается, что адаптивный или неадаптивный характер копинга обусловлен, прежде всего, соответствием поведения индивидуальным возможностям человека и специфике стрессора. Однако, большинством авторов такие стратегии, как планирование, поиск социальной поддержки и позитивная переоценка описываются как позитивные, адаптивные, тогда как стратегии бегства, социальной изоляции — как дезадаптивные [19, 20].

Таким образом, копинг-стратегии играют важное значение в преодолении стресса, в частности, того, который возникает в профессиональной сфере. Т. В. Большакова считает, что копинг-стратегии и эмоциональное выгорание влияют друг на друга: некоторые стратегии способствуют выгоранию, а развивающиеся симптомы выгорания направляют личность к использованию определенных стратегий, например, человек, переживающий истощение, чаще будет использовать бегство как способ, позволяющий избежать затрат на решение проблемы [5].

Стоит отметить, что большинство современных исследований связи копинг-стратегий и выгорания проведены на выборке педагогов и медицинских работников. Например, А. А. Баранов с коллегами выделяют несколько типов педагогов в зависимости от уровня выгорания и используемых копинг-стратегий: 1) отчужденно-редуцированный тип — индивиды, которые слабо реагируют на трудные ситуации профессиональной деятельности и не стремятся к их решению, имеют низкую профессиональную самооценку и слабую мотивацию труда; 2) эмоционально-истощенный тип — сотрудники, которые чаще всего склонны использовать дезадаптивные стратегии совладания, что приводит к критичности к себе и истощению; 3) конструктивно-стабильный тип — те индивиды, которым характерно использование эффективных стратегий, способствующих предотвращению выгорания [2].

В. М. Минияров и Е. А. Василевская в своем исследовании выявили, что среди педагогов, которые использовали непродуктивные копинг-стратегии, чаще наблюдается повышение симптомов выгорания, включающих усталость от работы, истощение, одиночество и нарушение отношений с коллегами [11]. Это также подтверждается в работе И. В. Вачкова и С. Н. Вачковой, где у педагогов, которые используют адаптивные когнитивные и поведенческие стратегии преодоления, отмечалось снижение уровня выгорания, что касалось всех его симптомов [6]. На выборке медицинских работников Е. Р. Исаева и И. Л. Гусева показали, что рост эмоционального выгорания, формального отношения к пациентам, истощения и негативизма в связи с профессиональной деятельностью был связан с частым использованием для преодоления стресса стратегий отстранения от проблем, поиска собственной ответственности в их возникновении и агрессивного, враждебного поведения [9].

Данные о связях выгорания и копинг-стратегий у социальных работников предоставляет на основании своего исследования Д. Дикс. Автор пишет о том, что у работников, занятых в сфере социальных услуг, предикторами эмоционального выгорания могут являться определенные копинг-стратегии, отражающие фокусировку на эмоциях и пассивное, избегающее поведение [16].

Интересные результаты показывают исследования, проведенные с учетом стажа сотрудников. М. В. Третьякова в своем исследовании, проведенном среди учителей, выявила, что с увеличением стажа работы (более 15 лет) у педагогов преобладает копинг-стратегия избегания, которая отражает ориентацию на игнорирование проблемы. При этом у педагогов с разным стажем работы (до 5 лет, 5–15 лет и более 15 лет) во всех группах была обнаружена положительная связь между планированием решения проблем и деперсонализацией, что может говорить о тенденции эмоционально отстраняться от деятельности через использование осознанных стратегий, ориентированных на изменение ситуации [13].

Исследование Н. А. Воронинова и А. Ш. Широковой, проведенное среди сотрудников налоговых органов также показало, что с увеличением стажа работы меняются копинг-стратегии: у сотрудников со стажем 4–8 лет, которым характерен максимальный уровень выгорания, проявляются пассивные стратегии избегания, тогда как сотрудники с большим стажем работы и меньшим уровнем выгорания чаще используют социальную поддержку как предпочитаемую стратегию совладания [8]. Это подтверждает вывод о том, что с опытом приходит способность более эффективно справляться с трудностями, привлекая к процессу совладания социальные ресурсы.

Итак, в результате проведенного теоретического обзора можно сделать вывод о том, что копинг-стратегии являются важным фактором, который может способствовать или препятствовать формированию эмоционального выгорания у представителей различных профессий. Значение копинг-стратегий при противодействии выгоранию состоит в том, что они выступают в качестве личностного ресурса, позволяющего активизировать психологические инструменты, помогающие сотрудникам эффективно справляться со стрессовыми ситуациями. Чаще всего к копинг-стратегиям, которые связаны с повышением эмоционального выгорания, относят избегание и социальную изоляцию, тогда как поиск социальной поддержки рассматривается как позитивная стратегия, связанная с меньшим уровнем выгорания.

Понимание того, какие копинг-стратегии более эффективны в противодействии эмоциональному выгоранию, может быть использовано для разработки программ психологической поддержки, направленных на снижение уровня стресса у сотрудников. Такой подход позволит улучшить качество работы и снизить текучку кадров в стрессовых профессиях.

Литература:

  1. Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов: автореф... дис. канд. психол. наук. Хабаровск. 2010–24 с.
  2. Баранов А. А., Мерзлякова Д. Ф., Кузяева Ю. М., Стратегии психозащитного поведения педагогов с разными уровнями эмоционального выгорания // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология — 2010 — № 11 — С. 28–34.
  3. Бодров В. A. Проблема преодоления стресса. Ч. 2: Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал — 2006 — Т. 27 — № 2. C. 113–123.
  4. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Изд-во «Питер», 2009–102 с.
  5. Большакова, Т. В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2013–173 с.
  6. Вачков И. В., Вачкова С. Н., Копинг-стратегии и уровень эмоционального выгорания педагогов // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию — 2021 — № 1. С — 290–295.
  7. Водопьянова, Н. Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека // Вестн. С.-Петерб. ун-та. — 2009 — Сер. 12. Вып. 2 — С. 75–87.
  8. Воронина Н. А., Широкова А. Ш., «Профессиональное выгорание» и предпочитаемые копинг-стратегии у сотрудников налоговой службы // Вестник университета — 2016 — № 12 — С. 202–207.
  9. Исаева Е. Р., Гуреева И. Л. Синдром эмоционального выгорания и его влияние на копинг-поведение у медицинских работников // Ученые записки университета Лесгафта — 2010 — № 6 (64) — С. 26–30.
  10. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы // Вестник КГУ — 2013 — № 5 — С.184–188.
  11. Минияров В. М., Василевская Е. А., Формирование копинг-стратегий педагогов в состоянии эмоционального выгорания // Известия Самарского научного центра Российской академии наук — 2015 — № 1 — С. 388–393.
  12. Рогозян А. Б. Стресс-устойчивость в контексте теоретического конструкта психологических ресурсов личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология — 2011 — № 1 — С.140–145.
  13. Третьякова М. В. Эмоциональное выгорание и копинг-стратегии учителей в период дистанционного обучения // Вестник Прикамского социального института — 2021 — № 2 — С. 131–138.
  14. Умняшкина, С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий: дис.... канд. психол. наук. М., 2002. — 82 с.
  15. Човдырова Г. С., Пяткина О. А. Копинг-стратегии личности при адаптации к стрессу // Психопедагогика в правоохранительных органах — 2021 — № 1 — С. 41–47.
  16. Dix D., The Relationship between Coping Strategies and Burnout for Caregivers of Adjudicated Youth // Walden Dissertations and Doctoral Studies. Walden University. 2017–189 p.
  17. Lazarus, R. S. Emоtiоns: a cоgnitive рhenоmenоlоgical analysis // Emоtiоn. Theоry, Research and Exрerience — 1980 — Vol. 1 — P. 185–217.
  18. Maslach C., Leiter M. P. Understanding the burnout experience: recent research and its implications for psychiatry // World Psychiatry — 2016 — № 15(2) — Р. 103–111.
  19. Shin H., et al., Relationships Between Coping Strategies and Burnout Symptoms: A Meta-Analytic Approach // Professional Psychology Research and Practice — 2014 — № 45(1) — P.44–56.
  20. Vaillant G. Adaptive mental mechanisms: Their role in a positive psychology // American Psychologist — 2000 — Vol. 55 — № 1 — Р. 89–98.


Задать вопрос