В статье рассматривается использование мнемотехнических приёмов как эффективного инструмента для изучения лексики иностранного языка. Автор обращается к теоретическим основам мнемотехники, описывает её историческое развитие и ключевые механизмы. Особое внимание уделяется преимуществам мнемотехники. Статья подчеркивает значимость интеграции мнемотехнических приёмов в образовательный процесс для повышения эффективности запоминания и формирования устойчивых языковых навыков у учащихся.
Ключевые слова : мнемотехника, лексика, иностранный язык, запоминание, развитие памяти.
Изучение иностранного языка связано с работой многих видов анализаторов, которые отвечают за восприятие и анализ сенсорной информации одного вида. Оно оказывает большое влияние на развитие памяти, так как учащемуся нужно запоминать слова, словосочетания, клишированные выражения и их употребление в речевой деятельности. Без определенного «вербального инвентаря», хранящегося в памяти, овладение языком, который изучает человек представляется невозможным [10, с. 26].
Из этого следует то, что для освоения языка требуется выучить множество слов, что является одной из основных проблем при изучении иностранного языка, поэтому мы полагаем, что благодаря использованию приёмов мнемотехники при изучении иностранной лексики можно решить названную выше проблему.
Г. Лефрансуа, последователь Ж. Пиаже отмечал, что под мнемотехникой понимается операциональный механизм кодирования и декодирования когниций, который предполагает хранение в памяти приобретённой информации. В основе формирования мнемотехник лежит некая «ментальная структура», которая придаёт осмысленность опыту, который пережил человек как внеязыковому, так и языковому [6, с. 128].
Также, автор системы запоминания «Джордано» В. А. Козаренко отмечал, что мнемотехника пользуется естественными механизмами памяти головного мозга человека и позволяет контролировать процесс запоминания, хранения и воспроизведении информации из памяти. Мнемотическое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности и закрепление в памяти [12, с. 6].
Изначально мнемотехника возникла в Древнем Риме как часть искусства риторики. Мнемотехнику составляли приёмы для запоминания длинных речей. Ораторам приходилось запоминать наизусть большие объемы информации, поэтому они пытались разработать приёмы для её лучшего запоминания. В своём труде «Об ораторе» Цицерон писал о том, как поэт Симонид «изобрел искусство памяти» [9, с. 31].
Считается, что термин «мнемоника» был введен Пифагором Самосским в VI веке до н. э. Её изучал и применял в преподавании Джордано Бруно, в свою очередь Аристотель обучал искусству запоминания своего ученика Александра Македонского. Известный римский философ Сенека мог безошибочно повторить около 2000 слов, не связанных между собой, а советский академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов [8, с. 7].
Применение мнемотехнических приёмов остается одним из активно обсуждаемых вопросов в образовании, так, например, исследователи А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков и Р. Аткинсон признают высокую эффективность мнемотехники в образовательном процессе [1, с. 12].
Мнемотехника основывается на сплетении нескольких зрительных образов и их последующей фиксации в коре головного мозга, а её применение имеет ряд преимуществ в отличие от привычных техник запоминания. Она оказывает положительное влияние на развитие ассоциативного мышления, воображения, визуальной памяти и слуховой памяти, совершенствуют различные стороны речевого развития. Вместе с тем, она помогает расширить объем памяти за счёт формирования дополнительный ассоциативных рядов, из этого следует то, что процесс запоминания становится более эффективным, так как у человека задействовано не только левое полушарие головного мозга, отвечающее за логическое мышление, но и правое, отвечающее за чувственное восприятие, образное мышление [2, с. 177].
Существует множество мнемотехнических приёмов, направленных на запоминание различного типа информации — таблицы, числа, различные последовательности, иностранные слова. К числу основных приёмов мнемотехники, используемых в изучении лексики иностранного языка, относятся карточки, техника ментальных карт, свободных ассоциаций, фонетический метод и многие другие. Каждый приём мнемотехники носит индивидуальный характер, поэтому конкретно рассмотрим приёмы мнемотехники при обучении иностранному языку на среднем этапе обучения [7, с. 58]:
- Приём ключевых слов
Это приём, при котором иностранное слово запоминается с помощью ключевых слов, а именно главных смысловых акцентов, которые должны служить ключами для связи лексической единицы и её значения. Он облегчает процесс заучивания необходимых фраз и лексики, поскольку ученик легко запоминает часть фразы на родном языке, а оставшуюся вспоминает по рифме или смысловой ассоциации, например, rain шёл без остановки, а я бежал в свой home [2, с. 302].
- Приём символизации
Он применяется для преобразования в зрительные образы абстрактных слов, которые не имеют фиксированного образного значения. Приём символизации развивает вариативное мышление, открывает доступ к непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям и позволяет структурировать значение слова по отношению к другим. Например, ЛЕ «disease» можно связать с образом градусника или человеком, который лежит на кровати с капельницей в больнице [11, с. 74].
- Техника Eselbrücken (ослиные мостики)
Суть этого мнемотехнического приема заключается в том, что запоминание иностранного слова происходит с помощью графических образов и схожими по звучанию с родным языком словами. Например, pen (ручка) — Пётр Эдуардович попросил у своей жеНы РУЧКУ. Также самой известной интерпретацией данной техники является поговорка, которая по первым буквам отражает порядок цветов радуги в английском языке: Roy G Biv [13, с. 8].
- Техника оживления (соощущения)
Она позволяет усилить представление о новой лексической единице, улучшить восприятие, запоминание слов, так как многие слова или выражения могут ассоциироваться с ситуациями из реальной жизни. Ключевую роль в этом играют визуальные образы, которые возникают у учащихся. Важна чувственная, материальная основа. При прослушивании аудиозаписи ученик осуществляет функцию анализа и синтеза информации и задействует органы чувств, поэтому при воспроизведении в записи звука дождя, грозы учащиеся могут ярко представить звук капель, запах дождя [15, с. 31].
- Ассоциограмма
Ассоциограмма представляет из себя графическое изображение связей центрального понятия с другими ассоциациями, предметами, качествами, явлениями, которые возникают на основе схожести, противопоставления. При применении этого метода, исходя из главной темы, представляются дальнейшие детали и идеи в виде ответвлений. Она может иметь следующий вид: центральная тема урока должна быть написана в середине листа, например, «sport», далее от расположенной в центре темы отходит множество цветных линий с ключевыми словами: football, skiing, to win, to lose, team итд [14, с. 112].
- Техника ментальных карт
Lexical Mind Map Mnemonic Technique была разработана британским психологом Т. Бьюзеном. Их преимущество заключается в том, что они позволяют быстро усваивать и воспроизводить изученный материал, удобны в использовании. Кроме того, с их помощью дети учатся отбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, развить креативное, критическое мышление и память.
Данную технику можно использовать при изучении тематической лексики или группы фразовых глаголов. Например, в середине листа записывается центральная тема «art», а от неё исходят главные ветви сверху которых учащиеся подписывают основные ключевые слова, которые относятся к теме: film production, pottering, interior design, photography. Рядом с ключевыми слова учащиеся изображают ассоциативный образ ЛЕ [5, с. 7].
- Техника зрительных ассоциаций
Эта техника позволяет воспроизводить в памяти информацию, которая сохранилась при помощи визуальных образов. В мнемотехнике они делятся на два основных типа: опорные образы, которые не несут информационной нагрузки и служат для последовательного запоминания и припоминания информации; искусственные ассоциации являются комбинациями зрительных образов, которые человек создаёт с помощью воображения. Например, для запоминания глагола «to wake» учитель может использовать опорный образ, а именно ребенка, который только что пробудился и смотрит в окно [11, с. 72].
- Мнемотаблица
Мнемотаблицей является графическая схема с условными схематическими изображениями, в которую занесена конкретная информация. Она служит своеобразным зрительным планом для составления рассказа, помогает выстроить его последовательность, и с их помощью учащиеся смогут развить память, образное мышление научится выстраивать логические цепочки увеличить свой словарный запас. Для выполнения своей функции, мнемотаблица должна соответствовать ряду требований: чётко передавать основные значения ЛЕ, которые должны быть освоены с её помощью; быть простой и доступной для каждого уровня развития ребенка. Учащиеся могут прочитать рассказ, статью, стихотворение, далее, выделить основные ключевые слова, записать и графически изобразить их в мнемоквадратах для того, чтобы основные идеи текста закрепились в их памяти с помощью образов [16, с. 41].
- Флэш-карты
Л. М. Колкер предлагает использовать наглядность при семантизации и активизации лексики, а именно: применение флэш-карт, где на одной стороне проиллюстрировано изображение предмета или понятия, а с другой стороны его графический вид и транскрипция [3, с. 65].
Вариант данного приема подробно описывает методист Н. Д. Слоущ. С одной стороны флэш-карты должна быть написана лексическая единица с её ассоциативным образом, с другой — её перевод. Во время заучивания эффективно использовать обе стороны карточки для самопроверки. Учитель должен заранее подготовить карточки для работы на уроке. Если учащиеся тоже готовят такие наборы карточек, то эффективно проводить данную работу в парах: один ученик отвечает, другой его проверяет [17].
- Техника графического запоминания
Он представляет из себя перенос образа слова с помощью его изображения. Данный приём является хорошим способом развить творческое мышление, воображение, мышечную память. Кроме того, использование графического образа на уроке позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать вербальную информацию. Например, учитель может предложить учащимся составить список труднозапоминаемых слов и попросить изобразить их на листке бумаге. Затем, ученики осуществляют работу в парах, где один из учеников показывает графический образ слова, а его партнер пытается догадаться какая ЛЕ зашифрована [4, с. 93].
Подводя итог, можно сказать, что существует ряд различных мнемотехник, которые можно применить в процессе обучения школьников иностранному языку. Мнемотехника рассматривается как возможность закреплять в памяти большое количество информации, экономить время на запоминание, развивать мышление. Использование приёмов мнемотехники на уроках иностранного языка помогает не только запомнить английские слова, но и создаёт позитивный эмоциональный фон в процессе обучения английскому языку.
Литература:
- Андреева, И. В. Мнемотехника в современном экологическом образовании / И. В. Андреева. — СПб: Крисмас, 2002. — 49 с.
- Аткинсон, Р. Л. Введение в психологию / Р. Л. Аткинсон. — М.: Изд. дом Нева, 2003. — 672 с.
- Бирюкова, Н. Ю. Роль визуализации в обучении иностранному языку: мнемонический метод использования флэш-карт / Н. Ю. Бирюкова // Образование. Карьера. Общество. — 2012. — № 2. — С. 65–68.
- Бурачевская, О. В. Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем / О. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 93–97.
- Бьюзин, Т. Интеллект- карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Т. Бьюзин. — М.: ООО Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 113 с.
- Гридина, Т. А. Вербальные мнемотехники как механизм кодирования и декодирования информации / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. — 2014. — № 1. — С. 128–134.
- Душинина, Е. В. Мнемотехника на уроках иностранного языка в неязыковом вузе / Е. В. Душинина // Актуальные вопросы образования. — 2020. — № 2. — С. 58–60.
- Зиганов, М. А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления / М. А. Зиганов. — М.: Школа рационального чтения, 2012. — 173 с.
- Йейтс, Ф. Искусство памяти / Ф. Йейтс. — СПб.: Университетская книга, 2021. — 498 с.
- Каракешишян, С. О. Мнемотехника как технология развития памяти / С. О. Каракешишян // Наука в современном мире: приоритеты развития. — 2019. — № 1(5). — С. 24–29.
- Козаренко, В. А. Мнемотехника шаг за шагом / В. А. Козаренко. — М.: Школа рационального чтения, 2002. — 395 с.
- Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В. А. Козаренко — М.: Самиздат, 2007. — 350 c.
- Лисовская Е. А. Узелки на память / Е. А. Лисовская. — Минск: Бел. Ассоц. «Конкурс», 2007. — 80 с.
- Норпулатова, Х. А. Активные методы обучения, направленные на развитие самостоятельного и творческого мышления студентов / Х. А. Норпулатова // Молодой ученый. — 2012. — № 1(36). — С. 112–116.
- Осиянова О. М. Дидактический потенциал мнемотехники в лингвистическом образовании студентов / О. М. Осиянова, В. Д. Демина // Вестник ОГУ. — 2020. — № 5(226). — С. 44–51.
- Хохлова, Л. П. Методы запоминания информации (мнемотехника) / Л. П. Хохлова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. — 2017. — № 2 (6). — С. 40–43.
- Budden J. Using flash cards with young learners [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.teachingenglish.org.uk/article/using-flash-cards-young-learners — 19.09.2024.